Загадки Рериха
Выставка Рериха. Открытие. Корреспонденты, телевидение, школьники. Речи, стихи, музыка, интервью. Ударная информация. Кажется - вот оно, завертелось.
Первая экскурсия. А я и не продумал, что буду говорить - замотался с организацией. "Вы беседовали со своими учениками?" Нет, они хотят готовенькое и всё сразу - "У нас мало времени". Оказывается, организовать экскурсию проблематично, а вот увести школьников со своего урока - это самый простой метод.
"Вы находитесь на выставке великого русского художника…семь тысяч картин" - слова рождаются на ходу. Трудно выхватить главное. Задаю вопросы. Диалог рождается трудно. Прибор Кирлианов оживляет общение - "Неужели правда, светимся?" Стенд с научной информацией. Что-то проклюнулось.
Картины, аура. Почему картина жёлтая? "Голубиная книга". Люди идут за знаниями. Голуби - вестники. Это - знаки. Почему они летят и туда и оттуда? На небе туча с дождём, - почему тёмная?
"Знания - глаза человека. И будь у него хоть сто зорких глаз, без знания он всё равно останется слепым". Тёмная, потому что настоящее знание за очевидностью всегда открывает тайну… Вот оно как, тёмное - не всегда плохо. Голубь может быть вестником "оттуда", а дождь что означает? Он ведь там, где голуби летят "туда". Дождь жизненных событий - это же её отклик! Это же общение с Тайной и она, оказывается, живая.
Так открывается новое.
Вселенная как-то реагирует на то, что происходит. Мы смотрим на картины и начинают оживать лики - в горах, в облаках, в очертаниях скал и озёр. "Охота" - тёмные фигурки в зоне страданий и сострадающие и, в то же время, строгие лики на белоснежных горах.
Фильм смотреть некогда. "Приходите завтра". Славик раздаёт детям визитки с картинами и высказываниями Рерихов.
В плохую погоду в музей почти никто не ходит. Четыре - шесть человек в день - это очень мало. "Распятое человечество" почему-то попало в самый угол - тупик. Я подхожу всякий раз, когда кто-то задерживается возле этой картины и пояснений на голубых листках. "Между какими полюсами распято человечество?" Снизу висит подсказка: "Добрый разбойник и жестокий благочестивец до сих пор живут на земле". Постепенно выясняется, что желание жить в свободе и стремление руководствоваться системой правил в большинстве случаев противопоставляются друг другу в нашем сознании и порождают соперничество, самоутверждение и конфликты во всех областях жизни: муж - жена, дети - родители, рабочий - администрация, преступник - закон, атеист - верующий, небо и земля.
Неумение уравновесить эти две идеи - основа всех человеческих конфликтов и всё разделено на два лагеря. Самоутверждаться можно на системе идей-правил или же на идее свободы от каких-либо правил, которая в крайнем своём выражении порождает скепсис и отрицание чужих познаний, систем и опытов жизни. Два громадных лагеря, два змея пожирающие хвосты друг друга, но абсолютно одинаковых в своём качестве и в своих мотивах. В чём же ошибка?
Человек выше идеи и настоящая свобода это не освобождение себя от ответственности, но, наоборот, она является наибольшей ответственностью. А настоящий закон? … Он не формален, он всегда советуется с сущностью и СЛУЖИТ ДВИЖЕНИЮ К СВОБОДЕ.
"Человек для закона, или закон для человека?"
Чтобы правильно соотнести идеи и не бегать по кругам эго-цикла, нужно отказаться от отождествлений себя с чем-либо и от всякой собственности и встать выше идей. "Примите всё, но не считайте своим" и свобода духа не в отшельничестве и уходе от жизни, но в непривязанном действии. Мы идём по ступеням познания к свободе и на каждой ступени целесообразна своя система правил.
Ступени познания иногда бывают очень трудными, а люди иногда загораются легко. Надолго ли? Многие спрашивали о занятиях, но на очередное занятие почти никто не приходит. Общая картина постепенно выясняется в беседах. Инертность, неверие, сомнение, страх перед будущим, который своим ядом разлагает все полезные начинания, - невежество породило свои плоды. Трудное время? Где же фронт образования и светлые очаги общения, которые преодолеют всё это?
Знамя Мира, знамя культуры, "красный крест культуры" - пакт Рериха о защите культурных ценностей - с него начинается экспозиция. Большинство вообще не знает, что это такое. Древний символ троичности и единства мироздания и всех человеческих понятий. Прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Разум , чувства и воля в круге синтеза. "Несите разумное, доброе, вечное" - тоже три. Количество, качество и мера в полноте отражают жизненные трансформации. Состав, структура и свойства - полнота характеристик любого вещества. Земля, небо и человек - три принципа японской экибаны.
Три принципа, три ипостаси, три фундаментальных качества. А мы почему-то думали, что противоположностей две и сами противопоставили их друг другу. Оказалось, что двое всегда рождают третьего и должны дополнять друг друга в жизненном творчестве.
Мы идём дальше. "Сжигание тьмы", "Путь", "Покаяние", "Страж входа". Путь требует равновесия, чистоты, искренности. Искренни ли наши знания? Знаем ли мы то, что знаем?
"Всё понятное непонятно
И всё объяснённое необъяснимо"
- говорит Рерих.
Учителя, разные народы, разные эпохи…
; "Как вы думаете, Христос и Будда враги или братья?" - удивление, смущение даже.
; "Звёзды так далеко, которая из них выше?" - предрассудки гаснут от простого здравого смысла.
; "… умейте развить великий дар прозрения в будущее Единство человечества". Можем ли приблизить?
Посетители говорят, что "Распятое человечество" не повесишь у себя в комнате. Знание бывает трудным и неприятным. Но надо знать. Кто чувствует и доверяет сердцу, тот поймёт и исполнит и построит мечту и не испугается жизни и своей любви.
Александр Шпренгер 19 03 05г.
Свидетельство о публикации №119020608943