Раскрытие центров высшего сознания

«Чакры» — центры высшего сознания. Е.И. Рерих пишет:

«Центры человека поняты весьма относительно. Самые названия их менялись на разных языках в течение тысячелетий. Одни могут называть Чашу — «Небесная Ось», но от этого не изменяется ее назначение. Другие говорят о воздействии Матери Мира (энергия Кундалини называется среди индусов силою или шакти Матери Мира -санскр. буквально, «сила, способность» - Фундаментальные силы, действующие в проявленной Вселенной. Они часто представляются в образах богинь. Активная женская божественная энергия.), но шакти уже в существе своем содержит великое значение всеначальной энергии.

Кроме того, забывают о коллективном действии центров, которое всегда индивидуально. Конечно, так же индивидуальна и трансмутация центров в тонком и огненном теле. Они сохраняют свою сущность во всех телах, но развитие их будет зависеть от прохождения в земном бытии… Невозможно установить одно число лепестков лотосов. Кроме того, каждый лепесток будет отличаться от другого. Не будем ограничивать многообразность строения мира. Самые неожиданные разрастания ткани и разветвления нервов дают неожиданное богатство организму. Каждое наблюдение ценно, но будем очень осторожны с обобщением…

Трансмутация - превращение атомов одних химических элементов в другие в результате радиоактивного распада их ядер. Здесь: превращение низших свойств человека в свойства высшего разряда, которые ведут к открытию центров. Называя трансмутацией подчинение низшего высшему, Мы хотим утвердить сознание человечества в процессе продвижения к Беспредельности.

Если Вы прочтете все доступные писания о центрах, то увидите, как разно говорится в них о наименованиях и о способностях, которые обнаруживаются в человеке при раскрытии того или иного центра» (02.09.37.).

Под психоэнергетическими центрами, центрами сознания человека или чакрами Учение, в соответствии с восточной метафизической и психологической доктриной, понимает сформированные эволюцией особые психофизиологические структуры, энергетические образования, механизм действия которых практически неизвестен науке Запада. Они представляют собой тончайшие органы, неуловимые при анатомическом исследовании тела человека.

«Чакры» локализуются в тонком теле и выполняют функцию биоэнергетического обмена с космосом. Это своеобразные антенны, принимающие и передающие энергии различной тонкости, связывающие организм человека в ходе этих процессов с различными планами бытия.

«Все наше существо, сверху донизу — это воспринимающая станция» (Сатпрем).

Поскольку этих планов семь, то и главных центров, по закону аналогии, тоже семь. Каждый центр связан с соответствующим ему по уровню тонкости, по вибрациям уровнем космоса (физическим планом, эфирным, астральным, ментальным и тремя высшими, духовными мирами), а также с соответствующим телом (принципом) человека. Благодаря центрам человек и есть то, чем он в действительности является — частица Единого, неразрывно связанная с жизнью всего космоса, конденсатор и трансмутатор Всеначальной Энергии, Единой Жизни.

Внутреннему зрению йога чакры обычно видятся как светящиеся лепестки лотоса — отсюда еще одно их название — лотосы.

Согласно Агни Йоге, овладение наукой духовного совершенствования ведет к так называемому открытию центров. В закрытом состоянии лепестки центров выглядят свернутыми и увядшими. При своем открытии центры раскрываются, словно лотос при восходе Солнца, и начинают вращаться как колеса. Субъективно это вращение может ощущаться человеком как горение или шевеление. Открытие центров, помимо пробуждения многообразных тонких способностей, высших сил и энергий, открывает человеку беспредельность собственного внутреннего мира и его подобие Вселенной. Он получает возможность прикасаться к тончайшим слоям светоносной материи.

В процессе духовного труда и преображения сознания, а также при следовании принципам здорового образа жизни, у человека постепенно открываются все центры (семь основных и двадцать один вспомогательный), наполняя его ощущением неисчерпаемых сил, полноты и совершенства. За ступенью открытия центров идет ступень их огненного очищения или трансмутации, при которой человек постигает свое единство с Космосом окончательно, уже не теряя его и становясь Целостным, совершенным и полным человеком.

«Центры людей спят; и только когда сознание просыпается, оно направляется к пониманию, что все чувства могут психожить (то есть проявляться) в ритме Космоса. Человек живет малой долей своей жизни и малой долей своих центров. Ограничивая свою жизнь, он ограничивает Космос.

Как же продвинуться ему? Ограничиваясь тесным жилищем одной жизни, человек так себя заключает, и трудно ему коснуться высших миров. Братья человечества очень трудятся тысячелетиями!» (Агни Йога "Беспредельность", 110).

Учение активно выступает против искусственного открытия центров с помощью волевой концентрации внимания на них, к чему стремились люди, увлеченные магией или ищущие в йоге средство достижения личного могущества.

«Правильно суждение о вреде насильно раскрытых центров. Мы сужденное сокровище так бережем. Когда магнит духа принимает все огни в Чашу, тогда Мы утверждаем Архата» (Агни Йога "Беспредельность", 105).

Путь насильственного раскрытия центров ведет, по мнению Е.И. Рерих, к безумию и вырождению человека.

«При духовном развитии, — писала Е. И. Рерих, — раскрытие центров происходит нормально. Именно раскрытие и развитие этих центров должно начаться сначала в психических или духовных соответствиях их. При непрестанном внутреннем устремлении к Высшему и расширении сознания возможно и ускоренное открытие их при содействии и руководстве Великого Учителя Света, но иногда и при соприкасании с очищенной огненной аурой высокого ученика. Все должно исходить от Высшего к низшему, от духовного к физическому, а не обратно. Именно, только высшее может поднять низшее, и здесь Иерархический принцип особо утверждает свои права» (05.03.35.).

Главным духовным соответствием центров Елена Ивановна считала центрирование устремлений человека на Высоком, а главным центром, определяющим правильное раскрытие остальных в условиях современной жизни, — центр сердца. Пробуждение сердца дает возможность почувствовать пульсацию «великого Космического Сердца».

«Нам нужно обратить внимание на развитие нашего сердца, на этот изумительный орган, вмещающий в себе, в своих многочисленных центрах, все творчество и всю психожизнь. Без развития центров сердца мы бесплодны, нет творчества психожизни, нет и жизни в высших сферах, и недоступен венец Архата. Только сердцем можем мы приблизиться к сознанию Архата, Учителя, ибо Его сознание в сердце» (13.10.29.).

Согласно эзотерическим йоговским практикам, степень эволюции человека и ступень его пути самосовершенствования зависят от того, какие чакры у него функционируют и в какой мере. У огромного числа людей пока задействованы лишь низшие центры (да и то в малой мере), связанные с относительно низкими по вибрациям планами Бытия, соответственно, и обмен между человеком и окружающим миром происходит лишь на этих уровнях. По мере «открытия», т.е. начала функционирования все более высоких по вибрациям центров, человек начинает входить в контакт и с более высокими мирами.

В этом, собственно, и заключается его эволюция, его продвижение по пути к Богочеловеку, залог его будущих чудесных возможностей и великих достижений, средство достижения силы и могущества, степень которых человек не может себе сейчас даже вообразить. В самом деле, что может быть невозможным для человека, который благодаря открытию Центров, становится проводником Всеначальной энергии, рушащей и созидающей целые галактики.

В Агни Йоге говорится, что у человека имеются семь главных центров, расположенных вдоль позвоночного столба. Их санскритские названия снизу вверх: 1.Муладхара. 2.Свадхистхана. 3.Манипура. 4.Анахата. 5.Вишудха. 6.Аджна. 7.Сахасрара.

Кроме того, имеется 21 основной центр (соответствующие основным физическим органам и нервным узлам) и 28 второстепенных центров, «разбросанных» по всему телу. Еще раз повторим, что у большинства людей все эти центры спят, «закрыты», или же через них проходит лишь небольшой поток энергии, минимально необходимый для жалкого существования той изолированной от всего Космоса личности, с которой мы привыкли себя отождествлять. Гармоничное открытие центров Агни Йога видит через «центральность сердца», через повышенное внимание именно к этому центру. Все остальные центры являются ведомыми сердцем.

«Суриа-Видиа – так иногда называли Учение о сердце. При этом названии указывалось на огненность, на солнечность, на срединность сердца. Действительно, каждый, желающий узнать о сердце, не может подойти к нему, как к части организма. Прежде всего нужно понять центральность сердца, исследовать от него, но не к нему. Само солнечное сплетение будет прихожей для Храма Сердца. Сам Кундалини будет лабораторией для сердца. Мозг и все центры будут усадьбами сердца, ибо ничто без сердца не может жить. Даже мозг до известной степени может быть восполнен. Даже Кундалини может быть несколько питаем явлением электричества, и солнечное сплетение может подкрепляться синим светом. Но сердце стоит, как Храм человечества. Нельзя помыслить об единении человечества по мозгу или по Кундалини. Но сияние сердца может сближать самые, казалось бы, разнородные организмы и даже на дальних расстояниях. Этот опыт сближения сердец на расстоянии ждет своих работников» (Агни Йога "Сердце", 339).

Запомним это замечательное высказывание Учения о ведущей роли сердца, как важнейшего органа и центра организма, и с этой позиции будем воспринимать все то, что говорится обо всех психоэнергетических центрах человека.

http://teros.org.ru/index.php?pageid=9-1-vvedenie


Рецензии