Прогулки по Венеции в дождь. Две тени
И пусть каке Вергилий Данте он ведет меня по своей Венеции
В городке, окутанном туманом,
В мороси внезапного дождя,
Я бреду за тенью, за обманом,
Понимая, что спасти нельзя.
Кто-то там за призрачной чертою,
Вдруг окликнет, позовет во мрак,
И когда душа кричит: - Не стоит,
Мало в этой жизни будет драм?
Я ее не слушаю как прежде,
И иду отчаянно на зов,
В городе, на мысе грез, надежде
Мы значенья много придаем,
Там поэт свой зонт в кусты забросил,
И танцует, радуясь дождю,
Не пугает призрачная осень,
Я его потом вдруг полюблю.
А пока я слушаю как снова
На исходе рокового дня,
Просит он забыть, и из былого
Вытащит, упрямую меня.
Это над Венецией тревожно,
Никого, и ничего вокруг,
Он шагает зло и осторожно,
В окруженье призрачных подруг.
Что-то из Ремарка, только что же,
Мне понять, я знаю, не дано,
И мороз проносится по коже,
И старуха, распахнув окно,
Что-то говорит ему и верит,
Что он на свидание придет.
Странный город помнит все потери
И к себе поэта заберет.
Вырваться б из пелены тумана,
И остаться снова за чертой,
Но поэмы странной и желанной
Не услышу в стороне иной.
Потому я под зонтом спасаюсь,
И хочу догнать его опять,
Среди звезд, туманов и красавиц,
Как мне этот странный мир понять.
И когда не в силах дотянуться,
Не желая отпустить к другим,
Я хочу, чтоб он не оглянулся,
Вывел к свету, сквозь тоску и дым…
Я бреду за тенью, за обманом,
Понимая, что спасти нельзя.
В городке, окутанном туманом,
В мороси внезапного дождя.
НЕ МОЙ БРОДСКИЙ
Памяти А.Б.М
Наверное, самое странное отношение из всех поэтов 20 века у меня к Бродскому. Это не мой поэт. Но одна маленькая деталь – его любил и знал человек, которого в свое время я любила больше жизни самой.
И в далекой деревне, на практике, а потом и на уборочной, на бескрайнем поле он все время говорил о Бродском, он читал Бродского, который еще не был опубликован, и как все, оказавшиеся за границей – был тайным и явным, о нем не принято было говорить в студенческой аудитории, но мы ведь были в чистом поле, среди картошки и морковки, и там можно было многое из того, что недопустимо в городе.
Там звучал Бродский. Мой любимый читал его так пронзительно, на ветру, под дождем, когда на улице было просто холодно, что все мы должны были погрузиться в это сплетение ритмов и рифм, и погружались, и уходили, и тогда были примерно в таком же положении, тоже отбывали свой срок, ждали освобождения из уборочного плены к октябрю, когда выпал первый снег, и нас все-таки вернули в город, в университет, где Бродского больше не было.
Так как книг еще не было издано, то я не помнила тексты его дивных стихотворений, я помнила только мелодию стиха и то упоение, с которым звучал в чистом поле Бродский.
На семинаре по анализу поэтического текста я принесла какое-то стихотворение. Кажется «Письмо к римскому другу», скорее из вредности, потому что оно было наиболее эротичным из всего, что можно было найти, и должно было смутить и студенток первого курса, у нас же не было секса в те времена, да и моего любимого преподавателя. Но мне еще хотелось узнать и кое что из мифов, потому что приближался зачет по древней мифологии.
Но если кто-то и был смущен, то я в единственном числе, оно прозвучало дивно совершенно без всякой пошлости и намеков, что заставило поверить в то, что его написал гений, и тот, кто прикоснулся к нему, тоже был гением.
То, что нам придется услышать и увидеть самого Бродского, об этом мы и не мечтали даже. Но через год эта стена незримая пала, и появилась возвращенная литература. Самые закрытые еще вчера Н.Гумилев и И.Бродский пришли к нам. Бродский немного позднее в черной серии лауреатов Нобелевской премии.
И появился раньше или чуть позднее фильм « Прогулки с Бродским», совсем по-другому зазвучали его тексты, они завораживали, они пьянили, они уносили в пространство Венеции, хотя города почти не замечалось, в кадре был поэт, и не важно каким оказался пейзаж за его спиной, совсем не важно.
Тогда мой любимый был еще жив, и я понимала, что если бы не он, то в моих отношениях с творчеством Бродского все сложилось бы по-другому, совсем иначе, но сентябрь, бескрайнее поле и Бродский -остались тем чудным воспоминанием, без которого все было бы иным.
Потом я узнала о том, что он и не был его любимым поэтом, но филологу до последней клеточки хотелось, чтобы мы услышали, запомнили, поняли Бродского, о возвращении которого в Россию даже речи быть не могло, мы не верили, что вернуться его книги, и вот из вредности, словно Былины в древние времена, он решил обратиться к устному народному творчеству, чтобы как-то сохранить для нас поэта осужденного, изгнанного из страны этой властью.
Но ведь если бы не они, у нас бы не было того Бродского, наверняка бы не было. Хотя не слишком ли высокую цену заплатил он за то, чтобы никогда не вернуться в свой Ленинград, гостем не хотел, когда было можно, а гражданином не смог, потому что лишен был гражданства.
И все-таки он вернулся и все время возвращается
Свидетельство о публикации №119020107535