Заметки о значении Пушкина в русской поэзии
Сейчас многие говорят об упадке русской русской литературы, не замечая очевидного, что «пал» сам писатель, то есть утратил «духовный возлёт» и творческий потенциал, которые побуждали его на создание художественных произведений, в коих не только бы отражалась современная жизнь народа, но и создавались бы реальные и зовущие к свершениям черты будущего. Писатели превратились в заурядных литературных подёнщиков, не спосбных писать «для себя» ( А. Пушкин), то есть по зову сердца и творческому предназначению. Большой вины, кроме ленности мысли, в этом нет, и упрекать их в этом вряд ли стоит, потому что почти весь прошлый век писатели были заняты художественным обслуживанием народа социалстическим реализмом и , надо сказать, создали немало достойных художественных произведений. И это случалось, потому что в своей работе они опирались на русскую классику, инерционный посыл которой был столь могуч, что и сегодня писатели ощущют его влиянье на свои произведения. И в наши дни многие писатели в качестве образцов для подражания выбирают классиков, но далеко не все понимают, что для создания произведения достойного уровня, они должны восприять главную духовную ценность русской культуры – распятого Бога. Требование почти невозможное, поскольку влияние современной лжекультуры на писателей столь велико, что они отравленны ей до мозга костей, и для них признать идеалом Иисуса Христа значило бы отречения от идеала прогресса, этой самой пустой цели всемирного человечества.
Часто говорят, что литература в России больше, чем литература, что она и философия, и социология и тд. Но русскую литературу, в первую очередь поэзию, а мы говорим только про неё, всегда нужно рассмативать в её Божественном контексте, о чем впервые сказал Н. Гоголь. Бог для русского поэта был и остаётся всегда источником лиризма самой высокой духовной пробы (Г.Державин, «Бог», А. Пушкин, «Пророк») и оставлся таковым до революции (А. Блок, «В белом венчике из роз – впереди—Исус Христос»). И сейчас у русской пэзии нет другого пути к возрождению как вернуться к своему первоисточнику, к Богу.
Это уже и происходит, но почти всегда каким-то нелепым иногда даже кощунственным образом, потому что великое множество стихотворцев лишены поэтического дара, и сбивают с правильного пути талантливую молодёжь, которая не знает, что Бог сам выберет того, кого сочтёт нужным приблизить к пониманию Красоты. В этом, пожалуй и заключается ответ на вопрос, откуда берутся поэты.
Однако в современной поэзии не редкость низведение Бога до нелепого с ним панибратства, и этим грешат даже известные поэты, отчего их стихи приобретают унылую ущербность, что на руку русскоязычным литераторам, вещающим об упадке и духовном разложении русского народа.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой нуждою ты тесним?”
И человек сказал: “Я - русский”,
И Бог заплакал вместе с ним. (Н.А. Зиновьев)
Речь здесь, конечно, идёт не о Боге, а о «боженьке», который еще существует в сознании части народа, наряду с «анчутками», «лешими» и «домовыми», но поэт вряд ли понимает, куда его занесло течение мысли, не обременённой ответственностью за каждое произнесённое слово.
Поэт – это странный для окружающих его сограждан человек, который обладает даром прозревать суть вещей и событий, и говорить об этом всем людям , из которых слышат и понимают его лишь очень немногие. Свой поэтический Дар поэт получает от Бога. Думаю, что дар этот равновелик для всех отмеченных им людей, и неизмерим в земных масштабах, поскольку Бог человеку даёт нечто такое, что не может быть понято и описано ни научным, ни каким-то иным способом. Бог насыщает избранных им человеков Божественною способностью преображать мертвые слова в живые, но только от человека зависит, как он ею распрядится.
Поэтический дар даётся человеку как его предназначение в жизни, которое он должен исполнить в той мере, в которой ему позволяет здоровье, жизненные условия, образование, характер. И это предназначение состоит в степени его приближения к овладению главной загадки бытия – С Л О В А, котроым Б О Г сотворил всё живое, в той части, в коей это доступно человеку, имея ввиду его тварную природу. Божьим даром словА поэта имеют проникающую в сознание читателя животворящую силу преображения вымысла не в пошлую реальность, но в лучших своих образцах – в духоподъёмную мощь, питающую душу человека радостью жизни от соприкосновения с Красотой, которая, по выражению Ф. Достоевского «спасёт мир». Великие слова, но кто из современных поэтов понимает заложенный в них глубочайший вселенский смысл?.. Красота спасёт мир и человека не для вечости, но для их жизни, поскольку она есть животворящая сила Бога. И всё это должно быть предметом постоянных размышлений для поэта, из которых возникает реальность духовного бытия поэта, где независимо от его разума, выкристализовываются слова пронизанные светом Истины.
В полной мере это было дано Богом только Пушкину. Бог создал его для России как духовную опору для русского народа, по своей животворящей силе, не уступающей Богоносному Сергию Радонежскому. И для духовного оздоровления самих себя русским поэтам сначала надо увидеть Пушкина не в прошлом, но впереди, поскольку он и сегодня «живее всех живых» нашего безнадёжного времени.
* * *
Все формы и все смыслы бытия
Есть образцы законченного дела.
Но эволюции эдемская змея,
Не ведает в развитии предела.
И по науке якобы возник
Мой предок от какой-то обезьяны.
Выходит, что Господь наш мир воздвиг,
Не избежав ошибок и изъянов?..
Что в чём-то выше Бога человек,
А если взять земное, то и лучше?..
Прогресс наглел, и в двадцать первый век,
Он впёрся, подчинив умы и души.
Рассматривая мир как механизм,
Во всем ища конкретные начала,
Он позабыл, что появилась жизнь,
Когда Господне Слово прозвучало.
Что всё, в мгновенье созданное Им,
Превыше человеческого знанья.
И Слово между мёртвым и живым
Есть вечная основа мирозданья.
Свидетельство о публикации №119013008514