Кризис жанра

     Всё просто – есть жанр, есть кризис обозначенного жанра и есть нечто, вызвавшее этот кризис.

     Что, на ваш взгляд, может вызвать такой кризис? Вырождение? То есть, вырождение жанра? Глупость! Вырождение, оно и есть – вырождение. А мы говорим о кризисе. Так что же ещё? Неужели семейные неурядицы? Неужели непризнанный гений творца? А может – всего лишь сновидения? Что это может быть?

     Для начала стоит выяснить, что есть в вашем понимании эти термины – «жанр» и «кризис».

     Жанр. Многогранное понятие. Если вы изволите, скажем, писать об одном и том же – есть ли это жанр? Или это всего лишь ваша привычка писать об одном и том же, а ничего другого вы попросту не знаете? Задумайтесь. То ли это – жанр, если вам свойственно применять одни и те же штампы в вашем творчестве? Безусловно, существует неоспоримое утверждение, дескать, не вы изобрели эти штампы. Но тот, кто изобрёл их, создавал ли он жанр? А ведь возможно ещё, что вы неправильно используете эти штампы, принадлежащие кому-то. Быть может, те знаки, что использовал указанный выше изобретатель, вовсе не отвечают вашим о них представлениям. Быть может, он и не хотел, чтобы о нём думали, как о создателе жанра. Быть может, ему было бы неприятно, если бы он узнал о том, что некто употребляет его образы, ориентируясь на них как на жанр. Хотите ли вы причинять кому-то неудобства? И оправдание ли это – то, что создатель жанра уже умер, и не может поэтому переживать ваши умствования на основе его творчества?

     И, что самое главное – не обделяете ли вы себя, вгоняя свою фантазию в вами созданные узкие рамки, что почудились вам, где бы то ни было? Стоит ли напоминать, что любые рамки, созданные в любой среде, уже несут в себе росток кризиса. И не зерно, а именно – росток. Зёрна вы носите в себе сами, и сеете, где попало.

     Но, кажется, мы несколько забежали вперёд и стали уже говорить о кризисе. Что же, по-вашему – кризис? Думаю, будет верным сказать, что когда у вас кончаются деньги – это кризис. (В том лишь случае, если для вас это существенное потрясение). Или вы считаете, что бессмысленно говорить о кризисе, мол, все и так прекрасно понимают, что это такое? Но, может, не все? Давайте лучше скажем сейчас лишнее, чтобы не быть потом обвинёнными в мистифицировании простых вещей.

     Итак, "кризис" – это, определённо – нехватка. Нет денег – это кризис; нет сил – это кризис; нет слов – это кризис. Если у вас не хватает мозгов – это тоже кризис, но, к сожалению, неисправимый. Додумайте сами, чего у вас может не хватать, так, чтобы можно было назвать это «кризисом». Представляется так, что у всех чего-то не хватает. Отчего бы, в обратном случае, человечество развивалось?! Не от того ли, что у нашей цивилизации принято умерять любую нехватку приложением собственных усилий? Нет сомнений, что всё обстоит именно так.

     Сложим же теперь получившееся в ходе нашего анализа. Как мы видим, кризис жанра – это серьёзная нехватка рамок, в которых мы могли бы продолжать своё дальнейшее существование на том или ином поприще творчества. Обратите внимание – в постановке проблемы уже наметилось её решение: для того, чтобы выйти из этого кризиса, необходимо, всего лишь, выйти из рамок жанра. Но, увы, это невозможно. Поскольку, как только вы осознаёте себя в кризисе жанра - вы осознаёте нехватку рамок. А это, в свою очередь, заставляет вас желать только одного - поскорее обрести утерянные рамки. Круг замкнулся.

     Так, всё же, что может вызвать оный кризис? Почему, вдруг, по какой-то причине, человеку начинает не хватать рамок жанра? Не потому ли, что человек – существо свободное и его ни в какие рамки не вгонишь? Спорно. Ведь, с самого своего рождения он становится в жёсткие рамки того общества, в котором рождён. А в этом обществе присутствуют и другие рамки: рамки вежливости, рамки разговора, рамки приличий… Всё что угодно можно подвести под рамки. В них вы и существуете. И не «возникаете».

    Так, что же – творчество это единственный возможный вариант, при котором рамки становятся тесны? Вероятней всего. Но вы, с той же вероятностью, думаете иначе. Жаль.

     А теперь, по законам жанра, я должен завершать своё повествование. Вставить под конец какую-нибудь особенно красиво завёрнутую мораль, создать пару парадоксов... Увы! Даже при всём своём желании у меня не выйдет пойти против этих законов. Как мне ни извернуться, ваше сознание, искушённое в метафизических вопросах типа «Зачем я живу?», само придумает сюда и мораль и парадоксы. Лично я чувствую в этом руку судьбы. Придумывайте!







Воронеж 2003 г.


Рецензии