Роберт Геррик. N-109 Истинные христиане
(N-109) Истинные христиане
С мечом и со щитом, пока есть силы,
Пока их лесом дротиков не скрыло.
Robert Herrick
109. GOOD CHRISTIANS
Play their offensive and defensive parts,
Till they be hid o'er with a wood of darts.
Свидетельство о публикации №119020308020
У Вас другая версия (wood – лес) и, наверное, есть увязка всех иносказаний (щит, меч, стрелы, лес) с тем, что в названии. Пока – туман, как и в книжном варианте, где wood of darts – «лес стрел». И в оригинале далеко не всё ясно, конечно.
С БУ,
Юрий Ерусалимский 04.02.2019 20:42 Заявить о нарушении
Увязка есть, конечно. Бог своим мечом и щитом помогает христианам против врагов, пока они не спрячутся в лесу. Христиане умеют защитить себя (с помощью Бога), но предпочитают первыми не ввязываться в драку, не увеличивать зло в мире. Поэтому они и добрые. А лес – это щит, который защищает их от вражеских стрел.
С БУ,
СШ
Сергей Шестаков 04.02.2019 22:01 Заявить о нарушении
В 1-й строке христианин – воин, нападает и защищается, это земная жизнь.
Во 2-й - он уже под защитой Бога (если воевал, как должно, с грехами и пр.), это речь идёт о рае.
Тогда вариант вырисовывается:
Коль за Христа ты здесь бесстрашный воин,
Защиты Божьей будешь удостоен.
Конечно, это только моя версия.
С БУ,
Юрий Ерусалимский 05.02.2019 12:06 Заявить о нарушении
О том, что лес – это щит, я тоже написал выше. Но о рае у меня мысли не было. Была мысль об отшельниках в конце жизни, когда уже христианин не в силах держать в руках щит и меч, но, наверное, это вряд ли... И защиту Бога, у которого есть и меч, и щит, я подразумевал в первой строке, а не во второй...
В общем, действительно, туманный геррик... Когда смысл не очень ясен, лучше, наверное, вообще не переводить или переводить как можно ближе к оригиналу, почти буквально. Но, увы, редко это получается...:)
С БУ,
СШ
.
Сергей Шестаков 06.02.2019 06:37 Заявить о нарушении
Между строками получается логичная, вроде, связка – христианин должен защищать веру здесь, тогда Бог даст защиту там.
С БУ,
Юрий Ерусалимский 06.02.2019 13:42 Заявить о нарушении
С БУ,
СШ
Сергей Шестаков 06.02.2019 18:36 Заявить о нарушении
Сергей Шестаков 13.12.2020 20:28 Заявить о нарушении
"от стрел" - это защита, "лес из стрел" - нападение...
Юрий Ерусалимский 13.12.2020 23:18 Заявить о нарушении
Но если серьёзно, то здесь аллюзия к Вергилию:
Трижды троянский герой повернулся на месте, и трижды
Круг описал устрашающий лес на щите его медном.
(Перевод с лат. С.Ошерова)
Круг всегда защищал христиан от нечистой силы! Вспоминается "Вий"...
Сергей Шестаков 13.12.2020 23:36 Заявить о нарушении
В кругах? В "Вие" Гоголь удачно "совместил", похоже, языческие сакральные круги от нечистой силы с христианством, в кот. символика круга несколько другая. Стопроцентно только то, что Геррик не читал Гоголя))
Юрий Ерусалимский 14.12.2020 14:08 Заявить о нарушении
Я думаю, что кружение щита, утыканного лесом дротиков или стрел, подкрепленное мыслями врагов о том, что у истинного христианина имеется защита свыше, раз его ничто не берёт, производило устрашающее воздействие на противника, получается, что в первой строке – это обычные действия человека, который то нападает на своих врагов, то защищается от них. А когда обычные средства уже не могут помочь, на помощь приходит Бог.
Сергей Шестаков 14.12.2020 21:16 Заявить о нарушении
Юрий Ерусалимский 14.12.2020 22:20 Заявить о нарушении
Трижды Мезенций воззвал к Энею голосом громким.
Мужа Эней тотча́с же узнал и взмолился, ликуя;
sic cursum in medios rapidus dedit. aestuat ingens
uno in corde pudor mixtoque insania luctu.
[et furiis agitatus amor et conscia virtus.]
Atque hic Aenean magna ter voce vocavit.
Aeneas adgnovit enim laetusque precatur:
875 «Дай, о родитель богов и Феб высо́коидущий,
Силой помериться с ним».
Так он сказал и, наставив копье, устремился навстречу.
Молвит Мезенций: «Меня ль устрашить ты задумал, жестокий,
После того, как сына убил? Но меня погубить ты
«sic pater ille deum faciat, sic altus Apollo!
incipias conferre manum».
tantum effatus, et infesta subit obvius hasta.
ille autem: «quid me erepto, saevissime, nato
terres? haec via sola fuit, qua perdere posses.
880 Только этим и мог! Ни богов не боюсь я, ни смерти, —
Ибо за смертью пришел! Не трать же слов! Но сначала
Эти подарки прими!» И, промолвив, дротик метнул он,
Следом еще и еще и, скача по широкому кругу,
Дрот за дротом бросал, — но все в щите застревали.
nec mortem horremus nec divum parcimus ulli.
desine: nam venio moriturus et haec tibi porto
dona prius». dixit telumque intorsit in hostem.
inde aliud super atque aliud figitque volatque
ingenti gyro, sed sustinet aureus umbo.
885 Трижды он обскакал Энея справа налево,
Трижды троянский герой повернулся на месте, и трижды
Круг описал устрашающий лес на щите его медном.
Но надоело ему извлекать бессчетные копья,
Медлить и пешим вести с верховым неравную битву:
ter circum adstantem laevos equitavit in orbis,
tela manu iaciens, ter secum Troius heros
immanem aerato circumfert tegmine silvam.
inde ubi tot traxisse moras, tot spicula taedet
vellere et urgetur pugna congressus iniqua,
890 Все обдумав в душе, он вперед рванулся и пикой
Череп пронзил от виска до виска коню боевому.
Взвился конь на дыбы и сечет копытами воздух,
Наземь стряхнув седока, а потом на передние ноги
Рушится сам, придавив упавшего всадника грудью.
multa movens animo iam tandem erumpit et inter
bellatoris equi cava tempora conicit hastam.
tollit se arrectum quadrupes et calcibus auras
verberat effusumque equitem super ipse secutus
implicat eiectoque incumbit cernuus armo.
895 Словно огонь, до небес взметнулись воинов крики.
Выхватив меч из ножон, к врагу Эней подбегает,
«Где же теперь, — говорит, — души необузданной сила,
Где Мезенций-храбрец?» И ответил тирренец, впивая
Взором небесный свет и вновь ободрившись духом:
clamore incendunt caelum Troesque Latinique.
advolat Aeneas vaginaque eripit ensem
et super haec: «ubi nunc Mezentius acer et illa
effera vis animi?» contra Tyrrhenus, ut auras
suspiciens hausit caelum mentemque recepit:
900 «Худший мой враг, для чего меня ты смертью пугаешь?
Вправе меня ты убить, я с тем и вышел на битву,
Лавз о том же с тобой договор заключил перед смертью.
Лишь об одном я молю: коль в тебе к врагам побежденным
Есть снисхожденье, дозволь, чтобы прах мой покрыли землею.
«hostis amare, quid increpitas mortemque minaris?
nullum in caede nefas, nec sic ad proelia veni,
nec tecum meus haec pepigit mihi foedera Lausus.
unum hoc per si qua est victis venia hostibus oro:
corpus humo patiare tegi. scio acerba meorum
905 Знаю, как тускам моим ненавистен я стал. Укроти же
Ярость их, чтоб в могиле одной я покоился с сыном».
Так он сказал и горло под меч добровольно подставил,
Хлынула крови струя на доспех и душу умчала.
circumstare odia: hunc, oro, defende furorem
et me consortem nati concede sepulchro».
haec loquitur iuguloque haud inscius accipit ensem
undantique animam diffundit in arma cruore.
<<<
Действительно, никакой особо аналогии с истинным христианами не наблюдается. Гораздо ближе в этому стихотворению версия, выдвинутая Валентином Литвиновым, что, мол, это святой Себастьян, пронзённый стрелами, но не отступивший от христианства.
Сергей Шестаков 14.12.2020 22:32 Заявить о нарушении
У меня такой вариант нарисовался:
И нападать им, и держать защиты -
Пока не будут лесом стрел укрыты.
Юрий Ерусалимский 14.12.2020 23:19 Заявить о нарушении
Сергей Шестаков 15.12.2020 06:30 Заявить о нарушении
Верно подмечено и "Play... parts" в 1-й "играть роли", земная жизнь как некая игра в войну - какая-то ирония тут есть, наверное...
Юрий Ерусалимский 15.12.2020 14:32 Заявить о нарушении
Сергей Шестаков 15.12.2020 14:36 Заявить о нарушении
Слова христианина – меч и щит,
Пока он лесом копий не покрыт.
Сергей Шестаков 16.12.2020 19:26 Заявить о нарушении
Юрий Ерусалимский 16.12.2020 21:38 Заявить о нарушении
Ещё вариант:
Им биться здесь - покуда на найдут
За лесом стрел надёжный свой приют.
Юрий Ерусалимский 17.12.2020 13:59 Заявить о нарушении
Ваш последний вариант ничем не хуже других. И неопределённость осталась. Но, наверное, это и хорошо.
У меня два дня было не до творчества. Сейчас вот проснулся рано. Такой вариант наклюнулся:
Истинные христиане
С мечом и со щитом, пока есть силы,
Пока их лесом вражьих стрел не скрыло.
Название у меня, как и у Геррика, – начало стихотворения, его неразрывная часть.
Сергей Шестаков 19.12.2020 05:32 Заявить о нарушении
С мечом и со щитом, пока есть силы,
Пока их лесом дротиков не скрыло.
С мечом и со щитом, пока есть силы,
Пока их лесом копий не накрыло.
Сергей Шестаков 19.12.2020 05:38 Заявить о нарушении
Поставлю этот свой, а бывший - как версию.
Из Ваших трёх эта самая неопределённость - во втором, 1 и 3 ("вражьих", "не накрыло") - варианты типа св. Себастьян, хотя стрелы м.б. и некоей защитой (как версия). Два "пока" тоже заметны, конечно.
Юрий Ерусалимский 19.12.2020 13:10 Заявить о нарушении
Сергей Шестаков 19.12.2020 21:16 Заявить о нарушении