Д. Мурзин о двух стихотворениях декабрьского лонга
нездоровье помешало Дмитрию Мурзину написать полный обзор по своему экспертному выбору, но он прислал начало обзора.
Шорт-лист Дмитрия:
http://stihi.ru/2019/01/27/696
..........................
..........................
Изначально у меня были наполеоновские планы написать обзор «не взирая на лица» – не подсматривая имена авторов.
Но, когда я прочел анонимную подборку, всё желание улетучилось. Не вдохновила меня она. У меня возникло только два вопроса: «кто такой умный» – по поводу текста «Гармонь, разорванная надвое», и «а кто это у нас тут выпендривается» по поводу «вдохновения не бывает...».
«Гармонь, разорванная надвое» – сам строй, огранка, «осанка» стихотворения с самого начала заставляет понять, что перед нами не редкая удача среднего автора сайта, а работа серьёзного русского поэта:
Я представил, что Россия, как гармонь со мной взята,
я услышал сквозь мехов свистящий вздох,
как бегут по-на две стороны Уральского хребта
запыхавшиеся пальцы поездов.
Композиция стихотворения затягивает внимание, нагнетает напряжение, хотя, на мой вкус, «откровения сивилл» – несколько вычурно, а «гармонь блажная та» досадная небрежность автора. Но на эти мелочи обращаешь внимание не потому, что это так уж никуда не годится, а потому что автор уже всем своим стихотворением заявил, что с него спрос особый.
«Ах, не кровушкой ли пахнет от стиха?»
Кровушкой. Потому что за строчками двойная боль, две порванные гармони. Первая – распад СССР, вторая – распад России (к сожалению возможный):
Половина той гармони уползает на восход,
половина уползает на закат.
Разорвали ее, дьяволы! Сижу, зажавши рот.
То ли зубы, то ли клавиши летят.
В стихотворении «вдохновения не бывает...» автор морочит читателя рифмовкой. Может показаться, что он рифмует «боль» с «боль», «голова с голова», но вчитайтесь – с рифмами там всё в порядке, и вообще в этом стихотворении всё в порядке. Более того – это творческая декларация: «вдохновения не бывает бывает боль».
Из-за этих двух стихотворений я «оскоромился» до начала работы над обзором. Любопытство взяло верх, и я полез смотреть авторов. «Гармонь» написал Юрий Беликов (http://stihi.ru/2018/12/20/4635). «Вдохновение» – Борис Панкин (http://www.stihi.ru/2003/10/05-46). Если я чему и удивился – то только тому, что не вспомнил сразу стихотворения Бориса Панкина. Я же его читал раньше. Впрочем склероз – интересная болезнь. Столько новостей каждый день.
Свидетельство о публикации №119012907707
Как читатель и номинатор я особенно рад вниманию Дмитрия к стихотворению Юрия Беликова.
О Беликове я немного написал несколько лет назад: http://stihi.ru/2015/08/06/10037
В книге Игоря Панина (2016) есть интервью с Юрием Беликовым: http://clc.am/C7B6cg
Юрий Александрович - подвижник и ценитель. Он находит добрые слова для многих и многих коллег: Сергей Кузнечихин, Амарсана Улзытуев, Мария Малиновская (называю резидентов БЛК :))
Светлая личность.
NB. У Дмитрия, как и у Ларисы Лисюткиной, - неприятие строчки с упоминанием сивилл. Мне же видится в ней, как и вообще в этом стихотворении, соотношение "чужого" (за Псковом - т.е.уже на границе с Западом) и "русского". Если вспомнить, что "дырбулщыл" для футуристов был квинтессенцией сугубо русской фонетики, гармонь для иманжинистов - русское начало в музыке (хотя гармонь исторически - западный инструмент), то сивилла - что-то из другого мира. Оставаясь в рамках Серебряного века, можем вспомнить Цветаеву:
Сивилла! — Зачем моему
Ребёнку — такая судьбина?
Ведь русская доля — ему…
И век ей: Россия, рябина…
Арабский Алфавит 30.01.2019 10:51 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 29.01.2019 19:20 Заявить о нарушении
Александр Спарбер 30.01.2019 08:11 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 30.01.2019 10:34 Заявить о нарушении
Александр Спарбер 30.01.2019 11:14 Заявить о нарушении
http://www.ruthenia.ru/60s/okudzhava/to_padaja.htm . Тиражи были запредельные, был, можно сказать, переизбыток пластинок. Их уценяли и продавали по 10-20 копеек. У меня даже стишок был, его в 80-е и напечатали:
"В пыльным промтоварах сельских
средь пластинок залежалых -
уцененный Вознесенский,
уцененный Окуджава". И тд. ))
Арабский Алфавит 30.01.2019 11:26 Заявить о нарушении
Спасибо, Ильдар!
В сети есть от 2007г. диалог с Ю.Беликовым, где интересен его ответ на вопрос (цитата): "А мы вообще знаем, что происходит в поэзии за пределами МКАД?
— За пределами МКАД — АД … Извини за невольную рифму.» и далее примеры судеб авторов из глубинки.
В сети нашла чуть более десятка стихов автора.
Ильдар, может быть у Вас есть стихи Ю.Беликова, и Вы разместите их для прочтения.
Вот одно, пронзительное:
Перед фото папеньки и маменьки
матушка возьми да вы-мол-ви:
– Ах, вы мои маленькие, маленькие!
Маленькие вы мои!..
Что же ей скажу, лишивший начисто
внуков и безбедного житья,
с куклами её сподвигший нянчится?
– Маленькая ты моя!..
Рыжая Ляля 30.01.2019 11:38 Заявить о нарушении
Рыжая Ляля 30.01.2019 11:41 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 30.01.2019 11:43 Заявить о нарушении