Путешествие в Зазеркалье. Лукоморье
Уже который день, который год нечто незримое, смутное, но неотступное присутствует во мне, может быть рядом. Вернее же – и во мне, и рядом. Привычный ход вещей рушится, сущностное бытие становится иллюзорным, вещи теряют свои очертания.
Что это? Утрата веры? Крушение идеалов? Потеря внутренних ориентиров?
На задворках сознания вспыхивают чьи-то готовые концепции: одна, другая, третья – с одной единственной целью, взять меня без остатка. На мгновение ум подхватывает протянутую было свечу, но совесть чуть слышно, хотя и ощутимо, взывает: «Не пей, братец, козленочком станешь!»
Постепенно наплывает беспокойство. Тревога заполняет все клетки существования. Открывается выход в Запредельное…
Но не тут-то было. Неугомонный ум не дает расслабиться.
- Одна нога здесь, другая там? Что за странное состояние? – вмешивается ум, - А… понимаю, необходимо все время удерживать равновесие.
Дальше – больше.
- Обрати внимание, - советует этот посредник, - что у каждого мага Зазеркалье свое собственное, как, допустим у художника его картина.
Мелькают ассоциации… Всплывают воспоминания. Невесомость. Чуть-чуть воображения – и я в комнате уже не одна. Некто мужчина средних лет разместился в кресле напротив. Глаза незнакомца, устремленные на меня, излучают внимание и вопрос.
- Кто это? – промелькнула мысль. – Может быть, мой будущий читатель? Ну, конечно, это Он.
- Меня зовут Надежда, - сказала я.
Мужчина понимающе кивнул головой.
- Андрей, - отрекомендовался он. – Чем могу быть полезен?
- Я бы хотела, чтобы Вы помогли мне мыслить.
- Мыслить, - переспросил Андрей.
- Да. Дело в том, что мышление не есть монолог, но всегда диалог… Поэтому Вы здесь.
- Что же я должен делать? – сразу включился в работу мой новый знакомый.
- Ничего особенного, - говорю я. – Просто участвуйте.
Выдержав небольшую паузу, я сообщила собеседнику:
ПОГРУЖАЕМСЯ
Всплыла и зазвучала затейливая мелодия, уводящая в сказку.
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…*
Андрей – Чувствую, что я погружаюсь в поэзию Пушкина, в сказочную стихию русского фольклора.
Надежда – Чуть-чуть сместите. Представьте себе, что все это имеет место в современной Вам русской действительности.
Андрей(поразмыслив) – Как аллегорические образы?
Надежда – А разве не узнаете? «…там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. Избушка там…»
Андрей – Пожалуй.
Постепенно стихи Пушкина исчезают из поля зрения.
Надежда и Андрей обнаруживают, что они попали на берег этого самого Лукоморья. Где-то вдали переминается с ноги на ногу известная избушка «без окон, без дверей», вот и дуб зеленый с золотой цепью, но кота что-то не видно.
Пришельцам становится как-то не по себе. Того гляди, леший выскочит или еще какая-нибудь нечисть.
Неожиданно ветви дуба качнулись. С дерева, выгибая спину и мурлыкая, спрыгнул большущий котище серого с черным окраса.
Пришельцы попятились. Но тут перед ними каким-то непостижимым образом вдруг вырос молодой человек приятной наружности в светло-сером костюме с черными вкраплениями.
- Бергамот, - представился он, - доктор телепатических наук.
- А…, - вспомнила Надежда, - да ведь это и есть Кот ученый.
Сразу как-то потеплело, волнение улеглось.
- Рад видеть вас в Зазеркалье. Позвольте быть вашим гидом и переводчиком на всем протяжении экскурсии.
Гости смотрели по сторонам: мимо плыли пейзажи, натюрморты, силуэты живой и неживой природы…
- Здесь нет времени и пространства в обычном понимании этих слов, а также живой плоти, - пояснил Бергамот, - вместо этого лишь образы и понятия.
Впереди что-то заметалось, зашуршало.
В мгновение ока экскурсанты увидели перед собой подтянутого мужчину в военном облачении и женщину в свободном хитоне.
- Кто это? - спросили они одновременно.
- Это призраки, привидения.
- Что же они здесь делают?
- Как что? Просто гуляют, - прищурился Бергамот.
- Не могли бы Вы рассказать о них? Призраки чего? – поинтересовался Андрей.
- Ну, мужчина – призрак Коммунизма, то бишь его зовут Коммунизм, а женщину – Демократия.
Андрей с недоумением посмотрел на Бергамота: что бы это значило?
Если говорить о Коммунизме, - воодушевился Бергамот, - здесь много значений: во-первых – это определенный «изм», как бы канцелярщина, догматизм некоторый.
Во-вторых – как бы коммуналка, каждый имеет свою перегородку, и оттуда выглядывает, переговаривается.
В- третьих – это нечто такое, что всегда впереди, как бы удаляющийся горизонт. Четвертый признак известен и звучит так: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Пятый признак лаконичен: «Кому это надо?»
- А Демократия?
- Как вы уже заметили, - пояснил Бергамот, - Коммунизм – мужчина, в отличие от Коммунизма Демократия – женщина. Во-вторых: она - «кратия», то есть время ее пребывания кратко. Демократия не держится долго по той причине, что ей держаться не за что. В- третьих – Демократия всегда демон. Она старается очаровать тебя, как и всякая женщина через образ, через слово – и так и сяк воздействовать на твое сознание, а не взять тебя силой. Четвертый признак демократии – хаос. На то она и демон. В- пятых – где хаос, там мрак. Где мрак, там гибель. Демократия – всегда гибель чего-то. Ну а шестое: когда Демократия, во мраке раздаются Голоса. Люди впотьмах свечу ищут. Кто-то кричит – сюда, сюда, вот в этот уголочек… Другой – нет, я нашел! То есть – это всегда Голоса и это Разноголосица. Седьмой признак Демократии – это то, что у нее нет будущего, то есть она ни во что не переходит и началом ничего не является. Она автономна. Автономность – седьмой признак. Восьмой признак – Демократии вряд ли придется избежать. Бежать от нее не надо. Можно лишь пройти сквозь нее. Завершим описание Демократии девятым признаком. Демократия боится света, как и всякий демон.
- Ну как, просветил я вас? – спросил Бергамот.
Призраки испаряются.
- В Зазеркалье так. Стоит привидения назвать их именами, как они тут же исчезают.
- Не сотвори себе кумира, - подытожил Андрей.
В тот же миг перед взором присутствующих предстал памятник Вождю. Одновременно откуда-то послышался безудержный лай собаки. Большой лохматый пес подскочил к пьедесталу. Казалось, он готов был в пух и прах разнести монумент.
В недоумении экскурсанты посмотрели на Бергамота. Бергамот сделал несколько магических жестов, и это сразу утихомирило собаку. Пес успокоился, прилег где-то здесь же, положив голову на передние лапы.
- Это Ортодокс, - пояснил Бергамот, – поливать грязью то, что уже произошло, его любимая тема. Просто потому, что памятник всегда молчит и уже не может ему возразить. Но смысл в том, чтобы «не плакать, не смеяться, но понимать»*.
Все немного помолчали.
Затем Бергамот сделал знак рукой. Картина исчезла.
- Прошу к столу, - пригласил Бергамот.
Тут же откуда-то сверху ниспал круглый стол со всей чайной сервировкой. Рядом обозначились три стула.
-Побалуемся чайком, - улыбнулся экскурсовод, - хотя и чисто символически. Заодно обсудим актуальную тему «Роль идолов в истории».
- Итак, что значит «идол»? – спросил собеседник присутствующих.
Надежда заняла выжидательную позицию и молчала.
- В этом слове, как я понимаю, - сказал Андрей, - содержится какой-то осуждающий оттенок, хотя объективно, идол – это нечто довлеющее, требующее почитания и даже жертв.
- Вообще-то, - смутился Бергамот, - здесь в Зазеркалье кого-то или что-то осуждать не принято. Я согласен, что идол нечто довлеющее, требующее жертв и подношений, на то он и идол. Но вот оттенок – это что-то из другого мира.
Бергамот в нерешительности развел руками.
Видя такое замешательство присутствующих, Надежда поспешила вмешаться в разговор.
-Поскольку мы, пришельцы, и наш собеседник ни однозначно понимаем этот термин «идол», давайте заменим его другим словом, родственным ему.
Бергамот облегченно вздохнул.
- Тотем, - предложил он.
Перед глазами присутствующих промелькнули причудливые экзотические статуи с раскрашенными лицами, откуда-то выскочил племенной вождь, весь в татуировке, обвешанный ритуальными знаками.
Раздались звуки гонга. Дикарь начал лихо отплясывать свой ритуальный танец.
Бергамот сделал знак рукой, чтобы всплывшие в сознании ассоциации не мешали свободному ведению беседы.
Экзотическая картинка исчезла.
- Чтобы и дальше разногласий между нами не возникало, - подстраховался ведущий, - возьмем словарь, где найдем значение слова «тотем».
Бергамот открыл откуда-то возникший словарь и прочитал следующее определение: «Тотем – производное от отем (на языке отжибуей – «его род») Это существо или предмет (чаще животное или растение), находящееся в родстве с конкретной группой людей…»*
- Тотем, - припомнила Надежда, это атрибут верований первобытных племен, их особого почитания.
- Совершенно верно, - согласился Бергамот, - но пойдем в своих рассуждениях дальше: ведь именно тотем стал зачатком самосознания древних, первой формой общественного сознания. И в этом поле сознания – идолы (возникают чурки с глазами, исчезают), они же тотемы, они же стереотипы – играют свои роли, возложенные на них всем историческим развитием.
- Получается, - сказал Андрей, - этот дискурс в родоплеменную общину мы делали для того, чтобы понять, открыть для себя возникновение общественных стереотипов?
- Стереос – твердый, тупос – отпечаток. Твердый отпечаток, - уточнила Надежда. – Стереотипы, возникая, часто не содержат объективной истины.
- Но тем, не менее, - заметил Андрей, - помогают людям договориться о чем-то, упрощают общение.
Все так, - сказал Бергамот. – Стереотипы – средство общения, как между отдельными людьми, так и целыми группами людей. К тому же они служат поддержанию их солидарности. Таким образом - идол, тотем, стереотип – явления одного порядка.
- Я согласен, что есть связь между этими образованиями, но какая их роль в нашей истории, как Вы сказали? – спросил Андрей.
- Постараюсь пояснить это на примере, - ответил Бергамот. – Вот один из русских национальных тотемов – НАРОД. Сравните его с другим тотемом-стереотипом ДЕМОКРАТИЯ.
- Что-то здесь есть, - заметил Андрей.
- Действительно, - поддержала разговор Надежда, такие понятия, как «демократия», «права человека» пришли к нам с Запада относительно недавно и воспринимаются русским ухом, как диковинка, к нему не относящаяся. Другое дело – народ. Кстати, не из таких ли стереотипов и составляется менталитет.
Бергамот раскрыл ладонь, и в руке у него появилось какое-то портативное устройство с мини-экраном в центральной части.
- Это цитатник, - пояснил он.
Бергамот нажал соответствующую кнопку. Экранчик засветился, и на нем обозначилось: НАРОД.
Взоры гостей устремились на экран. Одна за другой поплыли цитаты.
- Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою подмогой.
А мнением: да! Мнением народным!
(А. С. Пушкин. Борис Годунов)
- Народ безмолствует.
(Там же)
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
(А. С. Пушкин. Стихотворения)
- Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что Господь ни спошлет!
(Н. А. Некрасов. Железная дорога)
- Православие, самодержавие, народность!
(из воззвания)
- Новая историческая общность советский народ
(декларация)
- Народ и партия – едины.
(воззвание)
- Работай, учись и живи для народа,
Советской страны пионер.
(из песни)
- Депутат собрания народных представителей.
(из прессы)
- Народная партия Райкова.
(предвыборный блок)
- Наше народничество – явление характерно русское, незнакомое Западной Европе.
(Н. А. Бердяев)
- Одним из отличительных признаков Великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения как бы ни было тяжело его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном человеке или нескольких людях, которые и выведут его на покинутую им временно историческую дорогу.
(В. О. Ключевский)
Последнее изречение, его пафос на какое-то время вызвало волну патриотического подъема у присутствующих гостей.
Бергамот пытливо посмотрел на экскурсантов.
- Авось, - сказал Андрей.
Все засмеялись, вспомнив, что это русское «авось» уже стало притчей во языцех.
Поскольку дискуссия о роли идолов в истории несколько утомила присутствующих, все поднялись со своих мест и хотели уже было прощаться, но здесь какое-то самое настоящее привидение в белом балдохоне, то и дело меняющее очертания своего тела, предстало перед экскурсантами.
- Наша беседа о роли идолов в истории носила неполный односторонний характер, - объяснил Бергамот. – Вот он нам и явился.
- Кто это? – осведомился Андрей.
- Это Культ, - ответил Бергамот. – Культ от латинского «культус», что значит – поклоняться, почитать что-либо. Выражаясь научно, Культ, который вы видите, также относится к семейству идолов. Для своего формирования Культ пользуется как тотемами, так и стереотипами. Содержательная сторона Культов может быть различной. От высокой до низкой. Начиная с догмата религиозного объединения, доктрины политической партии и заканчивая установленными правилами новоявленной корпорации или неписанными нормами молодежного клана. Главное же, что отличает все Культы – это стремление обрести власть.
Привидение, которое летало вокруг участников круглого стола, вдруг стало источать из себя все новые и новые подобные образования, и они хороводом закружились вокруг экскурсантов.
- Любой Культ порождает вокруг себя соответствующую субкультуру, -
прокомментировал происходящее Бергамот. – А субкультура – это уже среда обитания, которая диктует. Все, что не вписывается в эту среду, выносится за скобки в виде «белой вороны».
- Должно быть, все человеческие сообщества и состоят из таких вот субкультур, - пробормотала Надежда.
- А что же тогда свобода, за которую люди так ратуют? - спросил Андрей.
- Жить в обществе и быть свободным от общества, увы, не получится*,-
напомнил Бергамот известное определение.
- Вот и зашли в тупик, - подвел итог разговору Андрей.
- В тупик, - согласился Бергамот. – Однако тупик вовсе не конец, а как раз начало.
Наплывает легкая полупрозрачная дымка. Фигуры моих собеседников исчезают. Я сижу одна в глубоком раздумье.
- Познай истину, - проносится в голове. – И истина сделает тебя свободным.*
* У Лукоморья дуб зеленый…- А. С. Пушкин. Руслан и Людмила.
*Не плакать, не смеяться, но понимать – Б. Спиноза.
*Тотем производное…- психологический словарь.
*Жить в обществе и быть свободным… - В. И Ленин
* Познай истину, и истина…- Евангелие от Иоанна, У111, 32
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №119020805432
С уважением и теплом,
Рей Журавлёв 57 09.03.2020 20:32 Заявить о нарушении
С теплом,
Дана Заречная 10.03.2020 21:03 Заявить о нарушении