Конкурс 26 Лепестки сакуры Перспектива в хайку

  Дорогие друзья, постоянные участники, и гости нашего проекта "Лепестки сакуры"! Все приглашаются принять участие в новом конкурсе!

 Мы не раз сравнивали процесс написания хайку с творческим порывом живописца, который воспроизводит увиденное в пейзаже сезона и не навязывает нам своих чувств, не называет их. Сама картина вызывает эти чувства и иногда надолго. Давайте разберёмся, почему. У художников есть такие понятия, как ближний план, дальний план и перспектива. Перспектива может быть разных видов: прямая, обратная, панорамная и сферическая -  в зависимости от того, где расположить точку зрения, или точку соединения всех линий изображения предметов: на горизонте, в самом наблюдателе, в центре картины и т.д. Не будем подробно останавливаться на этом, но выделим главное. Воспроизводимая картина  зависит от точек зрения. Теперь обратимся к написанию хайку.

Три строчки хайку напоминают как бы три точки в геометрии, через которые можно провести бесконечную плоскость. Так краткое трёхстишие служит нередко проводником к целой картине, которую должен увидеть слушатель.

Интересно, что написал Константин Бальмонт по этому поводу:
"В хокку три строки, но три мгновения суть идеальный лик молниеносного явления. Начало, вспышка и конец. Троестрочие есть мгновенный просвет души, освободительно врезавшийся в косное вещество и превративший его в видение."

   Хайку - это внезапный всплеск эмоций, вспышка света, шок. Если ты прочитал хайку и удалось перенестись в другой мир и впечатление осталось на весь день – значит, всё не зря.
    Останавливая зафиксированное в словах мгновение, хокку, или хайку, становятся как бы вневременными, почти вечными. Особенно это характерно для описаний природы и чувств человека, которые со временем меняются мало.

*
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
(Басе)

Когда это написано? Вчера, год назад, в прошлом веке или в прошлом тысячелетии? Сказать наверное невозможно. Хотелось бы надеяться, что и через тысячу лет на Земле сохранятся старые пруды с живущими в них лягушками. Тогда эти строчки Басе по-прежнему будут абсолютно точно фиксировать тишину, которая наступает вслед за водяным плеском. Умиротворяющую тишину природы, которой можно насладиться и в которой растворяются преходящие проблемы человеческой жизни.


 ================


  Итак, дорогие друзья, давайте остановимся и, не спеша, поработаем над тем, чтобы приблизиться к вечному, создавая три точки опоры для воспроизведения зафиксированного мгновения. Куда будет направлен наш взор, будет зависеть от вас: внутрь себя, в нескончаемую даль, где исчезают все звуки и помыслы, или останутся в центре изображения, покоряя своей наивностью и пленяя великолепием увиденного.


  Итак, задание для конкурса «ПЕРСПЕКТИВА В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей также  будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ПОКАЗАТЬ НЕКУЮ ПЕРСПЕКТИВУ УВИДЕННОГО, БУДЬ ТО ПАНОРАМА, УХОДЯЩАЯ ДАЛЬ, ИЛИ ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ СИЮМИНУТНОСТЬ И МГНОВЕНИЕ БЫЛО ЗАФИКСИРОВАНО НАДОЛГО И ПЕЙЗАЖ КАРТИНКИ МОЖНО БЫЛО ОТНЕСТИ К НЕОПРЕДЕЛЁННОМУ ВРЕМЕНИ ИЗ ЖИЗНИ ПОКОЛЕНИЙ, А ЗНАЧИТ, К ВЕЧНОСТИ. Как всегда, не забываем основную поставленную задачу: всевозможные разночтения и создание дополнительных образов.

 Для настроения рекомендуемая тема «ЗАСНЕЖЕННЫЙ ПАРК», но не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом. Посмотрим, насколько удалось проникновенно передать чувства через создание внутренней энергетики в хайку.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21)  Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий.Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 15 ФЕВРАЛЯ 2019 года, ПЯТНИЦА,  или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!


Принято на данный момент: 26 хайку.


Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Клуб Золотое Сечение   16.02.2019 00:12     Заявить о нарушении
Голосование для участников здесь: http://www.stihi.ru/2019/02/16/571

Клуб Золотое Сечение   16.02.2019 01:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →