Имя на поэтической поверке. Инна Кашежева

У российской, замечательной поэтессы Инны Кашежевой, есть поразительное, по- философски глубокое, стихотворение:

«Не уходите в сытость люди».

Не уходите в сытость люди,
О, сколько нас ушло уже!
Я не о чарке, не о блюде,
не о наряде – о душе.
Россия голодала много,
в ярме двужильности дыша,
но шире поля, выше Бога
была всегда её душа.
Я знаю, вы меня поймёте,
и пусть не будет мнений двух.
Мы кровь от крови, плоть от плоти
того, что есть России дух.
К излишествам не привыкайте,
не заходите за черту.
Изголодаемся давайте
по человеку, по труду.
По песне, но не электронной:
ведь есть на свете соловьи…
По, черт возьми, неразделённой,
но всё же, Боже, по любви!
Не будет музыки без лютни,
без муки в сердце мёртв поэт.
Не уходите в сытость, люди,
назад пути оттуда нет.

Знаменитая Инна Кашежева!

Когда-то в 60-е годы прошлого века, самая молодая звезда эстрадной песни. Песни на её стихи, с утра до ночи, крутили на радиостанции «Юность». Её пластинки и книги выходили немыслимым, по сегодняшним меркам тиражами.

На её стихи написано триста популярных песен, которые исполняли известные артисты: Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Владимир Трошин, Людмила Зыкина, Клавдия Шульженко, Кола Бельды и другие.

Визитной карточкой Инны Кашежевой была несомненно песня «Лунный камень», музыка  композитора Аркадия Островского, созданная в 1966 году.
Вот ещё несколько названий песен – на текст Инны Кашежевой: «Мой Нарьян-Мар», «Дожди», «Круги на воде», «Без меня», «Нет, так не бывает», «Про тебя и про меня», «Опять плывут куда-то корабли».

Инна Кашежева была автором более двадцати поэтических сборников.
Она ворвалась в русскую поэзию подростком в школьном фартуке.

В марте 1960-го журнал «Юность», напечатал первые стихотворения Инны Кашежевой, ей тогда было только 16-ть лет. И следом сразу вечера в Политехническом институте, рядом с живыми классиками: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова.

С Риммой Казаковой – Инна Кашежева часто ездила по стране и выступала на предприятиях и учебных заведениях, знакомя слушателей со своим творчеством, высокой поэзией.

Тоненькая фигурка Инны, мальчишеская стрижка, всегда в брюках  и спортивном белом свитере – и неистовый огонь в ярких чёрных отцовских глазах. Нерв времени, вибрация эпохи, свежий ветер с вершин, вписанных в гены, как о том писала она сама.

Инна выходила к микрофону так, как писал потом Высоцкий, - точно к образам или амбразуре. Инна Кашежева явилась миру той оттепелью 60-х, когда поэзия шагнула с бумажных страниц в жизнь. Когда, по словам Андрея Вознесенского, потребовал «поэта к священной жертве стадион».

Со слов её подруг, Инна Кашежева, якобы пробыла замужем всего несколько дней и зареклась на будущее, никогда больше замуж не выходить.
Инна Иналовна Кашежева (12 февраля  1944г. Москва– 14 мая 2000г, там же) – советская и российская поэтесса и переводчица кабардинских поэтов, яркий, самый молодой представитель так называемой «эстрадной поэзии» шестидесятников.

Отец – Инал Шахимович Кашежев, по национальности адыг из кабардинского села Кармахабль, полковник, лётчик-испытатель, мать-Ксения Фёдоровна Васильева, русская, юрист по образованию. Родители познакомились на войне.

Своим родителям Инна Кашежева посвятила такие образные строки:

«Отец мой суровый горец,
Глаза ледяной росы.
А мама из нежных горлиц
Взращённых на Руси».

Инна родилась в Москве, но, будучи внучатой племянницей кабардинского просветителя – Талиба Кашежева, духовно всегда была связана с Кабардой и Балкарией.
В 60-е годы, когда вся страна жила ожиданием перемен, стихи Инны Кашежевой были чрезвычайно востребованы.
Инна Кашежева с головой ушла в литературную жизнь, стала частью московской литературной богемы, завсегдатаем Центрального Дома Литераторов, у неё появились «звёздные» знакомства: Кайсын Кулиев, Татьяна Самойлова, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Геннадий Шпаликов, Инна Гулая и поэты эстрадники.

В 1962 году в Нальчике вышла первая книга стихов «Вольный аул», на которую обратили внимание Алим Кешоков и Кайсын Кулиев, высоко оценив национальное своеобразие молодой одарённой поэтессы.

Название всех остальных сборников стихов Инны Иналовны будет рассказывать о ней самой: «На розовом коне», «Кавказ надо мною», «Незаходящее солнце», «Лицом к истоку», «Стихи от прекрасной дамы», «Время вслух».

С 1963 по 1972 год окончила Литературный институт. В 1967 году вступила в Союз писателей СССР, много ездила по стране от Всесоюзного бюро пропаганды художественной литературы при Союзе писателей СССР, вместе с Риммой Казаковой.

 Инна Иналовна остро переживала начало перестройки, совпавшей с личными трагедиями – смертью родителей, автокатастрофой, в которой сломала себе ноги пришлось ходить на костылях и потерей от рака подруги Натальи. В конце 1980-х  впала в глубокую депрессию, после 45-и лет, и сознательно отошла от литературной среды.

Когда затрещала страна, когда затрещал мир на Кавказе, пуще всего хворала у Инны Иналовны раненая душа.
Потому, что трещина, по Гейне, шла прямо через сердце.

Инна Кашежева написала по этому поводу, тревожные строки:

«Кавказ не бросай
           Россию!
Пять почти что веков
нельзя подделать, как
              «ксиву»,
дробя на силу курков…
Ты не спеши мессию
нового принимать.
Кавказ не бросай
         Россию!
… Отец любил  мою
          мать».

О смерти Инны Кашежевой, Маша, дочь умершей подруги Наташи, сообщила только спустя некоторое время. С её слов, Инна Иналовна не хотела, чтобы те, кого она любила, видели её мёртвой.

Скончалась Инна Кашежева,от сердечной недостаточности, 14 мая 2000 года.

Ей было всего 56-ть лет. В последний путь легенду советской поэзии провожали только её родная сестра Вера и близкие родственники.
Похоронили Инну Иналовну Кашежеву в Москве на Хованском кладбище, рядом с родителями.

Инна Кашежева – была лауреатом Государственной премии Кабардино-Балкарской АССР в 1973 году и журнала «Работница» -1983 год.
Осмысливая десятилетия спустя, свой и своих друзей по поэтическому цеху, общий опыт, Инна Кашежева писала:

“Мы пробивались сквозь табу,
искали чёрный ход,
чтоб превратить её, толпу
опять в родной народ.
Мы поднимались в небеса,
парили в облаках…
Остались наши голоса
навеки в Лужниках».

Из поэтического наследия Инны Кашежевой.

  «Забудьте города, где вас любили».

Забудьте города, где вас любили,
Не возвращайтесь никогда туда:
Серебряные трубы оттрубили,
В лёд превратилась вешняя вода.
Другие там кварталы и районы,
Давно зачёркнут прошлого маршрут…
И молодости вашей почтальоны
Его при всём желании не найдут.
Исчезли переулки, перекрёстки
 с их шумом, теснотой и кутерьмой,
где вешний ветер, путая причёски,
был просто ветром юности самой.
Пусть этот ветер кто-то вновь пригубит,
он парусам другим необходим.
Другие здесь – и по-другому -любят,
считая город- городом своим.
Меняйтесь, превращайтесь и прощайте
покинутые нами города…
И всё-таки вы их не забывайте
и возвращайтесь именно туда!

 «Быть возлюбленной поэта».

Быть возлюбленной поэта-
это (ах, пойми же ты)
быть хоть лучиком, но света
в темноте его беды.
Быть возлюбленной поэта-
это вдруг самой не стать:
в муках ада, в строках бреда
постепенно оживать.
Быть возлюбленной поэта-
это с грустью наблюдать…
как дымится сигарета,
чтобы пеплом рифмы стать.
Это с ночи до рассвета
слышать гулкий стук в груди.
Быть возлюбленной поэта-
это… Бог не приведи!

       ***
Жизнь – одуванчик, мы пушинки,
Дунь, и кого-то нет уже…
А если дунут по ошибке,
Куда лететь моей душе?
Не знаю мира я иного,
Любя земные рубежи…
Душа к полёту не готова.
Поосторожнее дыши.

Инна Кашежева была близорука, носила очки, которые то снимала то одевала вновь. Коллеги мужчины, поэты Евгений Храмов и Олег Дмитриев, называли это «стриптиз по кашежевски».

  В мужском кругу особенно ценили отзывчивость и шутки Инны Кашежевой.

Первая песня, в содружестве с композитором Александром Колкером, в 1964 году, была  создана во время командировки, на Карское море, на морском лесовозе:

   «Опять плывут куда-то корабли».

Кораблям не спится в порту,
Им снятся моря, им снятся ветра.
И как человек, тоскует корабль,
И гудят гудки: «Пора, пора!».

Опять стою на краешке земли,
Опять плывут куда-то корабли,
Опять несёт по свету лесовоз
Дурман тайги и белый смех берёз.

А в тайге стоит тишина,
Лишь эхо в тайге подобно ветрам.
Тайга велика и так зелена,
Как тои глаза по вечерам.

Я хочу присниться тебе
Далёкой землёй, зелёной тайгой…
И, как наяву, склониться к тебе,
Чтобы ты притронулся рукой.

       «Лунный камень».

Отыщи мне лунный камень,
Сто преград преодолев,
За горами, за веками,
В древних складах королев.

Отыщи мне лунный камень-
Талисман моей любви,
Под землёй, за облаками,
В небесах, в любой дали.

Что приносит он несчастье-
Лгут! Счастливый камень он.
Раздели луну на части
Между всеми, кто влюблён.

Отломи кусочек с краю
Самой грустной из планет,
Подари мне лунный камень,
Подари мне лунный свет.

Лунный камень, лунный свет…

   «Сутулый поручик».

Сутулый поручик
глядит на Машук из окна…
Он пулю подучит,
чтоб в сердце попала она.
Своею любовью
он зло переспорить не смог…
Великою кровью
поэзии вышит висок.
Прекрасный застенок-
рождённая мукой строка.
И красный оттенок
с тех пор у травы Машука.
И белый-пребелый
орёл над могилой парит…
И - что там ни делай!-
в груди моей пуля болит.
Так в каждом поэте
живёт, не старея, оно.
…Опять на рассвете
я вижу Машук из окна.

       ***
Как известно, молодость безбожна,
Еи не надо вечности богов.
Оттого, наверное, безбольно
И проходит первая любовь.

Первая, смущённая и лунная,
Первое свеченье юных глаз,
Первая любовь беспоцелуйная,
Ах, зачем ты покидаешь нас.

Ты, с которой под луну, под дождь ли
И под свет далёких звёзд любых.
Умоляю, мальчики, подольше
Не целуйте девочек своих!

       ***
Сперва грешу, а каюсь после,
святых моля.
Поэтому в грехах, как в оспе,
душа моя.
Она лежала в колыбели,
спала как ты,
а для неё уже котлы кипели
в аду котлы.
Мы перед Богом все ответим,
ты погоди,
Но по количеству отметин
я впереди.

        ***
Молодые отцы в постаревших семейных альбомах,
ваши снимки подолгу летели сюда…
Тесно здесь им лежать как патронам в обоймах,
ведь за вами стоит фронтовая судьба.

Молодые отцы, ваши лица глазами потрогав,
ощущаем, как памяти ветры остры,
так спасибо тебе неизвестный фотограф,
что остались навек молодыми отцы.


Рецензии
"Лунный камень"... поёт душа и по сей день. Это моя любимая песня. С благодарностью за свет воспоминаний. ,,, Подольше не целуйте девочек,,, - мы из тех, нас искренно любили. Г.Г.

Галина Гагалева   31.12.2021 15:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.