День Наума Грамотника Пьеса

       Древний   народный   русский   праздник   начала   учебного   года
            День   Наума   Грамотея (Грамотника)
        Сценарий   мини-спектакля   для   учащихся   4-7 классов

  Действующие лица:

  Ведущие: 1, 2, 3, 4.

  1. Учитель Наум   
  2. Отец
  3. Мать
  4. Манечка
  5. Танечка
  6. Анечка
  7. Ванечка

    
Ведущий   1:     На   Руси   в   древние   времена   люди   жили   в   деревянных     избах.   В   домах   не   было   электрического   света,   не   было   асфальтированных   дорог,  не было  домов-небоскрёбов.    Учебный   год   для   детей   начинался   не   1   сентября,   как сейчас, а   14   декабря.   Этот   день   называли   Днём   Наума   Грамотея   или   Грамотника.

Ведущий   2:     К   декабрю   весь   урожай   был   собран   и   переработан.   Овощи   укрыты   от   холодов   в   подполье.   Там   стояли   кадушки   с   квашеной   капустой,   с   грибочками.   Там   находились  всевозможные   варенья из ягод   на   меду.   Во   всех   домашних   заготовках   принимали    участие   подростки   и   даже   дети.   Вот   почему   учебный   год   начинался      в   середине   декабря   после   окончания   заготовительных   работ.

Ведущий   3:     В   декабре   начинались   сильные   морозы.   Сыпал   снег,   наметались   сугробы,   вокруг   селений   ходили   стаи   голодных   волков.   Детей   необходимо   было   удерживать   в   тёплых,   хорошо   натопленных   избах. Надо было заниматься с ними.

Ведущий   4:     В   декабре   редко   появляется   солнце.   Самые   тёмные,   самые   короткие   световые   дни   -   это   неделя   до   Дня   Спиридона   Коловорота,  с 14 декабря  и   до   21   декабря.   Это и  была  первая   учебная   неделя   наших   предков:   с   14   по   21   декабря.

участники:     14   декабря   в   День   Наума   Грамотея   начинался   славянский   учебный   год!   
         ( Действующие   лица   расходятся   по   своим   местам.  Входит Учитель, трёт уши):
 Учитель:   Трещит   Морозец   календарный,
                Хватает   за   уши   Старик,
                Наум   приходит   легендарный
                Унять   на   время   детский   крик.   (Кланяется, все кланяются)
   
 Отец:         Мы  встали   утром   спозаранку,
               Рядились   в   праздничный   наряд,
               Чтобы   придать   семье   огранку,
               А   делу   -   бодрости   заряд!
 
Мать:         Благословляясь,   приглашаю 
               В   родимый   дом   учителей…  (Учитель входит в дом,  идёт   сцена   «Хлеб-Соль»:   Учителю-Науму   девочки с   поклоном   протягивают   каравай   свежего   испечённого   хлеба   и   солонку. Учитель берёт кусочек, солит его, кладёт в рот).

 Отец:     Откушай, гость дорогой,   наш   хлеб-соль!     Проходи   в   избу,   в наш красный угол, на почётное место!   Пожалуйста! (Усаживает Учителя).
 
Мать:   С   поклоном   низким   оглашаю
                Прозванье   школьников   -   детей:
                Старшенькая   у   нас   Манечка,
                Средняя дочка   -   Танечка,
                Младшая   доченька -   Анечка,   
                А   это  -   сынок   наш   Ванечка!
    
Учитель   (строго):   Теперь   это   не   просто   дети,   это -   ученики!   Не   Манечка,   а   Мария!   Не   Танечка,   а   Татьяна;   не   Анечка,   теперь   ученица   Анна!   И не   Ванечка,   школьник   Иван!   Повторите,  дети, пожалуйста!    (Дети   называют   свои   полные имена). Молодцы! Ну, а ещё что вы умеете  делать?

Манечка:  Всё, что батюшка и матушка приказывают…


Учитель: Так… Ну, а веселиться–то вы умеете?

Ванечка: Ого, ещё как!  (Надевает шутовской колпак и маску, приплясывает, ударяя в бубен).

Мать: Ну, будет, будет!
 Лучше спойте нам что-нибудь старинное.

Манечка, Танечка, Анечка   (поют):
                Уж  как  я  ль  мою  коровушку люблю,
                Свежей травушки коровушки нарву:
                Кушай досыта, коровушка моя,
                Чтоб сыта была Бурёнушка моя…
                Уж как я ль мою коровушку люблю,
                Родниковой я водички ей налью,
                Чтоб здоровою коровушка была,
                Молока бы нашим детушкам дала…

Ванечка (Надевает мохнатую шубу, медвежью маску и,  подкрадываясь к девочкам ,  по-звериному рычит, девочки взвизгивают).

Манечка, Танечка, Анечка (Поют, приплясывая):
                Ты, Медведушко, ты Батюшка,
                Ты не тронь мою коровушку,
                Ты не тронь мою коровушку,
                Не губи мою головушку!
                Я коровушку доить буду,
                Малых детушек поить буду!    (Девочки пританцовывают,
Ванечка  продолжает шалить).
 
Отец:   Тихо!  (Учителю):   Даю   тебе   лихую   плётку,
                А   вместе   с   нею   -   власть   отца,   
                Чтоб   дети   придержали   глотку,
                Всё   познавали   до   конца!

 Ванечка (Сбрасывает медвежью шкуру):
                Учитель   делал   вид,   что   больно   
                Хлестал   по   спинам   раз-другой.  (Учитель понарошку хлещет по спинам детей).
    
 Мать:      Тут   мать   в   слезах,   спеша   невольно,
                Платок   тянула   расписной.   (Мать дарит с поклоном цветной платок – подарок для жены Учителя).
    
 Манечка  (Поясняет залу):   Дарила   утиральник   шитый   
                С   монеткой   в   крепком   узелке…
       (Показывает расшитое полотенце с монеткой, завязанной в уголке).
   
 Мать:   Чтобы   ребёнок   рос   не   битый,               
                Чтоб   чистым   выходил   к   доске…
    
Танечка:   Потом   за   стол   садились   дружно   
                За   каши   гречневой   навар!  (Идёт к учителю, несёт горшочек с кашей, подаёт деревянную ложку). Отведай кашу,  Учитель-Наум, пожалуйста!
    
Учитель:  Ой,  и каша – пища наша! С маслицем, душистая…   У хозяюшек в вашем доме – руки золотые!
   
 Все   действующие   лица:     Каша   гречневая   для   ума,   для   памяти, да  для   смекалки -  вечная!
    
Анечка   (Идёт к Учителю с глиняной кринкой и керамическим  бокальчиком):   
              У каши гречневой – масляный навар,
              А в припечье созрел фруктовый взвар! ( Наливает в бокальчик взвар учителю,  Ванечка подставляет свой  бокальчик).
   
 Танечка:  Взвар и тёплый, и медовый,
               С  травкой луговой, здоровой…
    
Анечка:   В нём и ягодки, рябинка,
               Да душистая малинка…
    
Ванечка (Пробует взвар на вкус): Взвар медовый,
                А я – бедовый!
         
   
 Отец:   Ну, довольно об обеде,
                Перейдём теперь к беседе!       
                Учиться   трудно!     Нужен   ум!
    
Ванечка:   Седой   отец   сказал   соседу:
                Ты   детям   нашим   Свет  -   Наум!
   
 Все   повторяют:   Ты   детям   нашим   Свет,   На-Ум!
   
 Отец:      Наумить   надо   очень   строго,   
                Раскрыть   загадки   бытия…
   
 Учитель:      Чтоб   трудовой   пошли   дорогой,
                Слова   чтоб   не   бросали   зря!
   
 Мать:       Наставь   на   ум,     Наставник   мудрый,
                Пускай   мерилом   Будет   Бог! (Кланяется Учителю)
                С   детьми   возиться,     Ох, как трудно,
                Так сам смотри не будь уж плох!   
   
 Манечка:  Вот так по-русски ежегодно 
               Учебный   год   встречали   все!
    
Танечка:     В   сурово-вьюжную   погоду
                Вели   по   школьной   полосе.
   
 Анечка:      Учителям   тогда   внимали,
                Чтоб   слово   каждое   постичь…
   
 Ванечка:     Семье   все   дети   обещали:
                «Заданье   каждое   учить!»
   
 Все   дети:    Заданье   каждое   учить!
    
Учитель:       Летят   новейшие   известья
                Нам   в   электронное   окно…
    
Все   действующие   лица:      
 Учителя!      Учиться   вместе    Нам   очень   долго   суждено!
 Родители!   Учиться   вместе   Нам   очень   долго   суждено!
 Ученики!     Учиться вместе Нам очень долго суждено!               
            
(Все   кланяются   по-русски,   
            положив   правую   ладонь   на   грудь).  Конец спектакля.


                Викторина

      При   проведении   мини-спектакля   в   школе   уместно   задать   учащимся   -   зрителям   несколько   вопросов:

1.   Какие   русские   обычаи   вы   сумели   усвоить  на   нашем   занятии   и   в   чём   они   заключаются?

               
 Ответы:   Обычай   гостеприимства   -   «Хлеб-соль»;
   Обычай   или   обет   послушания   и   прилежания   (Передача   от   отца   учителю   кнута,   плётки,   ремня,   символа   отцовской   власти   над   детьми);
Идёт  вручение   подарков   учителю.   (Полотенце   -   утиральник   для   чистоты   рук   во   время   учёбы;   Платок   и   монетка   -   символы   пожелания   учителю   богатой   и   благополучной   семейной   жизни).

2.  Что   ели   за   общим   столом   в   этот   день   начала   учебного   года? 
Ответ:       (Ели   гречневую   кашу   «для   ума,  для    хорошей   памяти    и   смекалки»).

3. Какой   напиток   пили   после   каши   все   участники   древнего   русского   застолья?   (Они   пили   ВЗВАР,   то   есть   хорошо   вываренные   в   кипятке   сухофрукты   с   добавлением   мёда, ягод, сухофруктов   и   целебных   трав).

4. Как   назывался   день   начала   учебного   года?
   (День   Наума   Грамотея   или   Грамотника).

5. На   какой   день   календаря   приходится   День   Наума?   (14   декабря)

6. В   какой   день   календаря   солнечный   световой   день   начинает   понемногу   прибывать   или,   как   говорили   наши   предки,   «поворачиваться»?   «Зима   поворачивается   на   Мороз,   а   Солнце  -   на   Лето»!
   (В   День   Спиридона   Коловорота   -   21   декабря).

7.   Почему   начало   учебного   года   приходилось   на   14   декабря?
   (К   этому   времени   заканчивались   хозяйственные   заготовительные   работы,   в   которых   принимали   активное   участие   дети   и   подростки.   Кроме   того   наступали   зимние   холода,   детей   надо   было   удерживать   в   натопленных   избах   и   заниматься   с   ними).

8.Чем у наших предков   отличалась   праздничная   одежда   от   повседневной?
   (Праздничную   одежду   готовили   вручную,   вышивая   узорами,   украшая   кружевами   и   цветными   вставками,   делая   особый   головной   убор,   украшенный   мехом   соболя,   куницы,   белки,   расшивая   бисером,   украшая   цветными   каменьями,   золотыми   и   серебряными   нитями.   Каждый   наряд   был   особенным,   отличался   от   всех   других.)
               
За   правильные   ответы   рекомендуем   дать   маленькие   призы   
                самым   активным   участникам   викторины.


               


               
               
                Нина     Евгеньевна     Белякова
               
                Из цикла рассказов (эссе "ДЕТИ   И   ПОДРОСТКИ   ВОЙНЫ")

                «Три   дня   войны   в   моей   памяти»

          День   первый.
               
    Мне   было   всего   два   года   и   двадцать   дней,   когда   на   нашу   страну   напали   враги.   Тогда   я   не   понимала,   что   такое   «фашисты»,   «война»   и   «фронт».          
    Я   сидела   на   руках   у   отца   и   удивлялась:   в   солнечную,   ясную   погоду   по   лицу   взрослых   текли   «потоки   дождя».   Я   ещё   не   умела   задавать   вопросы,   я   вытирала   «дождь»   своими   маленькими   ладошками   и   крутила   головой.   Но   не   увидела   ни   одной   тучки   на   ясном   небе.   Только   позже   я   узнала,   что   это   было   на  маленькой   железнодорожной   станции.   Мы   провожали   наших   отцов   на   фронт… В жестокую и страшную неизвестность...

          День   второй.
   
     Через   два   года   в   одном   из   писем   отцу   мой   старший   брат   Шура,   ученик   третьего   класса,   сообщил,   что   я   была   на   четырёх   ёлках.   Больше   всего   мне   там   понравился   Зайчик   (Петрушка).   Его   надевали   на   руку,   на   три   пальца,   и   Зайчик   оживал.   Он   начинал   кланяться   ребятам,   хлопать   в   ладошки   и   даже   говорить.
     На   ёлке   в   военные   годы   Зайчик   сначала   сажал   морковку,   а   потом   вбегал   «Гитлер»   с   чёрными  смешными    усиками.   Он   хотел   отобрать   у   Зайчика   весь   его    урожай.   Тогда   Зайчик   брал   в   лапы   «автомат»,   сделанный   из   палочки   и   кусочка   картона,   и   громко   кричал:
     -Вперёд!   Товарищи,   правда   на   нашей   стороне!   Гитлеру   -   капут!   Победа   будет   за   нами!   Ура!!!
               
 И   все   ребята   громко   кричали:   «Ура!!!   Победа   будет   за   нами!!! Гитлеру - капут! За Родину! У-Ра -а - а-!!!»

                День   третий.
     Когда   мне   почти   исполнилось почти   шесть   лет,   все   вокруг   стали   говорить,   что   скоро   наши   отцы   вернутся   домой!   И   что   это   -   большая   радость!   Это   -   праздник! Победа!
     Но   только   как   быть?   Прошло   четыре   года   и   папа   может   меня   не   узнать.   Мне   надо   было   ему во что бы то ни стало   понравиться.   Мы   стали   готовиться   к   его   возвращению.   Мне   сшили   белую   кофточку   и   вышили   её   цветными   нитками.   Из   клетчатой   ткани   сшили   юбочку.   Но   красивую   одежду   положили   в   сундук   и   заперли   на   замок.   Я   поняла,   что   праздничный   наряд   я   надену   только   тогда,   когда   отец   вернётся   домой   с   Победой.
               
    И   вот   в   августе   1945   года   в   нашу   дверь,   вдруг,   постучали.   Вошёл высокий совсем незнакомый   солдат. Он был стройный, сильный, красивый,  но совсем чужой.   Нет, я   его   не   испугалась:  на голове у него была   пилотка   с   красной   звёздочкой.   Мне   сказали,   что   этот   солдат   -   мой   папа!   И   тогда   я   спросила:
    - Это   что,   правда,   мой   папа?   Тогда   где   мой   нарядный   костюм?
   
    Меня   быстро   переодели.   Наверно,   я, нарядная,   понравилась   моему   папе,   потому   что   он   достал   из   своей   зелёной   сумки   красивые   бусы   и   надел   их   на   меня.   Бусы   были   вырезаны   цветочками   из   настоящих   разноцветных   кораллов.   И   в   таком   виде,   радостная,   я   побежала   поиграть   с   подружками.
   
    На   детской   площадке   меня   встретили   две   девочки   постарше   меня,   наверное,   из   шестого   класса.   Они   увидели   мои   бусы   и   стали   предлагать   мне   поменяться.   Они   достали   пять   красных   шариков,   выточенных   из строительного   кирпича,  которыми   я   раньше только    мечтала   поиграть.   Но   я   ни   за   что   не   хотела   расставаться   с   папиным   подарком.
   
     Тогда   одна   девочка   сказала:
   
   - Да,   к   тебе   папа   вернулся,   а   вот   к   ней   отец   не   вернётся   никогда   и   не   привезёт   подарка.   Потому   что   его   убили   фашисты.   Насовсем   убили! Понимаешь?   
   
     Вторая   девочка   горько   заплакала.   Я   подумала   немножко,   сняла   с   себя   папин   подарок   и   надела его   на   шею   плачущей   девочке.
   
     Так   я   лишилась   красивых   папиных   бус,   но   не   жалею   об   этом.   А   мой   нарядный   костюм   мама   вскоре всё равно   обменяла   на   рынке   на   пакетик   с   мукой…
   
     Война,   наконец-то,   закончилась,   но   страдания, голод и лишения    народа   продолжались   ещё   очень   долго,   пока   я   не   стала   совсем   взрослой.


     У нас, у детей войны, в детстве совсем не было детства...


 


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →