Платье к выпускному

                «Платье к выпускному».
Инсценировка Раины Яковлевой по рассказу Марины Яковлевой
                «Журавли».

Действующие лица:

Владимир Петрович Волков – учитель истории, руководитель военно-патриотического поискового отряда «Журавли».

Семён Антонович – председатель комитета по работе с молодёжью Администрации района.

Андрей – сын В.П. Волкова, ученик школы, член поискового отряда.

Вера Сердокова – ученица школы, девочка из неблагополучной семьи.

Валёк – друг Андрея, член поискового отряда.

Никита Шибко - член поискового отряда.

Петька – член поискового отряда.

Татьяна Николаевна – классная руководитель выпускного класса.

Настя – ведущая выпускного вечера, одноклассница Андрея.

Сценарный ход основан на воспоминаниях учителя истории о недавнем событии, которое произошло накануне выпускного вечера.
               
                Акт первый.

                Картина первая. «Драка».

(Занавес открывается. Тихонько звучит музыка. Слева на авансцене за учительским столом, корпит над контрольными работами учитель истории Владимир Петрович Волков. Свет настольной лампы направлен на него. Он вспоминает.)

Владимир Петрович: В тот день я корпел над контрольными десятиклассников. Отвлёк меня, доносившийся с улицы шум. Я вышел из-за учительского стола и подошёл к окну. Увиденная картина ничуть не удивила меня. Опять Сердокова. И с кем же на этот раз? Она как настоящий боец впилась в плечо одноклассника Андрея Волкова – моего сына.

(Свет перед авансценой. В это время с правой входной двери в зал уже ввалилась ватага взволнованных мальчишек. Андрей пытается вырваться из цепких рук девчонки. Это Вера Сердокова.)

Владимир Петрович: (стоя на авансцене по центру, кричит) Только этого не хватало! Волков, ко мне!

Андрей: (злобно) Верка-вонючка!

Вера: (оттолкнув его) Да пошёл ты! ( Андрей падает.)

Владимир Петрович: Что ты себе позволяешь?!

Андрей: (натягивая сбитую шапку) Она сама…

Владимир Петрович: Только слабак может поднять руку на девушку. Иди домой. Дома поговорим.

Андрей: (поднимая и отряхивая рюкзак, выкрикивает) Я тут ни при чём. Это она во всём виновата! Только и делает, что ищет повод, с кем бы поцапаться! (убегает.)

(Свет перед авансценой гаснет. Настольная лампа освещает силуэт Владимира Петровича. Он шагает по комнате, садится, встаёт, затем  торопливо собирает тетради в портфель.)

Владимир Петрович: Долго я не мог успокоиться. Засесть за тетради учеников уже не получилось. Мысль, пришедшая после увиденного не давала мне покоя. Надо было всё спокойно обдумать, прежде чем принять решение.

( Затемнение. Музыкальная заставка.)

                Картина вторая. «Одобрение».

(Свет на правую сторону авансцены, где, сидя за столом, Семён Антонович, разговаривает по телефону. В это время к нему идёт Владимир Петрович. Они обмениваются рукопожатием. Когда разговор завершается. Волков подаёт ему бумаги.)

Владимир Петрович: Взвесил все «за» и «против». Нужно Ваше одобрение, одобрение председателя комитета по работе с молодёжью. Я буду ходатайствовать о дополнительном финансировании на участие во Всероссийской «Вахте памяти» нового члена поискового клуба. Об обмундировании новичка тоже надо бы подумать, надо искать спонсора. С принятием решения забот только прибавится. Но не это беспокоит меня. Такие вопросы решаем не первый год. (Протягивает заявление. Семён Антонович вопросительно смотрит, вчитываясь, задумывается.) Больше всего меня беспокоит сама Вера, да и ребята, не знаешь, что могут выкинуть. Девушек у меня в отряде не было. Я понимаю, что с ними хлопот больше, чем с ребятами, как- никак женский пол. Им особые условия нужны. Надо бы с руководителями других поисковых отрядов посоветоваться. Были у них девчата в отряде. У них опыт имеется.

Антон Семёнович: Рискуете, Владимир Петрович. Она же на учёте по делам несовершеннолетних стоит. Ох, хлопот наберётесь с ней…

Владимир Петрович: Девушка она сама по себе не плохая. От рук отбилась, это точно. Перед нами, педагогами, как раз и стоит большая задача по воспитанию и взращиванию достойных граждан страны. А для этого все методы хороши.

Семён Антонович: Пожалуй, с Вами соглашусь. На Вас большая ответственность и, конечно же, надежда, Владимир Петрович. Не первый год работаете с молодёжью. Все вопросы будем решать совместными усилиями. (Подписывает заявление. Они прощаются.)

(Затемнение. Музыкальная заставка.)

                Картина третья. «Предложение».

(Освещается площадка перед авансценой. Владимир Петрович одет по-зимнему, в руке портфель. Стоя на авансцене, вспоминает.)

Владимир Петрович: С лёгкой душой я вышел из здания администрации района и направился домой. В уме составил алгоритм действий. В первую очередь, надо поговорить с Верой. Её надо чем-то увлечь. Пропадёт девушка совсем. Уроки срывает – это полбеды. Так ещё и в школу в нетрезвом состоянии приходит. А это уже заставляет задуматься и бить тревогу. И внешностью Бог её не обидел. Как бы чего недоброго, не надругались бы над ней. Не повторила бы судьбу своей матери.

(Начинает спускаться в зал и становится невольным свидетелем следующих событий. Из левой двери в зал, громко захлопнув её, в зал влетает Вера, истерично выкрикивая ругательства.)

Вера: Господи! Как же вы мне все надоели! Уйду я от вас, ей Богу, уйду! Пойду туда, куда ноги понесут! (чуть не сшибает его с ног, убегает вглубь сцены
Владимир Петрович подаётся за ней, потом возвращается в центр авансцены, продолжает вспоминать.)

Владимир Петрович: Ноги понесли её  к речке. Обогнув пруд, где мальчишки и девчонки, кто просто катался на коньках, а кто играл в хоккей, направилась к мосту.

(Звучит музыка. Авансцена наполняется дымовой завесой, как бы паром, идущим от реки. Из правой двери в зал появляется Вера, она отряхивается от снега, вскарабкивается на авансцену, как на мост, идёт по нему до центра и садится, вытряхивает из валенок снег. Сначала просто угрюмо сидит. Затем просто осматривается и ложится на живот, как бы вглядываясь в заледеневшую, водную гладь.)

Владимир Петрович: (Застыв чуть позади неё, на фоне музыки вспоминает.) Мост встретил её своим тихим спокойствием. В ушах звенела тишина, дышалось полной грудью. Она стала разглядывать всё, что было вокруг. Её взгляд скользил то по деревьям, то по суховею, то, как ей казалось, по волшебным камням на берегу, то по тонкой корочке льда под водой. Вера удивлялась самой себе. Никогда она раньше не замечал такого в себе. Наслаждаясь тишиной и танцем пушистых снежинок, она даже не услышала хруста приближающихся шагов. (Остановился, прислушался, Вера напевала мелодию знакомой песни о снеге.)… Сердокова.

Вера: (вздрогнула, свесила ноги в зал, недовольно проворчала свои мысли вслух) Что ему надо? Ну вот! Сейчас начнет лекцию о моральном облике человека читать. Как же вы все меня достали! Ненавижу! (Попыталась привстать, но Владимир Петрович присел рядом и тоже свесил ноги в зал.)

Владимир Петрович: А я как раз тебя искал. Хочу с тобой поговорить. (Вера уставилась на него, потом, молча, отвернулась.) Сердокова, ты меня слышишь?

Вера: Говорите, я Вас слушаю.

Владимир Петрович: Вот и хорошо. У меня к тебе предложение.

Вера: Двойку исправить?

Владимир Петрович: Я приглашаю тебя в свой поисковый отряд.

Вера: С чего это? ... А мальчишки знают?

Владимир Петрович: Пока нет.

Вера: (виду не подала, что заинтересовалась) Они же будут против.

Владимир Петрович: Разберёмся. Ну, ты согласна?

Вера: (всё ещё не верит) А Вы серьёзно?

Владимир Петрович: Конечно. А ты до завтра подумай над моим предложением.

Вера: Зачем ждать до завтра? (уверенно и радостно) Я согласна!

Владимир Петрович: Завтра после шестого урока собираемся в кабинете истории. Без опоздания. Жду. (Уходит влево,вглубь сцены.)

Вера: (смущаясь от наплыва безудержной радости) Вот удача! (Смотрит вдаль, в сторону двери в свой дом) Уеду я от вас, это точно. Отдохну хоть от этой ежедневной пьяной угари.

(Затемнение. Музыкальная заставка.)

               
                Картина четвёртая. «Девчонка в отряде!

(Свет на авансцене. Учительский стол позади в ряд выставленных стульев на которых висит обмундирование членов поискового клуба. Ребята разбирают форму, по ходу разговора они одевают форму, подсаживаются к столу.  На столе остаётся не распакованная форма Веры. Владимир Петрович заполняет журнал. Входит Вера. Все в недоумении замедляют свои действия.)

Владимир Петрович: Ну, что, Сердокова, заходи. Молодец, что пришла.

Андрей: (с удивлением) Что?! В нашем отряде будет девочка? Вот только её нам и не хватало!

Владимир Петрович: (строго перебивает) Андрей!

Валёк: (как бы Андрею) Ладно бы Настю пригласили, а тут Верку-вонючку.

Никита Шибко: Да она при первой же трудности, как и все девчонки, хныкать начнёт.

Петька: Так она же девчонка!

Владимир Петрович: Всё. Успокоились все. Раскудахтались. Так или иначе, она равноправный член отряда. И прошу всех проявлять к ней должное уважение.

(Уважительно ставит перед ней стул, кладёт на него пакет с обмундированием

Вера: Покажу я Вам девчонку! (Берёт стул с  пакетом, демонстративно с грохотом ставит его посредине сцены и распаковывает пакет. Снимает  курточку, начинает снимать джинсы, берёт в руки брюки от формы, прикрывая ими ноги, поворачивается к мальчикам. Пристально смотрит на них. Те, склонив головы, отворачиваются, по одному выходят их кабинета.)

Андрей: (уходя, морщится, нарочито громко) Как мог отец эту вонючку пригласить в отряд. Она даже за собой не следит. Хоть бы в бане помылась разок и одежду постирала.

(Владимир Петрович, сдерживая улыбку, отворачивается, прикрыв лицо журналом.
Вера, облачённая в, не по её размеру, большую форму, поворачивается к нему, сияя, как солнышко, смешная и счастливая. Затемнение. Звучит музыкальная заставка. Занавес закрывается.)

                Конец первого акта.


                Акт второй.
            
                Картина пятая. « Вернуть солдата в строй».

(Звучит музыка. Подиум перед сценой закрыт камуфляжным брезентом. Перед занавесом опущен экран. На авансцене в камуфляжной форме Владимир Петрович вспоминает.)

Владимир Петрович: Моросил дождь. Шёл третий день раскопок. Место, где вёл поиски отряд «Журавли», было каменистым. Спустя более полувека было видно, как изрыта земля снарядами и бомбами.

(На экране появляются видеофрагменты неистовых боёв на земле, в воздухе, на воде, в жару, холод, под проливным дождём и снегом.)

 На каждом шагу попадались гранаты и патроны. То тут, то там лежали хвостовые стабилизаторы  от разорвавшихся снарядов «катюши». Возле высоток находились развалившиеся, поросшие травой и деревьями вражеские позиции – об этом свидетельствовали найденные во время раскопок личные вещи немецких солдат.
Поисковики вели себя крайне осторожно. Ведь не знаешь, какую опасность таит в себе израненная и пропитанная кровью матушка –земля. Миллиметр за миллиметром, пласт за пластом снимали они землю.
Ребята были рады каждому куску металла. Но особо хотелось найти солдата. Всякий раз, когда пищал металлоискатель, поисковики напрягались. Каждый в душе желал, чтобы это был, дающий о себе знать, боец.
Удача не заставила себя долго ждать. Подуставшие, мокрые, измазанные грязью ребята совсем уж было отчаялись, но когда, по- особому, глуховато, запищал металлоискатель, от усталости не осталось и следа. Примерно на метровой глубине ребята откопали фрагмент верхней конечности бойца, а рядом лежала граната. Вера не понимала, как такое может случиться.
«Руку снарядом оторвало», - судорожно сглотнув, пояснил я.
Теперь ребят было не остановить! Желание найти целые останки придало им новых сил. Как они говорили, солдат сам «шёл» к ним. И действительно, им удалось поднять целого бойца. К счастью у него сохранился медальон. А это значит, есть шанс «вернуть солдата в строй».
Поисковики, собрав орудия труда и положив на брезентовый полог останки бойца, молча, пошли в лагерь.

(Звучит музыкальная заставка. Открывается занавес. На сцене по правую сторону авансцены установлена большая палатка. В центре догорает костёр, вокруг которого расположились поисковики. Кто из мальчишек под гитару допевает песню «Журавли». По левую сторону на ящике сидит Вера. В руках у неё медальон бойца.)

Владимир Петрович: (с авансцены приближается к костру) Все были погружены в свои мысли. Каждый, наверняка, думал о своих прадедах, воевавших против фашистских захватчиков. Вдруг тишину оборвал чей-то всхлип. Это была Вера. Вера, не показывающая своих слёз ни при каких обстоятельствах. Не сдержалась.

(Мальчишки привстали, приблизились к Вере, каждый из них сдерживал подступающий ком в горле. И только Андрей, подошёл к ней, пристально оглядывая черты её лица, платочком собирал её слёзы. Она приняла его заботу.)

Андрей: Устала?

Вера: Лучше бы их не было… Лучше бы войн вообще не было! Тогда и их не было бы. И никакие журавли не нужны были бы! Нужно разорвать эту цепь! Неужели людям слабо это понять?!

( Звучит мелодия песни «Журавли». Ребята стеной встают рядом с ней, она «поёт» песню «Журавли на  стихи Расула Гамзатова – звучит фонограмма группы «Серебро»)

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы! замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может это место для меня?

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле?

( Звучит метроном. Возможно, зал встанет в минуте молчания. Музыка микшируется. Свет на сцене приглушён. Ребята расходятся, готовясь ко сну. Владимир Петрович гасит костёр, но продолжает смотреть на него и вспоминает.)

Владимир Петрович: В душе Андрея слёзы Веры каким-то образом оставили неизгладимое впечатление. Он никогда не видел её такой уязвлённой и беспомощной. А тут при виде её слёз, у него внутри что-то перевернулось и вместо чувств ненависти и неприязни появилось, доселе неведомое для юного сердца чувство жалости и желания поддержать добрым и ласковым словом. С той самой минуты все мысли Андрея были заняты Верой. Ему не спалось.



                Картина шестая. « Тайна».

(В это время в палатке загорается фонарик, освещая лицо Андрея. Андрей толкает Валька в бок, светит ему в лицо фонариком. Тот недоволен, что прервали его сон.)

Валёк: Чего тебе, Волк?

Андрей: Слышь, Валёк, а что можно девчонкам подарить?

Валёк: Каким девчонкам?

Андрей: Да обыкновенным.

Валёк: Давай спать, Андрюх. Завтра поговорим.

Андрей: А всё-таки, что?

Валёк: На что они тебе дались, эти девчонки?

Андрей: Надо. Вот ты, что дарил своим девчонкам?

Валёк: По-разному. Шоколадку. Что ещё? Ну, духи дарил на 8 марта. (оживился) Ты это чего? Влюбился в кого?

Никита: Хорош галдеть!

Петька: О чём базар? Спать не даёте.

Валёк: По ходу наш Волк влюбился.

Никита: Из какого отряда? У приозёрских девчонка одна классная есть.

Петька: ( светит своим фонарём в лицо Андрея) Андрюха -  влюбился? Да брось ты? Не верю. Это правда?

Валёк: Конечно. А то стал бы он про подарки девчонкам расспрашивать.

Андрей: Да ну вас! (отворачивается).

Валёк: А если серьёзно?

Андрей: Не буду я тебе говорить. Трепач.

Валёк: (шёпотом) Да ладно, не обижайся, кто она?

Андрей: (тоже шёпотом) Верка.

Валентин: (вскрикнул от удивления) Верка? Ты что, спятил?!

Петька: Эта вонючка?

Андрей: А что тут такого?

Никита: Не ты ли ещё вчера люто ненавидел?

Валёк: Я тебя не понимаю!

Андрей: У меня всего-то тысяча рублей. Что можно на них купить, ума не приложу.

Валёк: Ты сначала с подарком определись.

Петька: Слушай, ну на что она тебе далась? Вон девчонок сколько! Лучше неё в сто раз. Мать -  алкашка и эта такая же будет.

Никита: Ты что ярмо вешаешь на человека? Родителей не выбирают!

Валёк: (подумав, чуть не вскрикнул) Слушайте, а давай мы ей платье на выпускной купим!

Андрей: Тихо ты, Валёк. Идея хорошая. Но ведь на платье у меня денег не хватит.

Валёк: У меня есть. Если что, могу одолжить. Конечно, на спиннинг копил. Ну, ради тебя не жалко.

Петька: А как платье купишь без примерки?

Никита: У приозёрских в отряде одна девушка почти, как она, можно её попросить примерить.

Петька: Да что ты заладил, у приозёрских в отряде, у приозёрских в отряде!

Андрей: Да тихо вы! Разбудите всех.

Валёк: А если она наш подарок не возьмёт? Тогда что?

Андрей: Надо сделать так, чтобы приняла.

Петька: А вы вообще когда-нибудь видели Верку в платье? Я – нет.

Никита: Её коронная одежда – джинсы: зимой и летом одним цветом.

Петька: Вряд ли платье станет носить.

Андрей: На выпускной в джинсах уж не придёт. Идея с платьем мне нравится.

Валёк: Значит платье?

Андрей: Решено, платье.

( Ребята выключают фонарики. Затемнение. Занавес закрывается. Звучит музыкальная заставка.)

                Картина седьмая. «Выпускной».

( В освещённом зрительном зале царит атмосфера праздника. Звучит музыка на школьную тему. По школьному радио делаются объявления и звучат поздравительные стихи. На авансцене корзины с цветами. У младших школьников  в руках букеты цветов для выпускников. Первый  ряд в зрительном зале ограничен красной лентой. Он приготовлен для выпускников школы. Ведущие Настя и Андрей, стоя перед сценой, взволновано повторяют слова. Татьяна Николаевна то поправляет их, то успокаивает младших, раздаёт всем шарики, которые надо надуть  Андрей нервничает, время от времени срывается с места, выбегает из зала. Он ждёт Веру.)

Настя: Волков, ты что глухой, не убегай, Тебя ждём. Начинаем. (Они поднимаются на сцену. Звучат фанфары. В зал торжественно входят выпускники и рассаживаются на первом ряду.) Добрый вечер, уважаемые гости, наши добрые учителя, и, конечно же, выпускники нашей любимой школы! (смотрит на Андрея).

Андрей: Мы начинаем наш долгожданный торжественный вечер выпускников! (Он расстроен. Не может говорить. Сбегает со сцены и направляется к выходу из зала.)

Татьяна Николаевна: (в дверях останавливает его) Андрей ты куда?

Андрей: (он отдаёт ей планшет со сценарием.) Я скоро.

(Занавес открывается. Звучит школьный вальс. На экране танцующие выпускники и учителя. Выпускники поднимаются на сцену парами, танцуют. Счастливый Андрей с Верой вбегают в зал. Он держит упирающуюся Веру за руку, она в голубом платье.
Татьяна Николаевна обнимает её, подбадривая, подталкивает её на сцену. Увидев, что на неё смотрят, идёт за Андреем, и они тоже вливаются в танец. Владимир Петрович приглашает на танец Татьяну Николаевну. Одна из выпускниц приглашает Антона Семёновича. Они тоже вливаются в вальс. Свет в зале гаснет. Постепенно микшируется звук, гаснет свет на сцене. Звучит музыкальная заставка.)

                Картина восьмая. «Новость».

(Андрей с фонариком забирается на «мост», то есть на авансцену – любимое место Веры. Осматривается. Ждёт. Вскоре тоже с фонариком появляется Вера. Он помогает ей подняться.)

Вера: Что ты здесь делаешь?

Андрей: Тебя жду.

Вера: Вот как? Откуда ты узнал, что я приду сюда?

Андрей: Просто знал. Это тебе. (Протянул букетик цветов.)

Вера: Цветы для Верки-вонючки? Хм. Благодарствую, прекрасный букет.

Андрей: Прости меня, Вера.

Вера: За что?

Андрей: Ну, за всё. За то, что обижал, обзывал…

Вера: Ерунда. Я привыкла к этому.

(Разговор не клеится. Вера сильно смущается. Где-то недалеко слышен шум мотоциклов. Стали слышны приближающиеся голоса.)

Никита: Ты уверен? По этому мосту давно уже никто не ходит.

Валёк: Уверен, уверен.

Андрей: Мы тут.

Валёк: Я же говорю.

Никита: Что вы тут прячетесь? Пошли в клуб. Там в честь выпускников дискотеку устроили. ( Слышен шум  машины.)

Петька: Ещё кто-то едет. ( Машина остановилась, осветила их фарами).

Владимир Петрович: (Из зала) А вот вы где! А у меня для вас новость. 
(поднимается на мост.)

Нашему поднятому солдату  вернули имя – установили личность бойца.

Ребята: Вот здорово. И что теперь? И кто он? Откуда он?

Владимир Петрович: Нас приглашают на его родину для торжественного перезахоронения героя. Ехать завтра. Есть желающие? (протянул к ребятам ладонь.)

Андрей: Я готов. (Положил ладонь на ладонь отца.)

Валёк: И я готов.

Никита: И я поеду.

Петька: Меня тоже возьмите.

Владимир Петрович: А ты Вера? С нами?

Вера: (задумчиво) «Журавли» возвращаются в строй?!

Ребята: (ответили хором) Да будет так!(После недолгого замешательства Вера всё-таки положила сверху свою ладонь.)

Вера: Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле?!

(Вера высвечивается лучом. Видно, как она медленно убирает руку, осматривает всех ребят и обращает лицо в зал. Из тишины начинают прослушиваться фрагмент мелодия "7-ой симфонии" Шостаковича с 18.43 мин до 20.12 мин. музыка усиливается. После сильной ударной ноты Вера зажимает уши руками. Музыка прекращается. Вера отрицательно качает головой, медленно отходит от ребят. И вдруг девочка не выдерживает эмоционального всплеска, судорожно снимает платье, отдаёт его Андрею и убегает через весь зал, качая головой! Владимир Петрович и ребята с пониманием смотрят ей вслед, оставаясь на сцене. Они постепенно друг за другом начинают маршировать. Свет на сцене гаснет. В темноте слышно, как они вливаются во включение массового марша. Стоп. В зале включается свет. Аплодисменты. Владимир Петрович жестом вызывает артистов на поклон.)
               
                Конец спектакля.

Голос: Так закончилась эта непростая история просто девочки, которая сказала "нет" войне! Да. Не женское и не детское это дело - война!
На основе рассказа « Журавли», поэтессы и писателя Марины Яковлевой, инсценировала и поставила спектакль «Платье к выпускному» режиссёр Раина Яковлева. А роли сыграли наши талантливые артисты.
(Объявляет действующих лиц и исполнителей).

               


Рецензии