Средние формы - Любовь
Пребывать
Мне здесь осталось пребывать.
Есть для кого существовать
и кое-кем есть дорожить.
Однако не для кого жить.
***
Вернуть женщину
Хвала иглу в стогу нашедшему
и всем, постигшим жизни суть.
Но женщину вернуть ушедшую
трудней, чем прошлое вернуть.
***
Не сумел увлечь
Девушку увлечь я не сумел,
хоть в концерте покорил ползала.
Мне не отказав в большом уме,
в остальном она мне отказала
***
В море тайн
Пусть в море тайн корабль не тонет.
хочу, чтоб мир загадкой был.
Как только ты кого-то понял,
его ты тотчас разлюбил.
***
Камень
Она, искал которую веками,
пришла сказать, что я не ту искал.
С ее души упал огромный камень,
но на мою он голову упал.
***
Лишний
Тому открыты все пути,
того ведет Всевышний,
кто может вовремя уйти,
когда поймет, что лишний.
***
Глядеть вперед
Я не хочу глядеть вперед,
взрослеть, умнеть – наоборот,
хочу вернуться.
И, словно в первый раз любя,
увидеть сон, а в нем тебя.
и не вернуться.
***
Не любим
Если вновь ты никем не любим.
Свято верь в перемену погоды.
Если ты никого не любил,
значит Богу ты был не угоден.
Значит Бог не хотел, возражал,
чтобы род ты людской продолжал.
***
Воздаянье
Бог с воздаяньем видно поспешил,
Не дожидаясь на небе свиданья,
ад на земле устроить мне решил
и этот ад – без веры ожиданье.
Ну, хоть бы раз пути пересеклись.
Земля кругла ведь.Город, как деревня.
Но только дождь и под ногами слизь
и без одежд надежды и деревья.
***
Воспоминанья
Воспоминанья каждый день я
готов как глину разминать.
Единым стало наслажденьем –
мне наслажденья вспоминать.
***
Мария
Мария, зря ты учишь мои пьесы.
ведь в них таится злое волшебство.
Жив буду я, с землей сравняюсь если,
в них аритмия сердца моего.
Со мною зря была ты, словно камень.
Ведь в них моя смертельная печаль.
Они ведь будут плакать под руками,
спать не давать и сниться по ночам.
Кого бы в жизни ты ни полюбила,
не будет он нужней тебе, чем я.
Гляди, чтобы тебя не погубила
волшебная мелодия моя.
***
Юлия
Ах, Юлия, на удивленье много
со скрипкой было общего у вас.
Была такою тряскою дорога
и жаль, что не сломался тарантас.
Глядели мы на Вас и хорошели,
и думали то в шутку, то всерьез,
что след прикосновенья скрипки к шее –
не скрипки след, а чей-нибудь засос.
Я знаю, что понравится вам вряд ли
нескромность этой шуточной строки,
но бардами мы только притворялись.
На деле все мы были .. мужики.
Я предпочел бы Вас всем бардам мира.
Мне было наплевать на их концерт,
такой была застенчивой и милой
улыбка на доверчивом лице.
Но с бардом внеземных цивилизаций
Вы время провели совсем не так.
Они мне все в подметки не годятся,
а Вы со мною не вошли в контакт.
***
Мцхета
Когда во Мцхете будешь ты случайно,
дух затая, во мцхетский храм войди.
Там на тебя прозрачно и печально
Христос с иконы темной поглядит.
Под этим взглядом, издавгна знакомым,
как ни сопротивляйся, ощутишь –
не Он перед тобой висит иконой,
а ты иконой перед Ним стоишь.
Он на тебя посмотрит безразлично
и словно сквозь тебя глядит уже.
Ведь Богу не до нашей жизни личной,
покуда Бога нет у нас в душе.
Тебя влекут монастыри и храмы?
Не знаешь ты, что это неспроста.
Судьбой твоею поздно или рано
но станут их покой и красота.
Живу я в этом мире жизнью длинной
и мог ли не быть близок с давних пор
я с грешницей Марией-Магдалиной.
Ведь у нее такой же нрав и взор.
Когда тебе исполнится лет тридцать,
безвестен буду я или велик,
но все равно в одно соединится
в тебе мое лицо и божий лик.
И станешь удивляться ты – О, Боже,
зачем же наяву, а не во сне
я оттолкнула от себя возможность
быть с вечностью самой наедине.
***
На Камчатку
С Вовкой мы летели на Камчатку
и у всей Сибири на виду
был сосед мой на небе от счастья,
я же был на небе, как в аду.
Я готов упасть был и разбиться,
оттого что кудри земляка,
чтобы в полусне он мог забыться,
гладила соседкина рука.
Над безбрежным ледяным простором
лайнер монотонно песню пел.
Вовка млел от тихого восторга.
Я зубами зависти скрипел.
Дымкой серебристою одетый,
опьяненный лунной высотой,
девушку, что назвалась Надеждой,
я назвал Разбитою Мечтой.
Но, в полукосмическом пареньи,
если б было все наоборот,
Вовка б написал стихотворенье.
Я бы мирно спал, открывши рот.
***
Обрывки сна
Обрывки сна, цветные лоскутки,
туманные несбывшиеся мысли.
Вот у окна мы с ней, вот у реки.
Когда я сплю, всегда и всюду мы с ней.
А наяву – но разве это явь?
Из памяти и снов – хитросплетенье.
Еще живу, но разве это я?
Лежу – не встать, отброшенною тенью.
Лежу – не встать, постель не застелить
и дверь входную снова не закрыл я.
Она нужна мне, только не как крылья,
скорее, как калеке костыли.
***
Инициалы
Над стихом стоят инициалы.
Чье это инкогнито, чей нимб?
Значит, не довольствовались малым
ни поэт, ни та, что иже с ним.
Нету ей от этого урона.
Честь цела – при ней да и при нем.
Как он кроток – этот немудреный,
этот целомудренный прием.
Он хотел, не выдавая тайны,
ей подарок скромный поднести
за цветок прекрасный, но случайный,
что сорвал он походя в пути.
Над стихом стоят инициалы.
Та ли? Эта? – Эта – ни при чем.
Только щеки загорятся ало
той, чей образ в буквах заключен.
***
Ты уснешь
Ты уснешь, моя любимая,
и в тени твоих ресниц
вновь закружится незримая
карусель знакомых лиц.
В гости сны к тебе позвонятся
и, отсюда далека,
не услышишь, как дотронется
до тебя моя рука.
Губ капризная изнеженность
и дыханье горячо.
Зачарованному, где же мне
ограничиться плечом.
И мелькает удивленная
тень улыбки на лице.
Руки милой полусонные
замыкаются в кольце.
***
Треугольный скандал
Треугольный – жизнь моя – скандал.
Вот они – участницы скандала –
я из-за одной из них страдал
и одна из-за мня страдала.
Я, конечно, ошибался малость.
Все меня тянуло к новизне.
Надо мной одна из них смеялась.
Плакала другая обо мне.
Кто мне был нужнее – позабыл.
Мне б вернуть их, да не тут-то было,
то ли ту, которую любил,
то ли ту, которая любила.
Ну чего мне в жизни не хватало?
Ту любить бы надо было мне,
что со мною рядом обитала,
а не ту, которая во сне.
Мне б сказать: – Постой, не уходи,
приготовь чего-нибудь на ужин
той, которой был необходим,
а не той, которой был не нужен.
Странно, неужели это было?
Страсть утихла и улегся пыл.
Нет ни той, которая любила
и ни той, которую любил.
***
Много раз это слышал любой
Много раз это слышал любой
то, что Бог – это значит Любовь.
Кто значение понял хоть раз
много раз повторяемых фраз?
Осенен ты знаменьем любви?
Этот миг с наслажденьем лови,
даже если ты вновь удален
от предмета, в который влюблен.
Лишь однажды на тысячу лет
на любовь нам дается ответ.
Безответна любовь – не ропщи.
Даже в том утешенье ищи,
что страданием чаша полна:
пьешь ее – причащает она.
По щекам слезы катятся вниз?
Очищают они организм.
Нет любви? Не стесняясь, молись:
– Пресвятая моя, появись
и позволь, пока звездам гореть,
твой божественный лик лицезреть.
Если вновь ты остался один,
понапрасну ты стал нелюдим.
Надо Бога понять и простить.
Должен Он и других навестить.
***
Расскажи мне про него
Расскажи мне про него, расскажи –
На каком вы с ним теперь этаже.
Слышу голос твой – и, значит, я жив,
а о чем он – мне неважно уже.
Расскажи мне про него, не молчи.
Пусть поведает улыбка твоя,
как объятия его горячи.
Мне ведь кажется, что он - это я.
Расскажи мне про него, расскажи,
как он молод, как красив и высок.
Слышу голос твой – и, значит, я жив
И в висок мне твой стучит голосок.
И рассказывай подольше. Я рад
видеть вновь тебя, мой сон наяву.
Было столько в этой жизни утрат
и еще одну я переживу.
Расскажи мне про него – эта боль
словно страсти боль, горька и остра.
Пусть навеки я теперь не с тобой,
не жена ты мне, так будь мне сестра.
Расскажи мне про него, расскажи.
Пусть все то, чем я дышал – в мираже.
Слышу голос твой – и, значит, я жив.
А о чем он – мне не важно уже.
***
И тоскую о чужой
И тоскую о чужой,
и живу с чужою.
Я от той отгорожен,
эта – за межою.
Не прибился к берегам.
Оба мне неродны.
Ни друзьям и ни врагам –
не родня, не ровня.
И тоскую о чужой,
и живу с чужою.
Я к двоим расположён
с теплотой большою.
Сам кругом я виноват.
Их винить не вправе.
Той, что слева, я не сват,
той не брат, что справа.
И тоскую о чужой
и живу с чужою.
Телом, что ли, прокажён,
болен ли душою.
Не носи меня земля!
Поглотите воды!
Что – я? – Щепка без руля
посреди природы.
И тоскую о чужой,
и живу с чужою.
Ковыряй меня ножом,
кушай со спаржою,
но поделать не могу
ничего с собой я.
Ах, ромашка на лугу,
небо голубое!
***
Ты чужая?
Ты чужая?
Это ново.
Очень жаль, но
кто виновен?
Где оплошность?
Чья промашка?
Что мне – тошно
или тяжко.
Темень, словно
из подвала,
Каждым словом
убивала.
В сердце пуля.
Меток выстрел.
Промелькнуло
все так быстро.
Прежней дружбы –
ни глоточка.
так неужто ль
это – точка?
Ошибиться
я пытаюсь.
Может быть лишь
запятая?
Но дороги нет обратно,
без надёги, без возврата.
Удивленье. Расставанье.
Удаленье. Расстоянье.
***
Ты глядела на меня
Ты глядела на меня, чужая,
будто выносила приговор мне,
словно от короны отрешая,
пресекая близость нашу в корне.
Нежности как будто не бывало.
Шаг один – от нелюбви до пыток.
Будто никогда не целовала
ты меня от головы до пяток.
Будто не стонала ты от страсти,
исходя истомой, тая свечкой.
Будто не взаимным было счастье,
будто не казалось оно вечным.
Заболел я собственностью частной.
Вижу на тебе чужие руки.
Удивлялся раньше я несчастным,
с жизнью расстававшимся от муки.
А теперь мне ни вздохнуть, ни охнуть.
Проглотить не в силах я обиду.
Лучше мне ослепнуть и оглохнуть,
чем в чужих руках тебя увидеть.
***
Расскажи мне про него
Расскажи мне про него, расскажи.
На каком вы с ним уже этаже.
Слышу голос твой – и значит я жив,
а о чем он – мне не важно уже.
Расскажи мне про него, не молчи,
пусть поведает улыбка твоя,
как объятия его горячи.
Мне ведь кажется, что он – это я.
Расскажи мне про него, не таясь,
как он молод, как красив и высок.
Если слышу я тебя – ты моя
и в висок мне твой стучит голосок.
И рассказывай подольше, я рад,
что со мною ты, мой сон наяву.
Было столько в этой жизни утрат
и еще одну я переживу.
Расскажи мне про него. Эта боль,
словно страсти боль сладка и остра.
Я возьму ее навеки с собой.
не жена ты мне, так будешь сестра.
Расскажи мне про него, расскажи.
Пусть все то, чем я дышал – в мираже.
Слышу голос твой – и, значит, я жив.
А о чем он – мне не важно уже.
***
Ты загрустил
Ты загрустил, сынок?
Растает грусть, как дым.
Как долго одинок,
как кратко был любим.
Ты прочно и давно
угрюм и нелюдим?
Как долго одинок,
как кратко был любим.
Тебе бы в тот челнок –
и к берегам любым?
Как долго одинок,
как кратко был любим.
А может лечь на дно
в темнейшей из глубин?
Как долго одинок,
как кратко был любим.
Кольнуло в грудь. Звонок –
пора к мирам иным.
Как долго одинок,
как кратко был любим.
И знает только Бог,
за что ты так казним.
Как долго одинок,
как кратко был любим.
***
Лекарство от любви
Я искал лекарство от любви.
Где бы трав найти мне полевых,
зельем чтоб напиться допьяна,
чтобы разонравилась она.
Ведьмой чтоб казалась на метле,
с шерстью и рогами на челе.
Вот они воочию рога,
а она, как прежде, дорога.
Я хотел представить, что она
не умна и даже не стройна.
Краше всех она, мне шепчет бес,
без ума и прочих качеств без.
Образ я порочу дорогой –
ночью с ней то этот, то другой.
Но лукавы чертовы уста: –
Все грязны, одна она чиста.
Я искал лекарство – не нашел.
Может это даже хорошо
и болезнь, быть может – не болезнь,
средство в рай без пропуска пролезть.
Может для того она ушла
и меня на муки обрекла,
чтобы я напился этих мук,
чтоб раздался песни этой звук.
Чтобы до небес донесся стон.
Чтобы царь поэтов – Соломон
покраснел за «Песнь своих песней»,
Суламифь чтоб меркла рядом с ней.
Я искал лекарство от любви
среди трав дурманных полевых,
зельем, чтоб напиться допьяна,
чтобы разонравилась она.
***
Мята
Выйду утром в поле и нарву я мяты.
От сердечной боли вылечи меня ты.
Мятный ветер дует. Запах – упоенье.
Может быть, найду я в ней успокоенье.
Вечером сварганю мятного настоя.
Вещь не дорогая, многого не стоит.
И намаракую полевого чая.
Больно я тоскую, сильно я скучаю.
Выпью по глоточку банку кипяточка.
Слезы все платочком оботру – и точка.
Выпил – показалось ни тепло, ни жарко.
Видно оказалась слабою заварка.
На душе – морозы, снежные заносы.
В сердце шип от розы нежною занозой.
В крупном перед мятой окажусь долгу я.
Вынь из сердца эту и вонзи другую.
***
Вновь повеяло травой
Вновь повеяло травой свежескошенной,
как из детства моего позапрошлого.
Лета раннего теплом вдруг повеяло,
будто на душу сошло вдохновение.
Не был в этом я давно состоянии.
Думал – все уж мне равно, думал – я не я.
А всему виною Вы, Ваше пение.
С вешним запахом травы губы спелые.
Только что я? На дворе осень поздняя.
Бросил ветер в ноябре листья под ноги.
Не зеленою травой на лугу весной –
пахнет жженою листвой грустно, горестно.
***
Трава
Я была травою росной
на зеленом на лугу,
сколько осеней и весен,
я припомнить не могу.
Но, когда косой искристой
день июньский отзвенел,
стала сеном я душистым
на высокой на копне.
Приводил девчонку парень
на дурманный сеновал.
Песни пел и разговаривал,
только не разволновал.
Но от чар от сенных ночью
закружилась голова.
Родилась в апреле дочка –
это вновь взошла трава.
Всех метелей ей и ливней
снова не пересчитать.
Как приливы и отливы -
время цвесть и отцветать.
То закружит, то промчится,
берегу ль, не берегу.
Мне не раз еще случится
быть травою на у лугу.
***
Наедине с тобой
Ну, кому отдать тебя, кому,
чтобы заменить тебя любой?
Стоит мне остаться одному –
снова я наедине с тобой.
А когда я с кем-нибудь вдвоем,
говорю, что по делам спешу,
чтобы вновь уйти за окоем,
где тобой, как воздухом, дышу.
Если затерялся я в толпе,
где, как и везде, я одинок,
снова мысли только о тебе,
вновь касаюсь рук твоих и ног.
Если за чужим столом сижу,
где воспоминаний рвется нить,
не прощаясь, тихо ухожу,
чтоб воспоминания хранить.
Встретил я тебя и не узнал.
Рядом ты была, но за межой.
Знал тебя так близко и не знал,
что ты можешь стать такой чужой.
Но, когда приходишь ты во сне,
снова на седьмых я небесах.
Никогда б не просыпаться мне.
Просыпаюсь – слезы на глазах.
Поезд мой по рельсам загремел,
песню расставания трубя.
Скорость я набрал, но ни на метр
я не отдаляюсь от тебя.
Для чего мне это – не пойму,
ведь давно пора играть отбой.
Стоит мне остаться одному –
снова я наедине с тобой.
***
Если в жизни (1957)
Если в жизни все наоборот,
если в сердце горечь и досада,
проводи меня за поворот
ночью до заброшенного сада.
Пусть над нами ветви шелестят.
Не услышит нас никто, мой милый.
Ты забудь, что в этот сонный сад
я вчера другого приводила.
И не верь мне, милый мой, не верь,
если я шепну тебе: – Не надо.
На груди распахнутой твоей
загорится губ моих помада.
На траву я молча упаду.
Обожжет меня твое дыханье.
И, во тьме сверкнувшую звезду,
выпьешь ты слезу мою губами.
Ты представь, что рядом плачет та,
чья любовь твоею быть не сможет –
и густого сада темнота
обмануть себя тебе поможет.
А когда любовь сгорит дотла,
в звездный полог запрокинув взгляды,
мы поделим небо пополам
и забудем то, что были рядом.
***
Грани на стекле
Грани на стекле, мерцанье в комнате,
луч последний, вспыхнувший во мгле –
я забуду все , а Вы запомните
все и даже грани на стекле.
Все для Вас на свете станет дорого –
каждый миг короткого пути.
К сердцу моему дорога долгая.
Вам ее за вечность не пройти.
Скучные слова и дождик будничный,
мокрая холодная трава
я запомню все, а вы забудете
все и даже скучные слова.
Все и даже то, что было жалостью
нежностью. казаться станет вам.
Научите вы меня пожалуйста,
как забыть мне скучные слова.
Помнить мне дожди, Вам помнить радуги
из всего, чем были дни полны.
Есть у вас любовь – и горько радуйтесь
тем, что ею вы озарены.
Все, что обо мне вы напридумали,
я о Вас придумать не смогла.
Вы отдали все, но на беду мою
ничего у Вас я не взяла.
***
Колдунья
Я с колдуньею встретился в давних забытых лесах,
волшебством Куприна воскрешенной из песни Олесей.
И с тех пор, почему-то, всех песен моих голоса
так похожи на песню о давнем, о сказочном лесе.
Не пойму я никак, кто судьба моя – друг или враг,
но при жизни с богатством и славою я не поладил,
а Высоцкий был парень не промах – он связки напряг,
три аккорда сыграл – и был понят Мариною Влади.
Но счастливчику этому, нет, не завидую я,
что с Мариной был он, а не я, в тех лесах заповедных.
Столько лет пронеслось и колдунья его и моя
стала старой усталой лукавой накрашенной ведьмой.
Ну а мне повезло –я на склоне безрадостных лет
встретил точно такую же дикость и свежесть лесную
и был счастлив и молод, как может быть молод поэт.
Вот какую большую удачу поймал на блесну я.
Но покоя в меня не вселила находка моя.
Все мне чудилось будто в заветную рощу войду и
мне из чащи навстречу не выбежит фея, смеясь,
потому что украдена лешим каким-то колдунья.
И, конечно, он сбылся –мой вещий, зловещий мой сон,
и один по своим опустевшим владеньям бреду я.
Больше не о чем петь, больше незачем жить мне и все,
что осталось от жизни мне – только лишь песня – «Колдунья».
***
Клеопатра
Клеопатра моя моет чашки в каком-то кафе.
Клеопатра моя колбасу нарезает кружками.
Я – Гармахис. За ночь с ней я предал страну свою Кэми –
и теперь осужден я на вечное аутодафе.
Я Гармахис, но я –пожилой неказистый брюнет.
Полководец Антоний – гигант с голубыми глазами.
В ее сердце он место мое поднебесное занял.
Мест других на земле фараону Гармахису нет.
Клеопатра моя моет чашки в каком-то кафе.
Не царица она, но мои подношенья отвергла.
Не в пучину отчаянья – в царство Амэнти я ввергнут.
Все скелеты смеются – конец твоей, парень, лафе.
Саркофаги в гробницах растрескались бы от тоски.
Этой муки моей, этой боли не вынесли б скалы.
Как я плакал и выл, так не воют в пустыне шакалы,
так, в ночи остывая, не стонут в Сахаре пески.
Клеопатра моя моет чашки в каком-то кафе.
Так с какой это стати назвал я ее Клеопатрой?
Ее юность, а рядом мои поседевшие патлы.
О, Богиня Изида, в каком я купался кайфе!
Кто остался со мной? Пять десятков унылых солдат.
Это годы мои с поля брани меня провожают.
Нам глядит она вслед, Клеопатра, такая чужая.
И печальней не будет на свитке судьбы моей дат.
***
Девушка, вы курите?
Девушка, вы курите? Вам плохо.
Знаю я нехитрый ваш секрет.
Вы живете на одну зарплату.
Ваша жизнь, как пепел сигарет.
Вам сегодня очень одиноко.
В мире только я так одинок.
И зовущим друга встретить знаком
сигареты тает огонек.
В темноте он вспыхивает редко.
Видно, он устал сигналить – SОS.
Подойти, быть может, к ней и робко
ей задать какой-нибудь вопрос.
Например: – Скажите, час который?
Или – Разрешите прикурить?
И она, как под рукой гитара,
может быть, в ответ проговорит:
– Юноша, вы курите? Вам плохо.
Знаю я нехитрый ваш секрет.
Вы живете на одну зарплату,
Ваша жизнь, как пепел сигарет.
Но куда мне с мелочью в кармане.
Расстаемся, не поговорив.
После взглядов краткого обмена,
от огня – огня не прикурив.
***
Генерал любви
Нынче солнечно, а не мглисто,
только радости не зови.
На плечах, как погоны, листья,
видно я генерал любви.
Но в моей генеральской ставке
очень плохо идут дела.
Значит я генерал в отставке,
раз сегодня ты не пришла.
Осыпает меня листвою.
Ты ко мне не придешь уже.
Хоть и осень, пока был твой я,
было лето в моей душе.
Все кончается в мире этом
и об этом смешно не знать.
А иначе о чем поэтам
было б песенки сочинять.
Покидает листва березу
на исходе осенних дней.
Знать, недаром в России слезы
все поэты рифмуют с ней.
Очень горькая это повесть,
очень сладкая эта боль.
И напрасен мой поздний поиск
той страны, что зовут – Любовь.
***
Вот и все
Вот и все. Мы выходим из зала.
Отзвук песен уплыл, невесом.
Вот и все – вы мне молча сказали.
Вот и все. Вот и все.
Привкус губ и волос Ваших запах
выпьет время, как воду песок.
Вы глазами три слова сказали -
Вот и все. Вот и все.
Значит я на мгновение Вами
унесен был в несбыточный сон
и разбужен я в нем был словами -
Вот и все. Вот и все.
Как точны они, как безнадежны –
три коротких удара в висок.
Счет печалей и бед подытожен.
Вот и все. Вот и все.
Это к пропасти мчится огромной
неизбежной судьбы колесо.
Словно надпись на камне надгробном –
Вот и все. Вот и все.
В небеса забираться опасно.
Пусть во сне был полет мой высок,
знал я – скоро придется упасть мне.
Вот и все. Вот и все
Но быть может беды моей тучу
дождь косой стороной пронесет
и растает она, улетучась.
Вот и все. Вот и все.
И, когда в небе солнце воскреснет,
сделав явью несбыточный сон,
я спою Вам веселую песню.
Вот и все. Вот и все.
***
Влюбленные в метро
Когда влюбленные целуются в метро,
хоть неудобно, я не в силах отвернуться.
Пусть не свежо воспоминанье, а старо,
но как хотелось бы на миг еще вернуться
и целовать, и обнимать ее при всех,
и не стесняться окружающих нимало.
И чтоб навстречу мне – ее жемчужный смех,
и чтоб она меня как прежде, обнимала.
Когда влюбленные целуются в метро
и никого вокруг себя не замечают,
и голос девушки звенит как серебро,
и парень, видно, в ней души не чает,
я повторяю: – Молодость, вернись.
Я не забыл тебя, я помню все отлично.
Они плывут куда-то вверх, плыву я вниз –
и это очень, между прочим, символично.
Когда влюбленные целуются в метро,
хотя б на миг остановился эскалатор.
Стучит ли сердце или бес стучит в ребро.
Чтоб поменяться с ним, отдал бы я зарплату.
Но я гляжу лукаво и хитро.
Я им завидую, но вот что интересно –
пускай не я сегодня с девушкой в метро,
я неплохую написал сегодня песню.
***
В царстве снов
За семью железными затворами,
в царстве кем-то выдуманных снов
проживает та, которую
называем мы Любовь.
Можно плыть в какую хочешь сторону,
но нигде на свете не найти
и не встретить ту, которая
многим встретилась в пути.
Мой корабль в этой акватории
до сих пор лежит на самом дне.
Он затоплен той, которая
как-то улыбнулась мне.
Самые нелепые истории
узник царства этого сложил
по веленью той, которую
не забыть, покуда жив.
Понапрасну не спешите вы туда.
Царство это – мрачный лабиринт.
Ведь оттуда нету выхода,
где сама Любовь царит.
Но напрасны все мои старания.
Что о ней я вам ни расскажу,
вас у пропасти на грани я
все равно не удержу.
***
Время – лекарство
Рассказать бы чего-нибудь вам поновей,
а я все – про тоску да мытарства.
С каждым часом и днем становлюсь здоровей.
Время – лучшее в мире лекарство.
А вокруг меня – царство грядущих теней.
Нету временней этого царства.
Чем я болен? – Тоской преходящей по ней.
Время лучшее в мире лекарство.
Чем бы ты ни болел, как бы ты ни горел,
погоди – и уймется пожар твой.
Я в познании этого поднаторел.
Время – лучшее в мире лекарство.
Не спросить никого – кем я был до того,
как попал в это смутное царство.
Излечусь, ничего, от того, что живой.
Время – лучшее в мире лекарство.
***
Ничто не возвращается
Ничто не возвращается обратно.
Необратимы души и тела.
Тебя мне невозможно потерять, но
давно нет той, которой ты была.
За девочкою той, без макияжа,
безжалостно закрыло время дверь.
Дешевая настала распродажа.
Но продавать-то нечего теперь.
Вот разве что заботы и утраты,
да тень от той, которой ты была.
Ничто не возвращается обратно.
Необратимы души и тела.
***
Теперь со мной ты
Теперь со мной ты только по ночам,
где я тобой распоряжаться волен.
Так чем я, ненасытный, недоволен
и от какого недуга зачах?
Что утро ты встречаешь не со мной?
Что не в моей проснулась ты постели?
И что сады без яблок опустели?
Что дело пахнет явно не весной?
Что мерзость запустения в душе?
Но свято место пусто не бывает.
Ушла любовь – печали прибывает –
и снова брага плещется в ковше.
***
Разность
Кто может в этой жизни жить счастливо,
когда поделен он несправедливо.
И что в нем можно доброго пожать,
в разделах если распри умножать.
От действий этих к светопреставленью
нас приблдижает летоисчисленье.
И в том, что будет ядерной война,
бесспорна математики вина.
В науке, что вредна и безобразна,
страшнее вычитанья действий нет.
И вот пример – ужаесней нету казни,
чем разность несравнимых наших лет.
***
Пружина
Давно с тобою врозь мы.
Натянута пружина.
Но огорчаться брось. Мне
ты очень удружила.
Пружины растяженье –
ведь это напряженье.
Когда мы будем рядом,
я полыхну разрядом.
И будет эта вспышка –
немыслимая книжка
и в каждой ее песне
всегда мы будем вместе.
***
Банкир
Ты меня не любишь? Я тебя люблю.
Чьих занятий перечень приятен?
Я тебя от пятен всяких обелю,
ну а для тебя я весь из пятен.
Ты меня не любишь? Я тебя люблю.
Ну, кому из нас, скажи мне, лучше?
Надо мною небо вечно цвета "blue",
над тобою грозовые тучи.
Ты меня не любишь? Я тебя люблю.
Это же ведь формула движенья.
У тебя есть минус, у меня есть плюс.
Возникает ток от напряженья.
Ты меня не любишь? Я тебя люблю.
Это мне пойдет на пользу, кстати.
Вычту и прибавлю, умножу, разделю –
я банкир, в конечном результате.
***
Солнечный день
Чтобы светлым и ясным был солнечный день,
мало на небе солнца, отсутствия туч.
Надо чтобы кому-нибудь было не лень
посылать тебе сердца сияющий луч.
Чтоб уютной и теплой была твоя жизнь,
мало яств на столе, мало в печке тепла,
Надо чтобы с тобой кто-то крепко дружил,
чтобы с кем-нибудь хлеб разделить пополам.
И на пасмурный день ты в сердцах не ропщи,
если холодно в доме и ты одинок.
На удачу надейся и рифму ищи –
и появится в томе сонетов венок.
***
Она не отсюда
Она появилась весенним цветком,
неярко раскрашенным мотыльком.
Небесною сутью светились глаза.
Она не отсюда - я тихо сказал.
Струился над нею таинственный свет.
Обид у таких на обидчиков нет.
Здесь воры и судьи, правеж и грабеж.
Она не отсюда и не молодежь.
Но на небе кто-то подслушал меня.
Судьба мотылька – ты не долее дня.
Разбитой посудой над нею стою.
Она не отсюда. Ей место в раю.
И нету мне смысла над нею рыдать.
Со мной она рядом - рукою подать.
И шепчет рассудок мне светлую весть.
Она не отсюда. Ты тоже не здесь.
***
Не выбирайте ангелов
Любите хоть тарантулов.
Какой-то прок в них есть.
Не выбирайте ангелов.
Ведь место им не здесь.
Хоть Колчаков, хоть Врангелей,
хоть с крыльями коней,
но только лишь не ангелов.
В раю они нужней.
Под вечер, спозаранку ли
ведите на расстрел.
Себе я выбрал ангела,
на том и погорел.
Спешат мои каракули
окончить эту речь.
Не выбирайте ангелов.
Вам их не уберечь.
***
Свидание
Опоздал к тебе на свидание.
Сочинял по дороге стих.
Но любое мне опоздание
ты, конечно, теперь простишь.
В небе облачка нынче нету.
Лето шлет мне свое прости.
Это взгляд свой открыла мне ты,
чтобы тихо произнести:
– Слишком рано я улетела
в мир, где все, как один, тихи?
Просто я тебя захотела
научить сочинять стихи.
Я, наверно – твоя удача.
Брось судьбу свою обвинять,
потому что лишь горько плача
стоит что-нибудь сочинять.
Напиши лучше стих про счастье.
Ты ведь нового счастья ждешь.
И, наверно, пора прощаться.
Ты еще раз ко мне придешь?
***
Простота
Леночка, прости мне, дорогая,
простоту, что хуже воровства.
Мне, как ты, нужна теперь другая
для того … чтоб ты была жива.
Не забыть хочу тебя, запомнить,
видеть в темноте и на свету.
Только надо чем-нибудь заполнить
в сердце эту злую пустоту.
Чтобы, пропадая в чьем-то теле,
ощутить что рядом снова ты.
Потому что в пропасть улетели
за тобой все цели и мечты.
Пусть еще кому-то буду рад я,
ты не назовешь меня плохим
Ни одна из тех, что будет рядом,
не погибнет за мои стихи.
За мои смертельные пороки
пусть меня осудит суд живых
Знаю – ни единого упрека
не слетело б с тихих губ твоих.
С кем бы я на этом свете ни был,
но на том я буду только твой.
Пусть моя любовь сияет нимбом
над твоею светлой головой.
***
Не ушла
Не ушла, а птицей улетела
в край, где все спокойны и тихи,
потому что очень захотела
научить меня писать стихи.
Для того она летела в пропастть,
что под нею выщерила пасть,
чтобы в вечность получая пропуск,
всем моим стихам не дать пропасть.
Образом, который чист и светел
озарила из и обожгла.
Может нет затем ее на свете,
чтоб моя поэзия жила.
А еще, чтоб старый богохульник
повторил и я благую весть
ту, что пахнет, как в лесу багульник.
Весть о том, что Бог на свете есть.
Чтоб сказал я покаянной речи,
что поверил я в небесный сад,
что надеюсь, веруя, на встречу
ту, что суждена нам в небесах.
Что не самый я неблагодарный,
что до самых распоследних дней
лишь на то я буду тратить дар мой,
чтоб не забывали вы о Ней.
***
Итог
Делам и жизни подводя итог
в погоне за удачею и дичью,
давно я понял – поиск – это то,
что слаще ласк и радостней добычи.
Давно узнал я, подводя итог,
погоне за мечтой своей наивной,
как быстро вянет сорванный цветок
любви, зовут которую взаимной.
Как мы не берегли бы лепестки,
их губит нежных рук прикосновенье.
Мы были врозь друг другу так близки,
нас отдаляли близости мгновенья.
Лишь той любви, как осени, гореть,
не осыпаясь от дождей и ветра
и вместе с сердцем в сердце умереть,
которой суждено быть .. безответной.
Рождением симфоний и поэм.
Обилием умения и знаний –
всем лучшим нас обязаны мы тем,
кто глух и нем был к шепоту признаний.
Но, зная все, я все-таки молю
Судьбы своей бесцветную жар-птицу
Еще хоть раз произнести: – Люблю,
чтоб мог еще хоть раз я удивиться.
Еще на миг мне волшебство яви
Весь мир преображающее чувство.
Желать любви, не требуя любви,
увы, непостижимое искусство.
***
Любимой Омара
Когда бы любимой Омара
был по сердцу мудрый Хайям,
с волненьем ему не внимали
ни вы бы, наверно, ни я.
Он знал, что такое разлука.
Как я, он ее изучил.
И эту сердечную муку,
как я, он стихами лечил.
Ему я, быть может, не ровня,
да только в одном убежден,
и это не будет нескромно –
страдал я не меньше, чем он.
И если созвучья красивы,
и мысли в стихах глубоки,
вы нашим любимым спасибо
скажите за наши стихи.
***
Пойте о разлуках
Пойте о разлуках и печалях,
о пыли, клубящейся в дали.
Песни никого не возвращали.
Песни никому не помогли.
Как бы ни мечталось человеку
счастье ускользнувшее вернуть,
всем известно – дважды в одну реку
не случалось никому нырнуть.
Вам ничем за песни не заплатят
те, в ком вы не чаяли души.
Хорошо под песни ваши плакать.
Только тем они и хороши.
Пойте о разлуках и печалях.
Пусть струится песенная грусть.
Как бы они сладко ни звучали,
я над ними горько посмеюсь.
***
Сонет первой любви
Все то, что раньше я берег,
растрачено на сто дорог.
Оно затеряно в пыли
Над ним волною – ковыли.
Я мог бы раз и навсегда
всего себя одной отдать,
и не заметить, жив пока,
вокруг ни одного цветка.
Да только сто прошел
и сто нечаянных тревог,
и сто желанных и родных,
и ты – всего одна из них.
А ты могла единой быть,
когда б сумела полюбить.
***
Наедине с тобой
Ну, кому отдать тебя, кому,
чтобы заменить тебя любой?
Стоит мне остаться одному –
снова я наедине с тобой.
А когда я с кем-нибудь вдвоем,
говорю, что по делам спешу,
чтобы вновь уйти за окоем,
где тобой, как воздухом, дышу.
Если затерялся я в толпе,
где, как и везде, я одинок,
снова мысли только о тебе,
вновь касаюсь рук твоих и ног.
Если за чужим столом сижу,
где воспоминаний рвется нить,
не прощаясь, тихо ухожу,
чтоб воспоминания хранить.
Встретил я тебя и не узнал.
Рядом ты была, но за межой.
Знал тебя так близко и не знал,
что ты можешь стать такой чужой.
Но, когда приходишь ты во сне,
снова на седьмых я небесах.
Никогда б не просыпаться мне.
Просыпаюсь – слезы на глазах.
Поезд мой по рельсам загремел,
песню расставания трубя.
Скорость я набрал, но ни на метр
я не отдаляюсь от тебя.
Для чего мне это – не пойму,
ведь давно пора играть отбой.
Стоит мне остаться одному –
снова я наедине с тобой.
***
Первая любовь
Первая любовь, к тебе направилась
в этот вечер память моя вновь.
В тех актрисах, что всегда мне нравились,
узнавал я первую любовь.
А этот вечер сыпал соль на раны мне
фильм красивый – «Горькая луна».
И опять на голубом экране,
как со мной, с другим была она.
В фильме том дела ее не ладились.
Доставалось бедной от мужчин.
А на мне, наверное, разгладилось
сорок преждевременных морщин.
Так мы с ней ни разу и не виделись.
Впрочем, против правды погрешил.
Видел раз, но день такой уж выдался -
от жены к любовнице спешил.
Мне б ее схватить клешнями рачьими
и вовек уже не отпускать.
Но о том что так давно утрачено
не смешна сегодня ли тоска.
Кто там после драки машет копьями*
Погрустил еще разок о ней.
Только на кране ее копии
с каждым фильмом чище и юней.
***
Свеча
Осветило темной ночью все нам,
каждому раздало по лучу
славное открытье Эдиссона.
Я – не про него. Я – про свечу.
Для чего нужна она – вестимо.
Даже Бог бы выдумать не смог
ничего интимней для интима,
чем свечи неровный огонек.
Бабочкам зачем она – не знаю.
Но, быть может, ясно мотылькам,
что любовь без свеч – весна без мая.
С ними легче волю дать рукам.
Птица моей памяти, кружись-ка,
но не в электрических лучах.
Лучшие мгновенья этой жизни
я провел, конечно, при свечах.
Был я там обласкан и привечен.
«Капал воск на платье с ночника».
Как живые, вздрагивали свечи
от дыханья, не от сквозняка.
Все надежней память их теряет.
Все тусклее встречи при свечах.
Жизнь моя уныло догорает
в скучном свете «лампы Ильича».
***
Ночи доверяя
Я иду и медленно теряю
редких слез прерывистую нить,
словно другу, ночи доверяя
все, что сам не в силах сохранить.
Тяжелы размеренные капли,
на ветру осеннем горячи.
От дождинок на моих щеках их
в темноте никак не отличить.
Хорошо, что быстро остывают
все обиды в ветреной ночи.
Проплывают сонные трамваи
вдоль по ночи, как и я, ничьи.
Хорошо, что брызжет мелкий дождик
душем из-под синих фонарей
и меня никто не заподозрит
в этой стыдной слабости моей.
***
Не говори о том
Не говори о том, что знаешь женщин,
покуда ты и счастлив и любим.
Еще придет пора все знанья сжечь и
развеять убеждения, как дым.
И правда, словно рана ножевая,
вдруг станет о тебе обнажена
Какой правдивой женщина бывает,
когда она в другого влюблена.
Устав от надоевших оправданий,
пчелой на волю вырвавшись из сот,
с весною запоздалой на свиданье
она всю жажду зимнюю несет.
Нахлынувшего счастья не скрывая,
предчувствием волнующим пьяна,
какой любимой женщина бывает,
когда она в другого влюблена.
Пчела! Какой контраст – нектар и жало!
Как сладок мед, но как болит укус!
Себя не жаль и никого не жаль ей
из тех, кто преграждает путь к цветку.
И зная, что прощаньем убивает,
все рвет без сожаления она.
Какой бездушной женщина бывает,
когда она в другого влюблена.
И вот, когда она уже чужая
и не твои в руках ее цветы,
о, как тогда ты впитываешь жадно
лица ее беспечные черты.
И счастлив тот, кто в жизни не узнает,
единожды очнувшись ото сна,
какой … любимой женщина бывает,
когда она в другого влюблена.
***
Я снова выбрал бы тебя
Однажды ты меня назвала
каким-то именем чужим.
И понял я, что оборвалась
с тобою прожитая жизнь.
Оно так нежно прозвучало,
кого-то гладя, голубя.
Но, если б все начать сначала,
я снова выбрал бы тебя
Пусть, на рассвете просыпаясь,
ты не грустила ни о ком,
но наша осень, осыпаясь,
уже тянула холодком.
Потом ты не спала ночами
и обнимала не любя.
Но, если б все начать сначала,
я снова выбрал бы тебя.
Потом алея счастьем бабьим
и не скрывая ничего
сухими жесткими губами
всю ночь твердила про него.
Меня в грехах изобличала,
о жизни прожитой скорбя.
Но, если б все начать сначала,
я снова выбрал бы тебя.
***
Тихая минутка
Выпадала тихая минутка –
почерком размашисто лихим
сочинял стихи я проституткам.
А кому ж еще писать стихи?
Может быть разиням и тихоням?
Тем, кто цел, а потому и мудр?
Нет, не этим музам-Терпсихорам
чувств моих и мыслей перламутр.
Непривычно слышать это, знаю –
не затем, чтоб слух ваш оскорблять,
я вам ради истины признаюсь,
что моя возлюбленная – ..
Стерву полюбил я и оторву.
Ну какой принес мне бес ее?
Без нее я падаю, как в прорву,
в мир, который бездна без нее.
Пусть Лауре плел стихи Петрарка,
Пусть Изольде песни пел Тристан,
мне они, как мертвому припарка.
Я б глядеть в их сторону не стал.
Мировая загнила культура
и нужна ей свежая струя.
Ну а мне – лахудра и профура –
глупенькая девочка моя.
***
Дама с камелией
Я знаком был с ромашкой белою,
и не раз обрывал сирень,
но с загадочной, но с камелией
не знаком был я по сей день.
Говорили – в любви умелая.
Утверждали – доступна всем.
Ах, вы дама моя с камелией,
объявитесь во всей красе.
Чтоб душа моя очумелая
удивилась и вознеслась.
Ах, вы дама моя с камелией,
надо мною не Ваша власть.
Не попробовал карамели я.
Может быть, чересчур сладка.
Ах, Вы дама моя с камелией,
я куплю Вам цветок с лотка.
Только что я все вру. На деле я
знал и даму ту и цветок.
Это я ей носил камелии
и валялся в слезах у ног.
Мы с гитарою песни пели ей
и не зря голос мой дрожал.
Ах, Вы дама моя с камелией,
я в руках Вас не удержал.
***
Кража
Я вновь тебя рисую.
Последний вечер наш
украли мы, рискуя.
Ах, сладость этих краж.
Ну, что за жизнь без риска?
Покой и тишина.
Конфетой барбариской
покажется она.
Там счастье очень кратко,
там, может, нет его,
где нет причины прятать
его ни от кого.
Мелькнет оно бесследно
и не заметит нас.
Не дай Бог, был последним
с тобой наш прошлый раз.
***
Дождь хрустальный
Прольется дождь хрустальный
и высохнет слеза.
И вновь дорогой дальней
наполнены глаза.
Проносит мимо ветер
из листьев конфети.
Всем радостям на свете
сказали мы – прости.
Нет в круге одиночеств.
ни искры, ни огня.
Проснешься среди ночи –
а рядом нет меня.
Мелькают в окнах кроны.
Угрюм и нелюдим
все чудится перон мне,
где ты стоишь один.
***
Какая-то птица
Какая-то птица поет на рассвете.
О чем она грустную песню поет?
О том, что одной одиноко на свете,
затем чтобы кто-то услышал ее.
Пр. Послышится песня – и небо воскреснет
и вспыхнет надежды клочок голубой.
И птицей мне если не плыть в поднебесьи,
хотел бы я песней витать над тобой.
Когда на душе беспросветная серость,
когда никогда не наступит рассвет,
когда умирают надежда и вера,
тогда появляется песня на свет
Пр.
И снова стихи сочиняет разлука,
звеня как натянутая тетива.
И снова стрелою каленой из лука
тоска по тебе выжигает слова.
Пр.
Уже не помогут моторы и крылья
у тебе прикоснуться, тебя увидать.
Но если бы песню мою повторили,
себя бы сумел я тебе передать.
Послышится песня и небо воскреснет,
и вспыхнет надежды клочок голубой.
И птицей мне если не плыть в поднебесьи,
хотел бы я песней витать над тобой.
***
Расскажи мне про него
Расскажи мне про него, расскажи.
На каком вы с ним уже этаже.
Слышу голос твой – и значит я жив,
а о чем он – мне не важно уже.
Расскажи мне про него, не молчи,
пусть поведает улыбка твоя,
как объятия его горячи.
Мне ведь кажется, что он – это я.
Расскажи мне про него, не таясь,
как он молод, как красив и высок.
Если слышу я тебя – ты моя
и в висок мне твой стучит голосок.
И рассказывай подольше, я рад,
что со мною ты, мой сон наяву.
Было столько в этой жизни утрат
и еще одну я переживу.
Расскажи мне про него. Эта боль,
словно страсти боль сладка и остра.
Я возьму ее навеки с собой.
не жена ты мне, так будешь сестра.
Расскажи мне про него, расскажи.
Пусть все то, чем я дышал – в мираже.
Слышу голос твой – и, значит, я жив.
А о чем он – мне не важно уже.
***
Много раз это слышал любой
Много раз это слышал любой
то, что Бог – это значит Любовь.
Кто значение понял хоть раз
много раз повторяемых фраз?
Осенен ты знаменьем любви?
Этот миг с наслажденьем лови,
даже если ты вновь удален
от предмета, в который влюблен.
Лишь однажды на тысячу лет
на любовь нам дается ответ.
Безответна любовь – не ропщи.
Даже в том утешенье ищи,
что страданием чаша полна:
пьешь ее – причащает она.
По щекам слезы катятся вниз?
Очищают они организм.
Нет любви? Не стесняясь, молись:
– Пресвятая моя, появись
и позволь, пока звездам гореть,
твой божественный лик лицезреть.
Если вновь ты остался один,
понапрасну ты стал нелюдим.
Надо Бога понять и простить.
Должен Он и других навестить.
***
Бог – Любовь
Если Бог – это значит – Любовь,
пусть меня он к себе призывает,
где архангелы в трубы играют,
где из пушек встречают пальбой.
Если Бог – это значит Любовь,
то пугать меня адом не надо.
Ад был здесь. Под землей нету алда.
Просто в рай попадет не любой.
Если Бог – это значит Любовь –
собираться не страшно в дорогу.
Я молился лишь этому Богу
и поєтому встречусь с Тобой.
***
Благодарю тебя за встречу
Благодарю тебя за встречу.
Была она не деловая.
Живи сто лет и даже вечно,
но первого не забываают.
Обнимешь, плюнешь, позабудешь,
меня, ромашка полевая
С кем ни уйдешь и с кем ни будешь,
но первого не забывают.
Пускай тебя к моим сединам
дорожка привела кривая,
пусть окажусь я подсудимым,
но первого не забывают.
Всегда мечтал быть в чем-то первым,
от жажды славы изнывая.
И первый, наконец, теперь я.
А первого не забывают.
За честь такую пионеры
сражались, жизни отдавая,
чтоб оказаться в где-то первым –
ведь первого не забывают.
Забытым быть мне не случится.
Кто не забыт, тот оживает.
И, значит, жизнь моя продлится.
Ведь первого не забывают.
***
Я первый для тебя
Скажу, тебя любя –
нет, чтобы что-то среднее –
я – первый для тебя.
Ты для меня – последняя.
Жил этот мир без НАС.
Мы в мире этом – вымысел.
Забудешь про меня,
а я того не вынесу.
Коснувшись ног твоих,
себя вел не примерно я.
Потеря ждет двоих
увы, несоразмерная.
Тебе – детей рожать,
а мне – во тьму кромешную.
От кары не сбежать.
Она заждалась грешного.
***
Затравленный взгляд
Затравленный взгляд опущенный вид
и весь ты, как день дождливый.
Но если ничто у тебя не болит –
считай – ты самый счастливый.
Ведь ты не урод и не инвалид,
чего ж ты глядишь тоскливо?
Пока у тебя ничего не болит -
считай – ты самый счастливый.
Грустишь, что украсть не сумел, бандит?
из сада чужого сливы?
Но раз у тебя ничего не болит,
считай – ты самый счастливый
Пока над тобою угрюмый гранит
не лег плитой молчаливой
и если ничто у тебя не болит –
считай – ты самый счастливый.
***
Надежда
Спасибо тебе, Надежда,
когда никого вокруг.
За то, что твердишь, как прежде –
вернется к тебе твой друг.
Твои износил одежды,
твою изучил я лесть.
Спасибо тебе, Надежда
за то, что еще ты есть.
Не хнычь и не плачь, Надежда,
когда впереди – ни зги.
И свет, не смыкая вежды,
в душе моей береги.
За то, что не пьешь, не ешь ты,
но светлую шлешь мне весть.
Спасибо тебе, Надежда,
за то, что еще ты есть.
Спасибо тебе, Надежда,
что вновь разгоняешь мрак,
что вновь заслоняешь брешь ты,
в которую лезет враг.
За то, что верна, как прежде,
за то, что светлым светла.
Но лучше бы ты, Надежда,
Женщиною была.
***
Свидетельство о публикации №119020805977