Соловей
«Соловый» относилось к масти лошадей, которые имели желтую шерсть с чернотой, а хвост и гриву – белые. «Посоловеть, осоловеть» – «сделаться соловым». Так могли сказать о глазах человека, употребившего изрядное количество хмельного, глаза которого от этого стали мутными.
Как известно, русский народный язык испытал на себе сильное влияние языка славянского, пришедшего на Русь вместе с христианством. По-славянски «соловей» – «славий». В таком виде понимание лексемы может предстать в совершенно ином свете.
В самом деле, когда язык обозначает какой-либо объект или явление, он хочет подчеркнуть самое значимое, выпуклое их свойство, то, что отличает их в ряду подобных. Странно называть птичку «серо-желтой, мутной, невзрачной», если вокруг полным-полно таких же сереньких и неприметных. Это то же самое, что назвать никак. Но ведь первое, что выделяет соловья, так это незаурядное, неподражаемое пение, а именно этот аспект в названии никак не отражен.
Совсем другое дело – «славий», в нем слышится значение «славный», «славный своим пением». Учитывая то, что в славянском «слава» относилась прежде всего к Богу, то и «славий» может быть понято как «славящий» (Создателя), «поющий достойно слуха Творца, божественно». Этот смысл я постарался уложить в стихотворную форму.
Кто так щебечет и стрекочет,
И темный воздух пьет в запой,
Глотая сладость летней ночи?
Кто ты, певец, во тьме слепой?
Твоим посвистам и руладам
Внимая, душу затая,
Наш пригород стал райским садом,
Безгрешным домом бытия.
Волшебных трелей переливы
Вплетай в немую темноту!
Как звуки песни прихотливы!
Как вьется соло на лету!
Преодолев каноны птичьи,
Раскрыв для музыки сердца,
Ты сам исполнился величья,
В своем славлении Творца.
Сомнений, страхов и тщеславий
Скопленье душное развей!
Не зря тебя прозвали «славий»
В далеком прошлом, соловей.
Свидетельство о публикации №119020906363