Против колхозов из Белогорские афоризмы. Том 3

    Люди хотят своего. И это нормально. Я имею в виду не вещизм. Люди хотят, прежде всего, своего внутреннего мира, хотя и далеко не всегда это осознают. Внешнее своё есть отражение внутреннего; но поскольку видно без упражнения только внешнее, кажется, что наоборот.
    Внешнее обобществление, по-видимому справедливое, приводит к уравниванию неуравниваемого и самом зачатке своём уже несёт конфликт. Люди - по внутреннему объёму своему - рознятся на воздушные шарики и воздушные шары; и нельзя, разумеется, и то и то упрятать, не повредив или не погубив, в одинаковые "пайковые" чемоданы.
    Человеку нужно попробовать разлюбить вещь и полюбить себя, не в качестве стяжателя, а в качестве образа Божия. Нужно посмотреть на себя в зеркало и полюбить не отражение в миру, а то, что' отражается. Дух невидим, но в качестве отражения мы можем угадывать его следы. Дух индивидуален, нет никакого общественного духа, он - у каждого свой. И в хоре (даже ангельском!) каждый поёт по-своему - это симфония, союз непохожих, собравшихся для единого дела, а не насильно согнанная куча (что обычно происходит по произволу какого-нибудь мечтателя, который на самом деле хочет - другого просто не умеет - только того, чтобы все стали как он). Такой тип обычно не знает и знать не желает других людей; и он старается не видеть или не может видеть (из-за духовной слепоты) другого пути, кроме как заставить (в конечном счёте - любой ценой) всех остальных стать равными себе.
     Работа на "общее" благо всегда сводится к работе на благо* кого-то, кто всё это выдумал. И дело здесь отнюдь не сводится к наживе; очень часто - во главе угла стоит светлая, но, увы, абстрактная, т.е. не имеющая отношения к реальной жизни, идея. Воплощение такой идеи в жизнь (нацизм, коммунизм и пр.) всегда стоило и будет стоить огромных человеческих жертв, и в конце концов оно неизбежно приводит к краху, так как соответствующее положение дел может поддерживаться лишь внешним принуждением, а силы и богатство заинтересованных руководителей, необходимые на это, рано или поздно иссякают.
    Нельзя ни у кого вызвать или даже воспитать любовь внешним принуждением (исключения тут относятся к совпадениям). Любовь не внушается убеждением и не может быть долгом. Идея, даже самая "светлая" - это не любовь, и любовь - это не идея.

*Чаще всего - удовлетворение тщеславия.


Рецензии