Мысль и слово Философское эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

            МЫСЛЬ  И  СЛОВО

    В «Войне и Мире» Льва Толстого князь Андрей Болконский по словам писателя думал по французски…
     Многие помнят  эти слова Толстого.
     Они невольно обращают на себя внимание и запоминаются.
     Ведь мы обычно не задумывается о том на каком языке мы думаем… А думаем мы именно на каком-то языке… Обычно самом для нас родном и привычном.
         Как же так? - могут спросить многие - неужели князь Андрей Болконский не был русским человеком… Истинно русским по складу характера, образу жизни, воспитанию, идеалам своим и стремлениям…
         Был конечно!  Речь идет в данном случае у Толстого не о национальном менталитете, а именно о языке с которым как бы срастается мысль человека.
            Конечно язык и менталитет - тесно взаимосвязаны обычно. Но все таки - это далеко не одно и то же.
             Человек с детства привыкает мыслить опираясь на слова, на свою речь и практически всегда использует слова, речь и ее обороты когда думает… Даже если вслух при этом  ничего и не говорит.
              Это важно осознать не только для  осмысления процесса мышления и особенностей сознания человека -  это важно понять и для того что осознать что такое Слово в жизни человека…
              Почему было сказано в Библии что вначале было Слово…
            Как мысль и чувства человека могут отразиться  и воплотиться в Слове…
           И наконец  как осознать  что же такое по истокам своим и значению в жизни человеческой словестное творчество…
          Что такое Поэзия и Литература по своей экзистенциальной природе???…
       Не побоимся и максималистского утверждения - без языка, без слов человек -  НИЧТО.
        Собственно человеческое в нем в таком случае исчезает.
         Пишут что телепатия например часто обходится без слов - что это некая передача образов на расстоянии посредством неизвестных нам энергий природа которых пока не установлена..
            Возможно так и есть.
            Но любой образ -  своего рода картинка, которая сделана из определенного энергетического и «физически реального»  материала. 
             Если мы этот образ видим перед собой, если он передается на расстояние и «приходит к нам», появляется перед нашими глазами или  в нашем сознании значит от так или иначе реально существует и из чего-то состоит…
            И этот образ может состоять на самом деле и из слов…
            Он может быть воплощен в слова… Только слова эти оживают с сознании человека, как бы материализуются и превращаются «в плоть» реальной жизни…
            Этим и жива настоящая Поэзия и настоящая Литература на самом деле.
          Она создает словестные образы которые по своей осязаемости не только сродни живописным образам, но нередко и превосходят их по степени близости к реальной жизни, к осязаемой правде материального бытия…-
             Такой вывод может показаться и парадоксальным -  ведь слова есть только условные знаки, состоящие обычно из букв (если это не иероглифы конечно) … Но - лишь на первый взгляд.   
             Слово с самых ранних лет жизни любого человека как бы врастает в его сознание.
            И даже если слова неточны, не точно и казалось бы порой двусмысленно выражают мысль или чувство - они все равно на экзистенциальном уровне ясны если не вырывать их из контекста и знать кем именно, когда и почему они были сказаны…
         Потому что слова - больше чем просто слова на самом деле…
         Когда человек их произносит серьезно слова  во многих случаях как бы материализуются и способны властно воздействовать и на других людей и на окружающую реальность в целом.   
           Слова или лучше сказать Слово - потенциально обладает несомненным демиургическим энергетическим зарядом.
      Слово - преобразовывает реальность.
       Пусть иногда потаенно, но нередко очень и очень действенно.
        И  в высшей степени властно.
        Потому слова порой -  уничтожают… Потому они - превозносят до небес и прославляют… Потому  - без слов так иначе ничто в человеческой жизни не обходится.

    -----------------------------------------------
          Однажды я встретил в одном литературном журнале любопытный текст о поэзии.
            В нем говорилось  в частности что в знаменитом стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и в не менее известном и любимом в России  ныне стихотворении Есенина  «Ты жива еще моя старушка…» на самом деле и нет ничего особенного и удивительного - ни в плане особой глубины мысли, ни в плане особой яркости художественных образов…
         И далее автор этого текста  доказывал свою мысль что  в этих гениальных стихах великих поэтов все дело - в особой расстановке слов…
           Да просто в том дело по его утверждению  что слова в этих стихотворениях по особому расставлены  их гениальными авторами.
              Вот и все.
             Вывод конечно неубедительный и весьма парадоксальный…
             Но так сказать «рядом с истиной» автор этого текста все таки оказался даже, может быть, и против своей собственной воли.
         Дело в том что и стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье..»  как и  в стихотворение Есенина «Ты жива еще моя старушка…»  Есенина заряжены удивительной по силе энергией глубокого и светлого чувства…..
            Просто удивительной  энергией живого и завораживающего чувства! Это видит любой современный  читатель.
            И именно это читателя и гипнотизирует, околдовывает и покоряет.
              Вот в чем все дело.
           А не в глубине мысли и не в необычности и яркости образов.
           И не в некоей особой расставке слов в этих стихотворениях конечно..
                Как именно достигли авторы этих поэтических шедевров того, что сумели воплотить в своих стихах поразительную и колдовскую по своей силе энергию живого чувства - мы не знаем.
                Это их тайна. И если угодно «тайна за семью печатями».
                Потому что - Поэзия, настоящая большая Поэзия есть Таинство которое далеко не равно «сумме художественных приемов» и отнюдь не измеряется каким-то особым актерским искусством  владения словом.
                Настоящая Поэзия имеет дело с живыми энергетическими Сущностями человеческих стремлений и чувств.
                В известной мере это относится и к настоящей большой литературе вообще.
               Так Достоевский в романе «Бесы» действительно изобразил бесов. 
             Не русских фанатиков-революционеров определенной исторической эпохи, а бесов… Самых настоящих бесов, вечно живущих в этом мире  принимающих в нем как известно самые разные обличья.
           Так же и Гоголь - бесов изображал в тех же «Мертвых душах», а не русских провинциальных помещиков середины Х1Х века.
           Бесы вечны.
           И потому неудивительно что Бердяев в гениально прозорливой брошюре «Духи русской революции», стремясь осмыслить «суть» большевистской революции 1917-го года  назвал гоголевских Собакевичей. Коробочек и Ноздревых  - духами Русской Революции 1917 года…
                Хотя что эти помещики давнего прошлого могли знать о большевиках и их революционном перевороте 1917-го года? – Ничего.
             Если руководствоваться обычным здравым смыслом.
           Но по сути - прав был Бердяев…   
           Гоголь действительно видел бесов.
          Имел он этот мрачный дар видеть их темный и зловещий мир…
          И сам его боялся.
         В этом и коренятся истоки  душевной драмы Гоголя - ясновидца страшного и уродливого  мира бесов и  близких им духов и сил тьмы. 

    

           Надо сказать что мы вообще все таки так и не  знаем что же такое представляет собой объективная видимая и материально осязаемая реальность нашей жизни..
                Вероятно эта совершенно объективная  реальность  мира вокруг нас мира в котором мы биологически «прописаны» действительно существует.
                Естественные науки это убедительно и казалось бы неопровержимо доказывают.
             Но в нашем сознании эта объективная материальная реальность  обычно так удивительно видоизменяется что в ней уже остается очень мало действительно объективного и правят, властвуют  -  наши собственные фантазии и грезы…

      
                Вместе с тем помимо этих грез и фантазий решает очень многое в нашем восприятии мира - Энергия чувств и мыслей.
                Только энергетически заряженные идеи и чувства  - побеждают.
                Только те творцы, поэты и писатели, демиурги Слова, которые сумели наделить свои творения величайшей энергией мысли и чувства - становятся великими.
                Энергия - основа и сущность всего мироздания.
                В  ХХ1 веке это наконец стало самоочевидным.
                И в человеческом обществе Энергия Слова - изначальна и неуничтожима.
                Ибо сказано - вначале было Слово.
   
 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,  «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР»,  «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК),  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),  «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА»,  «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,  «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,  «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «ЗОЛОТОЕ РУНО»,  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского( и   в целом ряде  других   литературных  изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   Является автором более 12-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   



             

 


Рецензии