Живая вода каменского театра

               
«Вода живая» -  поэтическо-музыкальный спектакль театра «Драма Номер Три» г. Каменска-Уральского. Программа составлена из произведений каменских поэтов по итогам актёрского конкурса чтецов. Это не первая работа театра, полностью построенная на местном материале, но, пожалуй, первая по степени погружённости в тему.

«Каменская поэзия», «каменские поэты» – один из самых устойчивых брендов  города последнего времени.  Местные поэты – уважаемые в городе люди, которых любят, кем гордятся, они обласканы властью, при содействии и приглядом которой уже четверть века проводится Рождественский поэтический конкурс, в этом году ставший областным. В городе прошло несколько совещаний молодых писателей (Всеуральское в 2002, Всероссийское в 2007 и Международные в 2011, в 2013 и 2015 г.г.) и уже дважды состоялся международный писательский форум «Рифейские встречи»
 
На рубеже веков, с лёгкой руки журнала «Урал», город Каменск-Уральский был обозначен  «поэтической аномалией», которая, к слову, давно уже стала нормой: огромное количество превосходных поэтов из третьего по величине города Свердловской области  уже никого не удивляет ни в области, ни за её пределами.
 Однажды Майя Никулина во время выступления перед каменской публикой на вопрос - какой город она считает самым литературным на Земле, не задумываясь, ответила: «Каменск-Уральский» и на то, несмотря на некоторую метафоричность и условность заявления, у неё были свои особые и самые веские основания.
Поэтов в городе много, такое ощущение, что пишут все поголовно, профессиональные поэты есть даже во властных городских структурах. В 2006 году город установил мировой рекорд «Книги рекордов Гиннесса» по количеству поэтов и продолжительности непрерывного чтения в режиме он-лайн жителями одного населённого пункта: 234 каменца 27,5 ч. безостановочно читали стихи на Поэтическом марафоне в  библиотеке им. А.С.Пушкина. Но обилие пишущих в рифму, к счастью, не сказывается отрицательно на общем творческом уровне, наоборот, по законам диалектики, количество переходит в качество. И, правда, в каком ещё российском городе, численностью менее 200 тысяч человек, живут и творят одновременно 13 членов Союза писателей России?
 
Известный литературный критик Леонид Быков, ещё в начале века анализируя положение литературных дел на Урале, поставил каменскую поэтическую школу на четвёртое место в регионе после Екатеринбурга, Перми и Челябинска, оставив позади такие крупные литературные центры, как Оренбург, Тюмень, Нижний Тагил, Уфа и другие города Большого Урала. И в этом большая заслуга городского литературного объединения, которому в этом,  2017 году исполнилось 70 лет. Каменская поэтическая «домница» выплавила немало замечательных имён, начиная с Виталия Кодолова, поэта с искорёженной системой судьбой, которого ещё при жизни называли великим, но чьё имя было насильно вычеркнуто из русской литературы и творческое наследие которого сохранилось только частично, восстановленное по памяти друзьями поэта. Из нынешних поэтов на слуху имена и стихи Натальи Санниковой, Михаила Четыркина, Евгения Черникова, Ивана Паздникова.  Вера Кузьмина, участковый фельдшер одной из городских больниц, пару лет назад произвела настоящий фурор в интернете, своей народной «домотканой» поэтикой вызвав восторги как простых читателей, так и искушённых, признанных мэтров: стихи Веника Каменского (под таким ником пишет Вера Николаевна) обсуждают, перечитывают, передают друг другу, порой ругают, даже сомневаются  в реальности существования их автора. 
 
Зарождение и становление общественного  поэтического самосознания отразилось в местных мемах, в городских слоганах и девизах. В последние годы, когда устаревший бренд «Каменск - поэтическая аномалия» потерял актуальность - явление всё более становится обычным, общепризнанным - всё чаще со сценических площадок, с экранов телевизоров звучит новое имиджевое самоопределение малой родины: «Город металлургов и поэтов». Кстати, его авторство, по мнению местных краеведов, принадлежит худруку драмтеатра засл.раб.к.РФ Людмиле Матис, впервые употребившей этот городской девиз в сценарии одного из общегородских мероприятий. Сама Людмила Степановна неоднократно принимала участие в Рождественском конкурсе, занимая призовые места.-*  И именно ей принадлежит идея проведения конкурса чтецов на местном материале.
 
Чтецкие конкурсы среди актёров проводятся в «Драме №3» уже два года, стали привычными для артистов и зрителей, полюбились ими. По итогам  было подготовлено два поэтических спектакля: один, составленный из стихов о войне, был посвящён 70-летию Великой Победы, другой – «Свеча горела на столе» – приурочен к юбилеям Михаила Лермонтова, Бориса Пастернака, Сергея Есенина и Давида Самойлова.

  Название новому конкурсу и, соответственно, будущему спектаклю, дало заглавие поэмы одного из основных городских поэтов, лауреата Всероссийской премии им. П.П.Бажова Нины Буйносовой «Вода живая», очень точно определившее суть и общую тональность, казалось бы, официального, «галочного» мероприятия. И фраза «живительная влага поэзии» в общем контексте отнюдь  не кажется напыщенной метафорой и поэтическим преувеличением. Именно, живым поэтическим словом намеревались омывать свои и зрительские души и сердца каменские актёры, пытаясь очиститься от косности, чёрствости, зашоренности современного бытования.
Выходу спектакля предшествовала полугодовая  подготовка: актёры сами выбирали стихотворения, самостоятельно репетировали. Готовясь к конкурсу, артисты театра поразились тому объёму качественного материала, зачастую теряясь какое произведение взять в свой репертуар. И это неудивительно: с каменскими артистами «солидарны» и многие известные «некаменские», отдавшие свои «голоса» поэтам этого некрупного рабочего городка: начиная от Валентины Толкуновой и заканчивая тюменско-московской панк-группой «Кооператив Ништяк». Список, причастившихся к каменскому поэтическому слову достойный и внушительный и заслуживает отдельного внимания и изучения: песни на стихи каменских поэтов исполняли  Сергей и Татьяна Никитины, ВИА «Верасы», Уральский  народный хор, Сергей Галанин и группа «СерьГа», Денис Майданов (с дочерью Владой), Михаил Турецкий (с дочерью Эммануэль), Анита Цой, Илья Юдичев («Голос-1»), «Отпетые мошенники», «Пораженцы», «Панки по пьянке» и другие. А музыку на стихи каменских поэтов писали композиторы Евгений Родыгин, Вадим Биберган, Валерий Иванов, Лев Белевцов, Владимир Шорохов, Евгений Реутов, Альберт Сайфулин, Ольга Лунёва, Игорь Васильев, Сергей Севрюков, Андрей Каштанов, Нэйл Прокин, Владимир Симонов, Ольга Ушакова, Октябрина Надточий, Владимир Чернигин, Андрей Серебренников, Елена Медведева, Юрий Яковлев. И это далеко не полный список. Поэтому весьма уместно смотрелись в конкурсной программе и песни на стихи каменских поэтов.

  Выбор актёров был весьма широк. Прозвучала каменская поэтическая (Юрий Каплунов и Татьяна Фёдорова) и песенная (Елена Игнатова) классика, а также произведения, которым только предстоит стать классическими и, по всей видимости, не только для  города, как, например, стихи той же Веры Кузьминой, о творчестве которой в последнее время широко говорят во всём русскоязычном Интернет-пространстве, но именно этот конкурс открыл для многих каменцев поэзию своей землячки. Были в программе и молодые авторы - Ксения Шалобаева, и ушедшие поэты – Евгения Кузеванова и даже виртуальные – Вика Солнцева.

 Нашлось своё законное место и каменским музыкальным брендам, причём, как и положено знаковым произведениям – в начале и конце программы: песня «Ты да я, да мы с тобой» из к/ф «Тихие троечники», давно ставшая народной и позабывшая своё родство – каменского поэта Владимира Потоцкого, открывала программу, а «лирический гимн» города «Яблонь белые купола» (муз.О. Ушаковой, сл. Л. Матис) – завершал.
 
 Неудивительно, что зрители смотрели действо с особым пристрастием: слышал накануне концерта реплики в кулуарах по поводу: мол, «наши будут наших читать»  Интрига "что там наши про нас с вами нам же самим расскажут", словно витала в воздухе. Лично заинтересованным смотрелось и жюри, произведения двух участников которого –  Александра Шалобаева и Людмилы Матис – были представлены в конкурсной программе.

 В теме были и остальные судьи, как, например, актёр театра з.а. РФ Вячеслав Соловиченко, чьи стихи размещены на городском литературном сайте «Феникс». Актёры театра также смогли продемонстрировать поэтическую компетентность, выдвинув из своих рядов собственного поэта Олега Меньшенина, чьи тексты, кстати, звучат в одном из спектаклей театра.-**
Пишущий актёр – явление далеко нередкое. Каменская драма – не исключение. Инга Матис (на стихи которой, к слову, творили такие известные композиторы как, Василий Тонковидов, автор музыки к телесериалу Сергея Урсуляка  «Жизнь и судьба» по одноимённому роману Василия Гроссмана) пишет сценарии вечеров для внутреннего пользования, а также (в соавторстве с актрисой театра Ирмой Арендт) пьесы и инсценировки, по которым в театре ставятся спектакли. Песни на тексты самой И.Арендт (сценический псевдоним режиссёра Ирины Симановой) также нередко звучат в её авторских постановках.-*** 
 
Чтецы перед выступлением волновались: впервые приходилось читать перед живыми авторами, а на конкурс, помимо поэтов-членов жюри, обещались прибыть и другие каменские стихотворцы. Обещали и сдержали своё крепкое поэтическое слово: по крайней мере, половина «чтимых» авторов лично присутствовала в зале. Не менее волновались и сами поэты, опасаясь несоответствия авторской рефлексии с поэтическим ощущением исполнителей.

Но опасения оказались напрасными: по словам, Александра Шалобаева, сказанными применительно к его исполнителю – Алексею Калистратову, прочитавшему одно из «афганских» стихотворений поэта, «прочтение  было именно таким, как задумывалось автором при написании».

  С этим заявлением были солидарны все, присутствующие на концерте, поэты. Кстати, один из них – Сергей Симанов, наблюдавший процесс изнутри, участвуя в концерте в нескольких ипостасях – в качестве автора, чьи произведения исполнялись в конкурсной программе, а также, как аккомпаниатор и исполнитель песен (совместно с артистами театра), сам поневоле стал конкурсантом. Не являясь штатным актёром, поэтому участвуя в программе вне конкурса, он, тем не менее, по мнению жюри, «наработал» на спецприз в номинации «За музыку стиха».

  На том же музыкальном поле поработало вокальное трио театра (Татьяна Ишматова, Мария Зворыгина, Татьяна Петракова), каждая из участниц которого получила по спецпризу в номинации «За музыкальное прочтение стихов», а исполненная ансамблем акапельно песня на стихи Людмилы Матис стала ярким финальным аккордом всего конкурсного концерта. Ещё один спецприз в номинации «Пульс времени» был вручён Владимиру Скрябину за стихотворение Веника Каменского (Веры Кузьминой)  «Совки».
 
Беспрецедентное обилие сильных номеров вынудило жюри принять соответствующее решение: присудить сразу четыре первых места! Ирме Арендт и Инге Матис присуждены первые премии за прочтение поэзии Веры Кузьминой, Татьяна Петракова отмечена первым местом за яркий, театрализованный номер в стиле «шансон» - «Обычная история» по стихотворению Вики  Солнцевой. Ещё один первый приз – «За удачную актёрскую интерпретацию творчества Юрия Каплунова, Татьяны Фёдоровой и Елены Игнатовой», получила Татьяна Ишматова. Ей же в результате голосования  был присуждён приз зрительских симпатий.
 
Лучшие конкурсные номера и составили ткань спектакля «Вода живая» (реж. Л.Матис). И, по всей видимости, новой работе театра уготована долгая жизнь, о чём говорит востребованность спектакля  у подрастающего поколения. Некоторые результаты воспитательной функции спектакля видны уже сейчас. Как отметили члены жюри городского школьного конкурса чтецов «Лит-Арт», прошедшего вскоре  после премьеры, в этом году каменские школьники, участвующие в смотре, были наиболее активны в выборе произведений каменских поэтов. И, думается, в этом немалая заслуга спектакля «Вода живая». И, безусловно,  это очень важно, особенно в период формирования личности – знать и научиться любить место, где ты живёшь, чтить и читать поэтов-земляков, воспринимать окружающий мир посредством их поэтического мировоззрения.

Жизнь человека протекает в пространстве и времени, что неизбежно подразумевает вопрос о месте существования – стране, крае, малой родине: что оно представляет, место, где тебе выпало жить, сам смысл существования здесь и сейчас. «Человек не выносит смысловой и ценностной пустоты места, где он живёт, ему насущно необходимо его осмыслить и ценностно упорядочить» (В.Абашев)  Этот экзистенциальный аспект – отношения к месту собственного существования, скорее всего, и был основным импульсом для создателей спектакля: актёров и режиссёра. Это взгляд через призму литературного текста вглубь, в себя. Ведь поэтическая оптика в российской ментальности представляется наиболее верным и правильным инструментом. И эта, скорее всего, первая попытка осмысления места своего проживания, оказалась интересна жителям этого места. Спектакль, предназначенный, в основном, для учащейся молодёжи, получил общественный резонанс в обществе – его обсуждение прошло, например,  на одном из городских интернет-форумов.

В последние годы городское сообщество Каменска-Уральского весьма озабочено поиском самоидентификации. Горожане проявляют неслыханное и немыслимое ранее стремление к осознанию собственной идентичности, что демонстрируют обсуждения проблемы в СМИ, в интернете, на встречах с городской администрацией. На этом фоне спектакль местного театра во многом отвечает запросам горожан.
Это спектакль о Каменске, но не о истории города, а о Каменске, как месте жизни человека и культурном феномене страны. В основе поставленной так сверхзадачи лежит представление о творческой, преобразующей реальность энергии культуры. Поскольку, человек осваивающий место, выбранное для жизни, не только преобразует его утилитарно, а организует его символически, тем самым вырывая из немого доселе ландшафта, приобщая к феномену культуры. Культура не безучастна к физическому пространству, она его идеально преобразует, переустраивает, сообщая структуру и смысл. В результате рождается новая реальность места. А может быть, в этом и есть смысл человеческого существования: в осознании себя и своего места в этом мире?
 
на фото Алексея Фадеева:  на конкурсе чтецов в театре "ДНТ",  жюри конкурса засл. арт. РФ Вячеслав Соловиченко, Елена Гусарева, засл. раб. культуры РФ Людмила Матис и член Союза Писателей России Александр Шалобаев.
             
Примечания:

-* Людмила Матис заняла III место в XV Рождественском поэтическом конкурсе в сезоне 2007-2008 г.г.
-** Олег Меньшенин читает авторские стихотворения в спектакле серовского режиссёра Юлии Батуриной «Как я стал…» (Ярослава Пулинович). Премьера сост. 16 октября 2015 г. Кроме того, в спектаклях театра «Драма Номер Три» звучали песни на стихи каменских поэтов Елены Игнатовой и Сергея Симанова («Волшебное кольцо» по Борису Шергину, инсценировка и режиссура Ирины Симановой, премьера - октябрь 2005 г.) Авторская частушка Сергея Симанова в исполнении актрисы театра ДНТ Ирмы Арендт звучит в спектакле режиссёра Людмилы Матис «Зелёная зона» Михаила Зуева (премьера 13 октября 2007 г.) Тексты Людмилы Матис звучат в её авторских спектаклях, поставленных в театре «Драма Номер Три»: «Каникулы в Лукоморье» Ильи Губина (музыка Татьяны Ишматовой), премьера 2 июня 2017 г., в «Кукарямбе» (пьеса Л.Матис), на музыку Евгения Реутова (премьера – 29 мая 2011 г.)
Песни на стихи Ирины Симановой (Ирмы Арендт) звучат в её авторских постановках:  «Слон Хортон» (совместно с Сергеем Симановым, музыка Натальи Бахаревой), премьера 20 сентября 2009 г., «День рожденья Леопольда»  (Аркадий Хайт), композитор Евгений Реутов  (премьера 1 июня 2012 г.)   
-***  23 декабря 2017 г. состоялась премьера спектакля Ирины Симановой «Золушка» (Шварц), музыку к которому написал самарский композитор Василий Тонковидов. Текст одной из песен сказки написан автором спектакля Ириной Симановой (актёрский псевдоним: Ирма Арендт)

Библиография:
 
сайт Культура.РФ
 
Никифор Галёркин. Каменские актёры читали каменские стихи. 29.10.2016 г. 9:32 Сайт литературного клуба «Феникс» http://litclub-phoenix.ru/news/2016-11-09-1813

Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Изд. Пермского университета Пермь, 2000. 404 с. ISBN 5-8241 - 0234 -1
 
Антон Енотов. Живая вода каменской поэзии, сайт литературного клуба «Феникс». 09.11.2016 г. 2:09 http://litclub-phoenix.ru/news/2016-11-09-1813
 
Антон Енотов. Вода живая каменской поэзии. 10.11.2016 г. Официальный сайт администрации города Каменска-Уральского
 
Антон Енотов. Живая вода каменской поэзии, сайт «Современный Каменск КУ66» 10.11.2016 г. 22:50
 
Антон Енотов. 09.11.2016. «Вода живая» каменской поэзии. 09.11.2016 г.Сайт театра «Драма Номер Три»
 
Антон Енотов. Вода живая каменской поэзии. 11.11.2016 г.13:20 Сайт Ku.Life
 
Антон Енотов. Вода живая каменской поэзии. Сайт БезФормата.Ру Каменск-Уральский:
 
10.11.2016 г. 17:10
 
10.11.2016 23:13
 
11.11.2016 13:20
 
 01.11.2016 г. Пятый конкурс чтецов «Вода живая» по стихам каменских поэтов. Канал «YuoTube», съёмка и монтаж Игоря Корюкова
 
 Антон Енотов. В Каменске-Уральском вышел очередной сборник «Лит-Арт-Строка-2016». 24.11.2016. Сайт «Каменск 21 век»
 
  Вода живая. Спектакль Драмы Номер Три. [электронный ресурс]  // Литературный клуб ФЕНИКС: Фенипедия /энциклопедия каменской культуры / [сайт].   Каменск-Уральский –   16.09.2017 г.  URL:  http://litclub-phoenix.ru/stuff/14-1-0-255

 
                2016 г.


Рецензии
Пожалуй, соглашусь, В Каменске-Уральском на редкость много талантливых поэтов, значит, культура высокая в городе. По количеству из Свердловской области больше вышло литературных талантов, чем из нашей, не буду упоминать, чтобы не обидеть никого. Дело не только в количестве ведь, но и в качестве, оно тоже выше.

Наталья Прохорова   10.06.2024 10:01     Заявить о нарушении
Спасибо. Ваш город и область ваша тоже очень даже хорошо обжитые поэтические территории, знаю не понаслышке. Про культуру же в нашем городе вы немножко (я скромничаю: не немножко, а сильно!) преувеличиваете, к сожалению. Хотя в Каменске-Уральском хороший, профессиональный театр, один из лучших в области, поэтов хороших и разных, как вы заметили, немало, но о культуре приходится только мечтать. Выйдя, например, летом на природу, присев в лесу отдохнуть, можно такую "культуру" узреть, что даже удивительно становится, что ещё совсем недавно вот эту, может быть, самую полянку Михаил Минин воспел:

Нет удач в местах привычных:
Отошла грибкам пора.
Лес в покое безграничном:
Ни людей, ни комара.

Воздух свеж. Брести не жарко,
Не беда, что нет опят.
В лужах чайною заваркой
Воды тёмные стоят.

В них слетают для настоя
Запоздалые листы
Скоро всё снега покроют –
И поляны, и кусты.

…Чудо! Впору снять фуражку:
Над ложбинкой, близ ракит
На весь мир одна ромашка
Белой свечкою горит.

Взять? Сорвать? Свезти не в тягость
В городскую кутерьму –
Только как такую радость
У поляны отниму?!

Поэтому, наверное, не случайно Каменск-Уральский журнал "Урал" и поименовал некогда "поэтической аномалией". Впрочем, поэзия всегда была аномальным явлением...

Кумохоб   09.06.2024 14:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.