Мой милый Насретдин! Довольно наслаждаться
Довольно наслаждаться
И распевать везде веселые мечты!
Приедь-ка в Бугульму!
Пора за дело взяться:
Вот научи людей
Быть мудрыми, как ты!
Свидетельство о публикации №119013004403
Ходжа ибн Насреддин.
Но таковым он был в Средневековье
Не один.
И ловкостью, и хитростью,
И мудростью ума,
И верной дружбою, и справедливостью
Прославлен был айяр Саймак.
Любой бедняк
В нём мог искать защиты....
А ныне он несправедливо позабытый.
В наш Век, чтоб общество от нечисти очистить,
Есть у него чему нам научиться.
Владимир Мироненко 10.02.2019 19:17 Заявить о нарушении
Аниса Ганфаритова 10.02.2019 23:04 Заявить о нарушении
Привожу краткую справку:
Айярство – весьма многогранное и сложное, где тайное, где открытое социальное движение простолюдинов раннего и позднего Средневековья, возникшее в Хорасане в персоязычной среде, а, из-за привлекательности своеобразной этики и философии, оно распространилось во многих регионах Арабского мира.
Чтобы стать айяром (синонимы слову АЙЯР: ДЖАВАНМАРД, ФАТТИ. КАКА, АЛУФТА) необходимо было в своё время пройти «семьдесят две ступени лестницы», т.е. стать носителем 72-х положительных свойств благородного человека. Этика и философия айярства оказали огромное влияние на формирование ярких личностей средневекового арабского мира (напр.,Алишер Навои-поэт и визир) и нашли отражение во многих прозаических и поэтических произведениях того времени – из них назову три: народный роман-эпопея «Самак-айяр, или Деяния и подвиги красы айяров, что царям служил, их дела вершил, был смел да умел», XI в., автор неизвестен; «Кабус-Наме» («Книга Кавуса», энциклопедический труд, написан в 1082-83 гг. Кей-Кавусом на 63-м году жизни, как наказ-поучение сыну; «Шах-Наме» - «Книга царей» - создана за 976-1011 гг., автор Хаким Абулькасим Фирдоуси (авторский текст состоял из 60 тыс. бейтов - сохранилось 56 тыс.).
В «Кабус-Наме» отец обращается к сыну: «Знай, что благородный айяр тот,у кого много добродетелей: он смел и мужественен, терпелив во вяком деле, держит обещания, целомудренен, никому не причиняет вреда (но беспощаден к врагам – личным, друзей своих и родины –В.М.), на пленников не посягает, допускает вред себе ради выгоды друзей (отдаст жизнь свою «ради други своя»), злые дела осуждает (словом и действием –В.М.), нищих одаряет, говорит всегда правду (но не явным врагам – с врагами хитрит – В.М.), правдивое слушает, за добро злом не платит, ведёт добрые речи, в беде видит благо». (К этому следует добавить:хранит доверенные тайны и имущество даже ценою своей жизни, всегда готов защитить обиженных и обездоленных. И всё равно – перечисленное - лишь частица из указанных выше «72-х ступеней лестницы» -В.М.).
Предводители айяров должны были строго соблюдать три основные заповеди: ЩЕДРОСТЬ - САХО; ЧЕСТНОСТЬ – САФО и ВЕРНОСТЬ – ВАФО.
Владимир Мироненко 11.02.2019 04:29 Заявить о нарушении
Спасибо большое за развернутый отзыв и интересную информацию!!!
Аниса Ганфаритова 11.02.2019 10:10 Заявить о нарушении
В этом плане ходжа Насреддин были и суфием, и айяром.
Владимир Мироненко 11.02.2019 11:06 Заявить о нарушении