Кто мой ближний? Лк. 10 25-37
так, ничтоже сумняшеся, повторяют люди.
Однако, внимательный читатель Библии сочтёт это утверждение довольно-таки
поверхностным.
Итак, что же сделал законник после слов Иисуса: «иди и ты поступай так же.»?
Из контекста вытекает, что законник, подобно богатому юноше, отошёл с печалью.(Мт.19:22). Все притязания законника лукавы. Первый вопрос он задал Иисусу, «искушая Его»; потом «желая оправдать себя», он сказал: «А кто мой ближний?». Учитель закона был уверен, что он любил Бога и своими ближними считал, священника и левита, родственных ему по духу и роду деятельности.
Но Божественный Учитель безжалостно опрокинул все его логические воображения. Ближних законника Иисус нарисовал чёрными красками и тот вынужден был признать, что милость попавшемуся разбойникам оказали не они, а совсем чуждая для иудея личность: самарянин. Вот почему повеление Иисуса «иди и ты поступай так же» повергло законника в недоумение.
Дело в том, что вопрос Божественного Учителя звучал довольно странно: «Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» Ответ напрашивается – ближним был самарянин. А ближнего нужно любить как самого себя. Это законник хорошо помнил. Однако, чтобы эту любовь проявить на деле, нужно стать жертвой разбойного нападения, а именно – пойти из благословенного Иерусалима в Иерихон, быть ограбленным, избитым и брошенным на произвол судьбы. А потом принять милость от ненавистного самарянина, полюбить его…
Нет, этого законник не мог ни понять, ни воспринять.
А теперь посмотрим на самих себя. Роль какого персонажа из этой притчи взялись бы мы сыграть? Разумеется, с левитом и священником мы не хотим иметь ничего общего. Мы согласны только на роль самарянина, ибо он милосерд.
Однако, такой выбор нарушает композицию всей притчи, ибо, как сказано выше, самарянин – это ближний, которого нужно полюбить, как самого себя. Что же нам остаётся? Только одно: играть свою роль, быть самими собой, то есть стать жертвами разбойного нападения. Ап.Павел цитирует Пс.13 «Никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного…» (Рим.3:11,12). Это наш портрет. Эта наша роль. И она определена для всех сынов Адама. Но милость Божья несказанно велика! Мы не остались лежать в пыли этого мира ограбленными и избитыми сатаной. Самарянин-Христос возлил масло Духа Святого и вино радости новой жизни на наши раны, подарил нам Свой мир, «который превыше всякого ума», и поместил нас в гостиницу временного прибежища искупленных и спасённых. Как после этого не возлюбить Его! Ближе Господа Иисуса никого для нас нет.
Друзья мои, будем внимательны на путях наших, чтобы не уподобиться ни священнику, ни левиту. У нас есть великая власть – быть детьми Божьими. А это значит, что мы имеем право быть ближними для всех падших грешников.
***
Постигая заветы Всевышнего,
задаю сокровенный вопрос:
на кого мне смотреть, как на ближнего?
«На Меня, - отвечает Христос.
Я тебя, сатаною пленённого,
подобрал на дороге без сил,
исцелил, приютил и, спасённого
Божью волю творить научил.
С той поры благодать в изобилии,
Я – в тебе на пожизненный срок,
чтобы жертвам греха и насилия,
ты с любовью, как ближний, помог».
***
Слова любви к Создателю
диктует людям страх.
Духовные ваятели
Слова напрасно тратили
и ставили распятия
на лбах и куполах.
Скопилась масса лишнего,
обряды - мёртвый груз.
Но жив глагол Всевышнего,
что гибнущего нищего
спасает милость ближнего,
чьё имя Иисус.
Свидетельство о публикации №119020701191