Мини-эссе о поэзии и псевдопоэзии
Сегодня, дорогой читатель, мы разберемся с таким актуальным явлением, как «лексический метеоризм», в просторечии именуемым графоманией. Что это? Болезнь или способ коммуникации? Один роман – не графоман? Но давайте по порядку.
Для начала проанализируем данное явление с объективной точки зрения, то есть сам текст, а не его создателя. Однако, для качественного анализа необходимо копнуть глубже и определиться, ни много - ни мало, что есть поэзия в частности и искусство в целом. Будем исходить из того, что искусство это акт творения чего-то объективного и нового, в результате образного (и в этом отличие от науки) осмысления действительности. Нам интересна форма объективизации образов в виде структурного ритмичного текста, то есть поэзия.
Так вот, настоящий акт творения поэтического текста, как и любой другой формы искусства, есть диалектическое единство материального и идеального. Материальное, в нашем случае, это Язык, Слово, ритм, рифма и т.д. Идеальное же, это неопределяемое Нечто, которое могут уловить лишь чуткие души. Уловить, и словами-образами, как якорями, зацепить Идею и привести в наш бренный мир. Вдохновение, как раз и есть данное не всем, и на короткие промежутки времени особое чувство, состояние внемления «музыке высших сфер». Творец, поймав в этом состоянии Идею, начинает кропотливый материальный труд, и вот только на этом этапе применяются элементы построения текста. Итогом является Текст, оплодотворенный Идеей. Это то Чудо, когда, казалось бы, простой набор слов, странным образом откликается в душе, когда Текст несет намного больше чем его буквальный смысл. Нематериальный довесок. Это значит, что читатель уловил заарканенную Словом Идею. Это значит, Акт творчества удался. Это значит, что-то новое пришло в наш мир.
Так вот, возвращаясь к нашим «баранам», качественное отличие поэзии от графоманского текста можно описать одним единственным словом – «неоплодотворенность».
Графоманский текст может быть даже образцовым, с материальной точки зрения, рифма, слог и все дела. Но за буквами нет ничего, мертворожденное дитя. Текст ради текста. Хотя зачастую и с точки зрения правил построения текста все не очень благополучно, но это уже мелочи.
Кстати, есть иная крайность во всем этом, когда идеи настолько безумно совершенные, что творцу не хватает материальных инструментов их достаточно доступно остальным объективизировать, получаются эдакие вещи-в-себе, которые сходу крайне трудно воспринять. Получаются крайне абстрактные тексты. И тут происходит досадное явление мимикрии, когда графоманские тексты подражают таким вот вещам-в-себе. То есть копируется внешняя составляющая – поток химерических словосочетаний, в надежде спрятать за такими ухищрениями свою бесплодность. В этой ситуации поможет разобраться только личный опыт и чутье читателя. А на сегодня все. Надеюсь, я доступно раскрыл, дорогой читатель, тему?
В следующем выпуске, дорогой читатель, мы разберем субъективную составляющую графомании, то есть внутренние причины и движущие силы создания текста, проведем обзор таких понятий, как «Метафизическая мастурбация» и «Сила ботоническая», до встречи.
Свидетельство о публикации №119012706043