Вектора философии 2

        Лейбниц нисколько не скрываясь, сам пишет, что извлекал многие свои философские мысли из математики или точнее - озарялся ими через математические формулы. Но почему-то современные математики не озаряются - в плане философских глубин, а всё так себе - плавают на мелководье, и дальше логистики ничего из математики не выпаривают. В современном мире математика озаряет математика на математику и не больше того. Измельчал наш мир и прохудился, несомненно. Нет у нас больше свободных переходов от одного к другому. Мы не пишем философские труды в виде поэм, как сделал то Парменид и не открываем через исчисление бесконечно малых принципов предустановленной гармонии. Мы разучились уже это делать. Все наши отдельные области работы человеческого духа над непостижимым в его постижимости настолько "отдельны", что даже вопросов не возникает. Да и как это делается вообще? Кто будет стоять "между"?
        Правда, некоторые физики всё же берутся иногда писать философские труды, ещё реже рискуют и математики, но... всё это напоминает скорее - "моя философия" на основе физических и математических открытий. Разница то есть, господа! Лейбниц-то был полностью в струе и математических и философских передовых боёв своего времени, наши же физики-философы во многом переоткрывают велосипед. Создаётся такое впечатление, что они в коконе своей физики просто материализуют какую-то доступную им философию, но материализуют так, как-будто у самой философии не было перед этим её тысячелетнего развития.
        С другой стороны, обсуждают ли философы философские книги учёных? Или же они сразу относятся к ним как к детским выдумкам - огульно и изначально ставят на них крест. Философы предпочитают изучать философов, и "философские" книги учёных идут лишь на потребу массового читателя, так как говорят более понятным для него языком, да ещё и с налётом, флёром научности.
Единственная область, которая сегодня перемешивается с философией, это литература, и это коренным образом подтверждает то, что времена изменились. Что философия больше не дружит с наукой, она дружит с литературой и языком. "Язык - дом Бытия" и точка. А язык в культурном своём виде, доступен прежде всего через литературу и пластично развивается через неё. Но даже и современная философия не достигает истинного источника развития языка - живой разговорной речи, она берёт лишь идеальную форму его движения - литературу.
        И где тут наука, какая наука? Тут и филология нисколько не тянет, потому что не любят философы филологов. У Ницше на этой почве, как известно случился личный криз, когда он фактически послав филологию по боку, стал философом, ознаменовав собой веянье времени.
        Следовательно, пока мы кричим наука, наука, бум науки - на самом деле никакого бума уже нет - философию то мы обнаруживаем в совершенно другой стороне, а мы с вами ведь договорились уже, что философия и показывает некоторый пик актуальности. Эта нерасторопная, неуклюжая "тихоходка" философия примкнула уже к другому лагерю, посылает свой вектор уже в другую сторону, даёт нам "немые", неозвученные, но вполне очевидные подсказки.
        Время науки, такой науки, какой мы её помнили и знаем - прошло.
В этой науке совсем не было человека, совсем не было сознания, совсем не было живого естества. И вот последние берут своё и отодвигают в сторону, не включающую их науку. Современный человек ищет уже что-то другое. И философия ведёт его за собой. Эта "тихоходка"...
        Науки бы и хотели подстроиться и измениться, да их коренной принцип не позволяет им это сделать, он - не тот. Принять сознание, живое и индивидуальность внутрь для них всё равно что взорваться, поэтому они, конечно, будут держаться до последнего, будут баловать и развлекать нас разными игрушками и игрушечками типа роботов и прочей навороченной фигни. Но и в самом суперски навороченном техническом мареве всё больше и больше будет, посреди этого технологического безумия, проступать сам человек - "голый" и необеспеченный - не в тех смыслах, которыми его обступили и которыми его окружили, а в тех смыслах, в которых он ещё человек. Вот тут-то и придёт к нему совершенно с другого конца философия, чтобы дать и язык и мысль вместе с литературой, чтобы противостоять всему не человеческому.
Это разделение уже идёт. И поэтому да, философии сегодня не по пути с наукой, но зато, как всегда, по пути с человеком и со всем, что оказывается к нему "ближайшим".
        Казалось бы, "оставьте науку в покое" звучит ретроградно в ХХI веке, но не всё так просто - в каком смысле? Мы снова попадаем в нулевую точку, всё об этом говорит, и предвидения и предсказания Хайдеггера о Другом Начале относятся сюда же - мы движемся ускоренными темпами своего живого, настоящего опыта в те области, где науки нет. И слава богу. что её там нет, потому что её там и "не надо". Что может поделать эта старушка, как дочь преуспевающего бюргера Нового времени, попавшая в ХХI век? Прихорошиться? К чему? Мы видим её старческие морщины отчётливо и ясно. Она накручивает и педалирует свою силу всё в том же самом направлении, а направление то ПОМЕНЯЛОСЬ!
        Не объективный мир теперь задача для человека, для человека теперь задача - ЧЕЛОВЕК. И способ, каким может быть разрешена эта задача не соответствует способам, на каких становилась наша наука.
        Но... нам можно не говорить об этом тихо, чтобы наука не услышала и не расстроилась, нам можно орать во всё горло, всё равно наука не услышит нас, она - ослеплена. И миллиарды человеческих сознаний сегодня тоже ещё ослеплены и ясно не видят то, что происходит даже с ними в плане чувственного изменения опыта. Сегодняшняя тяга людей к философии, а она будет нарастать, неизменно, продиктована этой подспудной, неуловимой интуицией понять, что же такое вокруг и во мне, и со мной. Потому что когда опыт людей относительно не меняется в истории, относительно стабилизируется, они не проявляют особого стремления к философии, так что и само стремление к философии косвенно свидетельствует нам о том, что в "недрах" происходят глубокие перемены.


Рецензии