Записки паломника. Зеленое платье

"Христос воскрес,  Радость моя!» — этими словами батюшка Серафим встречал каждого приходящего.


В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре есть два особенных праздничных дня в году с особым порядком церковных служб, их особой торжественностью. Это летний (1 августа) и зимний (15 января) праздники прп Серафима Саровского.

В эти дни в Дивеево всегда было особенно много молящихся - гостей и паломников, приезжающих со всех концов России, а нередко - и из других стран. Службы в эти дни долгие: вечернее богослужение, начинаясь обычно в 16 ч вечера, практически переходит в ночную литургию, с небольшим лишь перерывом (всего лишь час). После очень длинной вечерней и перед ночной службой (она начинается в 12 часов ночи) в храмах и на территории монастыря очень много людей. Многие приезжают на один день и располагаются прямо в храме — у стен можно увидеть спящих людей, особенно детей. В этот час очень много людей проходит по канавке Божьей Матери. И такая необычная радость, как от ожидания чуда. Многие даже пожилые, и местные жители и приезжие, не стремятся пойти отдохнуть в этот небольшой перерыв, хотя выстоять многочасовые службы в наполненном людьми храме, кажется, очень тяжело.
Запомнился светлый взгляд очень пожилой женщины. Молодой мужчина, знакомый или родственник, предложил отвезти ее домой отдохнуть, но она отказалась (очень решительно, но с решимостью счастливого человека, который ни за что не хочет расставаться со своим счастьем) "Я никуда не уйду. Останусь здесь, в храме".

После небольшого перерыва - три или даже четыре литургии: ночная, ранние, поздняя. Несколько раз читается молебен с акафистом прп Серафиму Саровскому. Церковные богослужения наполнены особенно радостными и торжественными молитвами.
Ночная служба — необыкновенно красивая и глубокая, ни с чем не сравнимая. Летом на этой службе не просто: жарко, людей много, большую часть службы занимает Причастие сотен людей. Зимой же эта служба — это тайна. Может быть именно ради нее так хочется приехать в Дивеево хотя бы на один день (именно 15 января — ночь и день) 

В этот день, по свидетельствам православных, в Дивеево происходит особенно много чудес. Наверное, многие приезжают в ожидании чуда?
Приезжают за радостью? Иногда кажется, что Дивеевская обитель - это неистощимый Колодец Радости. Находясь там, можно зачерпывать сколько можешь из невидимого ковша и пить, сколько вместишь, успокаивая, хотя бы на время, больную душу.
Но чувство такое, что Радость эта сложно вместима, много не принимает душа радости, так как искажена болезнью, грехом. А с собой набрать этой радости нельзя, нельзя запалить как святую воду в большие бутылки и увезти в свой город. Жаль...
Так как каждый по-своему хранит приобретенное в святых местах. К сожалению, мало у кого получается сохранить долго. Виноваты в этом мы сами. После возвращения захлестывает с головой обычная жизнь, со своими заботами и тревогами. И вновь кажется эта жизнь чересчур тяжелой. И радости как и не бывало. Но память о Радости сохраняется. Сохраняется навсегда. Кого-то укрепляет в вере, кому-то помогает справиться с тяготами повседневной жизни это воспоминание о Радости.

Сохрани, Господи, Радость Твою, за который приезжают в святые места уставшие от мира люди, не дай этой Радости никогда оскудеть!

А кто-то едет за Пониманием. Так как бывает, что в святых местах словно приоткрывается Небо, и многое то, что казалось сложным, многие казалось бы неразрешимые проблемы становятся ясными и понятными. Важно это запомнить. Так как потом и это чувство может пройти.

И хотя все эти мотивы паломничества все-таки немного "эгоистичны", если можно так сказать, с целью получить что-то для себя - чудо, радость, понимание... но это "Добрый эгоизм".

А есть люди, которые приезжают для благодарения. Чтобы сказать от всего сердца Спасибо любимому Святому и поздравить его с праздником.

В этом году глава Нижегородской митрополии - митрополит Георгий - возглавил богослужения в главном монастырском храме — Троицком соборе. На ночной литургии в своей проповеди он сказал "на этом богослужении нет случайных людей".
Он говорил о том, что всех присутствующих объединяет любовь и благодарность к прп Серафиму Саровскому, как многим людям он помог в разных ситуациях на путях жизни, как многим помог прийти к вере.

Наверное, как и многие такие люди, ранее получившие помощь, в эти  праздники (один зимний, другой летний) я нередко чувствую сильную неловкость, от того что я в Москве, а не в Дивеево, как будто это праздник очень близкого человека, а ты не можешь приехать к нему в гости и лично его поздравить.

Как-то мне посчастливилось поехать на зимний праздник с паломнической группой, и меня удивил один случай. Паломница, ехавшая со мной в одном купе, женщина  около 60 лет, пенсионерка, но продолжавшая работать преподавателем («хочется еще поездить по святым местам, для этого нужно работать) везла с собой красивый зеленый костюм в чехле (чтобы не помялся). С учетом, как правило, очень простых бытовых условий, в которых живут паломники, это было необычно, и кто-то поинтересовался, зачем ей костюм. Она ответила, что не может прийти в гости к батюшке, выглядев кое-как, так как батюшка этого не любит и все замечает, поэтому ей нужно хорошо одеться, и она везет красивый костюм так как едет на праздник.

Я подумала, она имеет в виду священника знакомого, но потом поняла... Вначале мне показалось это странным, но в этом глубокий смысл — батюшка Серафим действительно совсем рядом с теми, кто приезжает в Дивеево, каждого успокоит, утешит по своему, каждому поможет. И каждый по своему благодарен Святому, кто как может. Почему-то воспоминание о "зеленом платье" для праздника остались очень теплыми и удивительными.

Попав в Дивеево первый раз много лет назад, я поняла, что это - самое важное для меня место на земле: здесь все для меня другое, настоящее, и жизнь настоящая и я - настоящая. Я многое могу здесь то, что никогда не смогла бы ни в одном другом месте. Сам воздух другой, дух другой, необыкновенная глубина и сила Дивеево когда-то перевернули мое сознание, как и сознание и жизнь очень многих... В большие праздники (особенно летом, все выходные), монастырь превращается в отдельный интернациональный город. Здесь можно встретиться с кем угодно - иностранцем, жителем крайнего севера или юга... Здесь происходит много чудес — особенно в праздники батюшки Серафима — зимний и летний. Присутствие Серафима Саровского здесь ощущается так явно, что никто в этом не сомневается — с ним можно говорить, как с близким и очень добрым и понимающим человеком. Монахини обращаются к нему по любому, даже самому простому и бытовому вопросу. 

Преподобный Серафим Саровский, моли Бога о нас!


Рецензии