Виктор Коврижных. Экспертный обзор. Январь-2019
1. КОНОПЛИН «Юрий Гагарин»
http://www.stihi.ru/2013/04/30/8941 номинатор Виктор Майна
В некотором роде амикошонство. Стихотворение, хоть и разбавлено гоголевской поэтикой, аллюзией на известное стихотворение Лермонтова, но бойкий слог, точнее, фамильярно бесцеремонный, не вызывает положительных эмоций от прочтения. Слова «закопан», «висеть на поводке» и аналогия с межоконной мухой, - тут автору не хватило элементарного такта по отношению к первому космонавту Земли.
Любопытны последние строки, но они как бы притянуты за уши к общему контексту и напоминают заплатку на ткань из другого материала. И невольно напрашивается вывод, что в этой заплатке больше ценности, чем самой ткани стиха.
2. ТАТЬЯНА НЕКРАСОВА «волна за волной»
http://www.stihi.ru/2019/01/12/5642 номинатор Термитник поэзии
В целом производит впечатление, запоминается. Тем не менее вызывает вопросы. В частности: помяни на малом пиру. А на большом? Не надо что ли? «пройдёт помянувший полмира». Пытаюсь представить в этом контексте и понять: в чём взаимосвязь? И именно масштабность помянутого? Риторические фигуры речи. Внешне эффектная, но не совсем понятная строка: «от ноябрьских глухих погребальных костров». Где это происходит и почему так? Неоязычество? Картавящие при повторе отбрасывают к историческому народу. Зачем?
3. РОМАН НЕНАШЕВ «Он говорил...»
http://www.stihi.ru/2018/12/10/9052 номинатор Юрий Семецкий
По поводу первой части текста. Он может быть любым. Куда угодно можно поехать, хоть к куму на именины, метеорит или бомба террориста или ледяная глыба с крыши - найдёт и достанет. Автор всё-таки достаточно искушён и намеренно вводит «ценности человеческого духа и мысли европейских городов», как противопоставление року неведомому. Ну как же нам без европейских ценностей? Увидеть Париж и умереть. Других ценностей, вроде как нет. Банальный посыл. Да и вся первая часть уж слишком наивна и надуманна. Уж если что угрожает нашей цивилизации, то сам человек.
Заслуживает интереса вторая часть.
4. АНЯ СИРОТКИНА "Живу дальше"
http://www.stihi.ru/2015/09/10/5630 номинатор Марина Намис
Подкупающая непосредственность. Запоминается. Хотя хватает необязательности некоторых подробностей, ибо изложены вяло, анемично. Инерция мышления. Тем не менее хорошее, достойно шорта.
5. НЕСТОР ИВАНОФФ «Смерть адмирала»
http://www.stihi.ru/2018/11/21/6872 отборочный тур для резидентов
О Колчаке уже немало написано. Вот ещё одна с претензией на правдоподобие версия. Всем надлежит каяться за смерть адмирала. Такой напрашивается посыл. В таких ситуациях не мешало бы вспомнить расстрелянных и повешенных по приказу Колчака. Встретит ли их адмирал и какие губы у них?
Не знаю, как хохочут гиены и откуда они взялись?
6. НАТАЛИЯ ПРИЛЕПО «Лодка»
http://www.stihi.ru/2019/01/02/3926 отборочный тур для резидентов
Под ногами ходила река тяжело и жадно.(?)
Мы буравили ил, непроглядные пятна, пятна.(?)
Не могу представить, как река может ходить тяжело и жадно? Не совсем понятна и последующая строка. Тону глубоко – также из ряда трудно представимых. Автор пытался из вспышек памяти сотворить нечто, но вышло неказисто и неуклюже. Для меня это стихотворение осталось как бы не понятым несмотря на попытки вникнуть в смысл этой метафизики.
7. СЕРГЕЙ ДУКОВ «Касания»
http://www.stihi.ru/2017/01/01/7572 отборочный тур для резидентов
В целом понравилось. Прописано, точность образов и троп. И даже пижонская рифмовка в предпоследней строке не вызывает неприятия.
8. УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА «Легче лёгкого»
http://www.stihi.ru/2018/09/10/6077 отборочный тур для резидентов
Подкупающая жертвенность. Всё здесь на месте. Согласованность, чувство языка, меры, без театральных жестов и не присущих человеческой природе страстей.
9. АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ «Снится странное»
http://www.stihi.ru/2018/10/10/6070 отборочный тур для резидентов
Довольно часто встречаются стихи о сновидениях, словно реальная жизнь настолько оскудела и в ней нет ничего нового. Прям-таки впору говорить о новой литературной отрасли. Искать сакральный смысл в таких откровениях было бы, мягко говоря, несерьёзно. Тем не менее стихотворение понравилось. Понравилось сюжетностью и прописанностью. Очень даже правдоподобно и завораживает. Беру в шорт.
10. АРСЕНИЙ Ж-С «Милый друг»
http://www.stihi.ru/2018/08/09/3485 отборочный тур для резидентов
Честно признаться, не впечатлило. Слишком много такого, и поток «откровений» на тему творческих поисков себя начинает, мягко говоря, поднадоедать.
11. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Четыре гвоздя Борхеса»
http://www.stihi.ru/2019/01/02/5389 отборочный тур для резидентов
Не сторонник культурологических мотивов в стихах, но в данном случае смиряюсь и нахожу это удачной работой. В духе метафизики Борхеса. Добросовестно написанной, семантически выдержанной, одним словом – профессионально. Одно лишь замечание: «видАли расстригу». Правильней видели. Или встречали, что было бы не в ущерб общей фонетике и смыслу.
12. Ю.ЦЫГАНКОВ «Старая собака»
http://www.stihi.ru/2009/11/07/6541 отборочный тур для резидентов
Доброе стихотворение. Без стилистических изысков и прочей мишуры. В шорт.
13. ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «так долго я стояла у окна»
http://stihi.ru/2018/12/06/2587 отборочный тур для резидентов
Хорошего качества лирика. Была бы. Смысловые неточности подвели. Касается первой строки, где белый, белый, белый свет. Зачем так много? Вполне достаточно, допустим, сегодня необычный белый свет. Медвяная листва(?) Медвяное может отражать само яблоко, но не листва. Инверсионный изыск (ветра извне) отдаёт вычурностью и тавтологичностью, как будто есть и другие ветра не извне. Яблоко покатится ВРАСПЛОХ(?) Застать врасплох - понятно, но чтоб катиться? Право, не могу представить, в чём отличие от обычного передвижения?
14. АС ПУПКИН «Урожайное»
http://www.stihi.ru/2019/01/04/7078 отборочный тур для резидентов
Собственно, комментировать тут нет особой необходимости, поскольку данное стихотворение само себя прокомментировало.
15. ВАЛЕРИЙ ПОЛАНД "Птица"
http://www.stihi.ru/2017/01/22/4396 номинатор Марина Намис
Тонкая ирония только усиливает впечатление. Хорошего уровня лирика. Безупречно, как по технике исполнения, так и по содержанию.
16. ЗЛАЯОЧЕНЬ КОШКА «страдательное»
http://stihi.ru/2016/12/05/1495 номинатор Наташа Дубрау
Вызывает сочувствие к лирическому образу. Благодаря наличию некоторых троп и сравнений, стихотворение не остаётся в ряду скучных и малоинтересных. Тем не менее этого недостаточно, чтоб претендовать на большее.
17. АНИК НАТКА «Я из самой из глубинки»
http://www.stihi.ru/2015/01/27/3732 номинатор Виктор Майна
Хоть сам и живу в этой самой глубинке, где по определению Бродского «Бог живёт не по углам», но принять достоверность как достоинство текста не могу. Смакования подробностями не всегда уместны, особенно там, где Бог живёт не по углам, а растворен в воздухе. Иначе получается дискредитация Его. Тем не менее, стихотворение живое, динамичное и нет ничего в нём надуманного и искусственного. Кроме лишь необязательного повторения «Я – из самой, из глубинки». Похоже на хвастовство.
18. СВЕТОНОСОВА (СВЕТЛАНА НОСОВА) «твоя апофеосень»
http://www.stihi.ru/2019/01/02/7751 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Странноватая, на мой взгляд, логика последних строк. Вопреки – не сотвори себе кумира. Достаточно затасканная форма подачи, этакий симбиоз поднадоевшего постмодернизма с почившим в бозе концептуализмом. Вся это игра в слова, типа, сумас-бродский и полу-ницше - уже давно отработанный приём и может вызывать лишь скептическую усмешку: и вы туда же, в эту бездну.
19. ВЕРОНИКА СЕНЬКИНА «гляди, гляди»
http://www.stihi.ru/2019/01/15/5667 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Актуальная тема. Очень достойно, а главное, внятно и выразительно исполнена. Только это не касается первой строфы, где явный перебор с эпитетами, да в одной строке. Или автор намеренно вводит состояние сумбура? На мой взгляд, неуместно по отношению к последующим строкам, которые заслуживают внимания и пиетета. «Отточенный маршрут» больше говорит о неумении автора подобрать поточнее эпитет. Больше бы подошло привычный, обыденный.
20. ПАФФ ПИФФ «Стихи с анисом и ванилью»
http://www.stihi.ru/2014/05/28/6496 номинатор Александр Перевозкин
Много импровизации, лёгкой, непринуждённой, хотя и здесь не обошлось без трюков концептуализма. Но можно списать за дань уважения к этому, нашумевшему в своё время, направлению. Может, кому покажется легкомысленной, но ирония, игра словами, столкновение комичного с серьёзным рождает дополнительные смыслы и текст оживает, обретает зримость.
Название. Отдаёт эстетическим пижонством. Можно было обойтись без ванили и прочих гастрономических изысков. Не совсем понятна мне логика, а точнее, особенности пунктуации. В частности, многоточий? Стихотворение заканчивается 20 (двадцатью) точками. Будто горох из банки просыпали. Видимо, это для автора концептуально. Если бы не регламент, включил бы в шорт. Серьёзная конкуренция в этом лонге.
21. АЛЕКСЕЙ АБАШИН «Ладонь демиурга...»
http://www.stihi.ru/2011/09/26/9000 номинатор Александр Перевозкин
Честно признаюсь: не нравятся вот такие уподобления себя и уповать то на демиургов, то на промысел Всевышнего. Затасканная тема и решение не блещет особой новизной и оригинальностью. Надуманная ситуация.
22. ИРИНА ЧУДНОВА «в Алаеве чистилище»
http://www.stihi.ru/2018/11/29/7009 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."
Попытка автора убедить, что регионы с особыми климатическими условиями напоминают чистилище, так и осталась попыткой, так как любой регион с другими погодными условиями также претендует быть чистилищем. Имею в виду себя как читателя и оценщика «изящного и прекрасного». Потому что сам живу в этих экстремальных, по мнению автора, районах. Скорей всего, автор родом из югов и впервые очутился в зимнем Алаево.
В целом стихотворение понравилось. Профессионально, уверенно написано. Образы точны, прописаны и несут достоверность и глубину смысла.
23. ИЗ БУРГОСА «Мастер»
http://www.stihi.ru/2019/01/04/6428 номинатор Термитник поэзии
Философский подтекст очевиден несмотря на кажущуюся простоту изложения. Так оно и есть: истинному Мастеру чужды комфорт и излишество. Строгий аскетизм, когда бытовое становится бытийном. Вопрос лишь, как это выражено? Мне показалось, не убедительно.
24. БЕРТА ЛУЧЕВА «подари мне пожалуйста свитер»
http://www.stihi.ru/2018/01/13/10175 квота Егора Лемека за редактирование отборочного тура
Задался вопросом: для какой цели это написано? В чём, так сказать, сверхзадача? Просто описать впечатления? Мотивация не из разряда заслуживающих интереса и уважения. Автор во второй части задал множество вопросов, но не соизволил ответить. Зачем всё-таки надо смотреть на тепличные руки, стёкла, бомжа, птиц и мух? Чтоб понять скоротечность жизни? И ради этой тривиальной мысли уподобляться растечением мысли по древу? «Подари мне пожалуйста свитер со шведским узором». Непременно со шведским. Это ведь не «подари мне платок, голубой лоскуток». Возросли запросы. Понимаю, что всё это иносказательность, художественный троп, но такая подчёркнутость, конкретизация необязательного - то же самое, что заставить удилище изображать из себя бетонную шпалу.
Сознательное ли нарушение глаголов времени в первой части? И в чём тут оригинальность? То лягу на снежные горы – завидные масштабы! – а затем опять поеду и лягу на снег, раскинув музыкальные руки. Да, уж… Изумляет специфика построения синтаксиса при отсутствии знаков препинания и прописных букв. Если кто-то видит в этом оригинальность и глубокий смысл, то ему моё почтение. Возможно, во мне говорит вкусовщина и замшелый консерватизм и я неверно оцениваю. Очевидно же, что стихотворение состоит из нюансов и игры теней и света состояния лиргероя, и это новая форма поэзии, но ведь это не повод считать его выдающимся.
25. АЛЕКСАНДР РА 2 "Полет шершня"
http://www.stihi.ru/2019/01/13/3856 номинатор Александр Крупинин
Всему живому и сущему своё предназначение. И во всём сокрыт сакральный смысл. Собственно, мировая гармония из этого состоит. Так и воспринял авторский замысел. И воплощение не из ряда заурядных. С аллюзией на «Полёт шмеля», но исполненной другими инструментами и на свой лад. Не могу принять строчку с «разевая в песне пасть». Неуместно, если не нелепо применительно к насекомому. Даже в иносказательном смысле. Но эта неточность не мешает мне внести стихотворение в свой шорт.
26. МИХАИЛ НЕМЧЕНКО «Ты потерпи ещё немного»
http://stihi.ru/2018/11/24/4410 отборочный тур
Хочешь побеседовать с Богом? – смотри в зеркало. Как бы это ни вульгарно звучало, но по сути верно. Понятно, что автор писал, ориентируясь на последние афористические строки. Часто это не приводит к эффекту неожиданности, ибо уже предсказуемо, если не в начале, но к середине текста – точно. Однако автор вполне умело, логично подвёл к финалу.
27. ДИНА ДРОНФОРТ «Поезд»
http://stihi.ru/2019/01/04/9214 отборочный тур
Принимается. Только почему именно «ручной синицей»? Вязальной спицей больше бы подошло -для вязания стихов. Понравилась ритмическая организованность, напоминающая ритм вагонных колёс и сам видеоряд. Который вполне выразительно прописан.
28. НАРИНЭ КАРАПЕТЯН «Наплывает дом, а за домом дол...»
http://www.stihi.ru/2018/08/29/4524 квота Натальи Чековой за редактирование отборочного тура
Бывает так, что не находишь верных, не банальных слов, чтоб выразить впечатление. Понравилось. Да и имеет ли смысл комментировать то, что очевидно без всяких слов. Беру в шорт.
29. ЮРИЙ МАКАШЁВ «Граффити»
http://www.stihi.ru/2015/05/21/5948 номинатор Юрий Семецкий
Читая такое, хочется буквально прорычать: Вы столько горьких песен написали, что верить в счастье перестал народ! Но это эмоции. Объективно данный текст следует оценивать по иным <критериям>, в некотором смысле отдалённым от привычных художественных аршинов. Социологическим. Право автора считать проблему актуальной. Особенно для подрастающего поколения. Что ещё коробит? Акцентирование на то, что, дескать, виновата система, доведшая народ до отчаяния, во всём виновата, так сказать, трудная жизнь. Однако ж социологи утверждают обратное: большинство суицидно настроенных, обкуренных и погрязших во всяких пороках деток - из преуспевающих семей. Так сказать, мажоры. Холостой выстрел – сыграть на чувствах к падшим и обездоленным.
30. ПАВЛИНИЙ ГЕНА «бабочка села на вену»
http://www.stihi.ru/2019/01/03/246 квота Берты Лучевой за редактирование отборочного тура
Авторский замысел достоин внимания. Другое дело: как он воплощён? Невразумительные, а точнее – неумело построенные фигуры речи: «без скарбовой выжимки грусти», «целует мой вымокший разум» и трудновыговариваемое:
«твержу ей да нет в пол напева
выходит нет да раз за разом».
31. ЛЮДМИЛА ПОКЛОННАЯ «Ель, граб, палисандр»
http://www.stihi.ru/2019/01/01/868 квота Марины Чирковой за редактирование отборочного тура
Мне тоже неинтересно про хэппи бёздей, а вот находки в виде сотового мёда и тудея привлекают. Нечто похожее в обилии у Алексея Остудина, и поэтому «находки» выглядят вторичными. Рассчитанными на публику литературных тусовок и посиделок, где обычного читателя, как правило, ныне не водится. От прямого подражательства спасает лишь умеренность в употреблении и оправданность такого приёма в тексте. Важно, чтоб эстет - дизайнер троп и метафор не выпячивал на первый план своё умение, а выставлял своё человеческое личностное, и соотносил с темой стихотворения, к его основной идее. Но в данном случае этого не произошло.
32. ТАЯ ЛАРИНА «Ребёнок»
http://www.stihi.ru/2015/12/21/11273 номинатор Диана Рыжакова
Коллеги-эксперты оценили и воздали. В свою очередь, категорически не приемлю. Подростковый эпатаж. Вне морально-этических рамок. Протест? Против чего? Собственной природы материнства? «Не хочу» - в этом ответе нет никакой надежды на понимание и прощение. Поэтому «не хочу» брать в шорт и более того считать, что этот текст имеет художественную ценность, хоть и умело, профессионально написанный.
33. СВЕТА ШИЛЬНИКОВА «Сызрани»
http://www.stihi.ru/2018/09/19/5071 номинатор Диана Рыжакова
Прошло мимо, не зацепило. Ученическая работа. Много подражательного. Так и хочется сказать: все жанры хороши, кроме скучного. «Дедушкой лениным в кепке металлоломной»(?) Ужасное дурновкусие.
34. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЁНОК «Сталин»
http://www.stihi.ru/2011/01/18/2976 номинатор Ильдар Харисов
Понятно, что автор намеренно ввёл в последние строки двоякий смысл. Примут, кому нравится вождь, примут и те, кто его люто ненавидит. Ритмический сбой в местоимении «твОя». Для текста такого объёма непростительно. Да и сам текст такой направленности требует безукоризненного исполнения.
35. ЕЛЕНА КОПЫТОВА РИГА «Провинциальное»
http://www.stihi.ru/2015/05/03/11028 номинатор Ильдар Харисов
Симпатичное стихотворение. Без надрывных стенаний и кокетливых реверансов. Просто, естественно. Одна лишь строка царапнула «да жара без продыху – ерунда». Именно сама подача. Несколько искусственно и к тому же неуклюже. Не могу согласиться и с этой строкой: «На лугах – ершистая трын-трава». Вряд ли человек, готовивший сено, так скажет. К тому же трын-трава символизирует беспечность и безоглядность жизни или судьбы конкретного человека. Готов включить в шорт, если Администрация позволит, так как десяток стихов, согласно регламенту, набрал.
Шорт-лист
(UPD 10.02.2018):
АНЯ СИРОТКИНА "Живу дальше"
http://www.stihi.ru/2015/09/10/5630 номинатор Марина Намис
СЕРГЕЙ ДУКОВ «Касания»
http://www.stihi.ru/2017/01/01/7572 отборочный тур для резидентов
УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА «Легче лёгкого»
http://www.stihi.ru/2018/09/10/6077 отборочный тур для резидентов
АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ «Снится странное»
http://www.stihi.ru/2018/10/10/6070 отборочный тур для резидентов
ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Четыре гвоздя Борхеса»
http://www.stihi.ru/2019/01/02/5389 отборочный тур для резидентов
Ю.ЦЫГАНКОВ «Старая собака»
http://www.stihi.ru/2009/11/07/6541 отборочный тур для резидентов
ВАЛЕРИЙ ПОЛАНД "Птица"
http://www.stihi.ru/2017/01/22/4396 номинатор Марина Намис
ВЕРОНИКА СЕНЬКИНА «гляди, гляди»
http://www.stihi.ru/2019/01/15/5667 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
ИРИНА ЧУДНОВА «в Алаеве чистилище»
http://www.stihi.ru/2018/11/29/7009 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."
НАРИНЭ КАРАПЕТЯН «Наплывает дом, а за домом дол...»
http://www.stihi.ru/2018/08/29/4524 квота Натальи Чековой за редактирование отборочного тура
АЛЕКСАНДР РА 2 "Полет шершня"
http://www.stihi.ru/2019/01/13/3856 номинатор Александр Крупинин
ЕЛЕНА КОПЫТОВА РИГА «Провинциальное»
http://www.stihi.ru/2015/05/03/11028 номинатор Ильдар Харисов
Свидетельство о публикации №119020908909
Павлиний Гена 20.02.2019 02:06 Заявить о нарушении
Не заметил, что я удалён. К тому же не помню под каким ником Вы там позиционируетесь.
Виктор Коврижных 2 21.02.2019 11:52 Заявить о нарушении