Гусеничный этюд в радужных цветах. ДТ75 и Т34

Нам - Мирного Неба над Головой и Победы на ВСЕХ Фронтах!

Вступление

Вот говорится, что не можно
Совместно впрячь коня и лань,
Но если очень осторожно,
То могут быть труды незря.
Но... вас на ферму не зову сегодня,
А постараюся елико можно
В одном стихе вам рассказать
Про "катерпиллерову" рать,
Да чтоб придать "запоминаемость" рассказу,
На помощь радуги возьму цвета.
С чего? Да, получилося семь глав,
Не призывать же дни недели, право.
"А кто герои?" - слышу уж вопрос:
Ответ: "ДТ-75 и Т-34". Готовы? Все на борт.

Красный - Пуск дизельного двигателя

Пускач - движочек сбоку, на бензине,
С ним шморголка, коль стартер спёрт.
Он прогревается. Вслед бендикс рычагом воткните
Во моховик, и двигатель, глядишь, взревёт.
Подкачка топлива и масла перед пуском.
Нажатье кнопки "Пуск" нам двигатель запустит.
Коль с стартера не запускается никак -
Есть с сжатым воздухом баллоны - два.
Уверен, понял уж, ты, мой читатель:
В начале трактор был, а после танк.
И дальше в главах буду сей держать
Порядок. А радуга их разукрасит...
И Радуге за мирные и ратные труды
Во завершении я посвящу стихи.

Оранжевый - Сцепление

Сцепленье главное. Педаль из пола справа.
Чтоб выключить - как водится: нажать.
При этом блокировка с передач так ж снята,
Кардану ж тормозок: "Харе себя вращать!"
И главный фрикцион нормально включен,
Чтоб выключить - педаль нажать, но тут то
Она находится по ходу слева, как в авто,
Кто на механике учён, тот в раз поймёт.
Сцепленье или фрикцион - их суть едина:
Связать в одно колёса и движок,
Разъединить ли их, когда наступит срок
Для измененья скоростных режимов.
Опять в начале я про трактор рассказал,
А после танк. Так ж общее для них обрисовал.

Жёлтый - Передачи

Рычаг переключенья передач - он слева.
Переключение возможно лишь тогда,
Когда сцепленье выключено прежде -
Иначе не "воткнуть" вам скорость никогда.
Кулиса - да, уж догадались, справа.
Она - такой ж рычаг с названьем странным.
Ещё есть рычажок короткий наверху -
Фиксаторного механизма привод тут.
Рычаг. Кулиса. В общем есть одно отличье:
Рычаг - он прямо из коробки передач торчит,
А от кулисы - тягам до коробки по корпусу идти.
Она ведь сзади: танку ж след быть ниже.
А так, он и она собой организуют выбор передач,
На коих иль плестись, нестись ли взад или вскачь.

Зелёный - Газ

Рычаг для управленья топлива подачей -
Да-да, педали нет во тракторе такой.
Наверх его - то минимум идёт из бака,
А вниз - то максимум, и двигатель ревёт.
Педаль со подкаблучником для управления подачей
Во двигатель солярки с баков всяких разных.
И связанный с педалью фиксируемый рычажок,
Чтобы в ручную регулировать солярки ток.
Скажу, открытьем для меня то стало,
Что нет педали в тракторе с названьем "газ".
Зато у танка в топливной системе собралАсь
Компания: педаль, рычаг, насос и два различных крана.
А цель всего одна у этих разных железяк -
Чтоб скорость регулировать в пределах передач.

Голубой - Плавный поворот

Есть планетарный механизм для поворота.
Два рычага для управления им меж ног.
Какой потянешь - тем ослабишь тормоз
На шкиве, и плавный поворот произойдёт.
Есть бортовые фрикционы, включены нормально.
Коль потянуть рычаг, то муфта его плавно
Отключит соответсвующий с них, и будет поворот.
Уж догадалися, что вдоль боков те рычаги тянул мехвод.
Две совершенно разные системы эти:
Коль шкив отпущен - водило начинает "пустой" бег.
А выключен раз фрикцион - вращающий момент
Перестаёт идти ко колесу ведущему при этом.
Но суть одна - ведущие колёса вращаются как б сами по себе.
Так, к слову: у трактора  с "зубами", а у танка - нет.

Синий - Крутой поворот. Разворот на месте

Педали остановочного тормоза: все - рычагов левее.
Какую надо - нажимай, и лента тормозная тут ж
Чрез шкив застопорит вращенье колеса, при этом
Вся гусеница прекратит движенье уж.
Есть ленточные тормоза подобные, но их работа
Начнётся, если упомянутые рычаги мехводу
Тянуть до самого конца во направлении кормы.
В итоге колесо и гусеница выполнят "приказ": "Замри!"
Различий нет принципиальных в этой части.
Единственно, то надо во внимание принимать,
Что после поворота в танке должно возвращать
Рычаг вперёд, иначе фрикцион развалится на части.
Как раз умелое использование этих тормозов
И позволяет исполнять "балет", который зрителей лишает слов.

Фиолетовый - Тормоз

Нет в тракторе педали под названьем "тормоз".
А почему? А потому - хаха! что нет педали "газ".
Дак как ж? Сцепленье главное нажать, вслед - обе
Педали "поворотные", коробку - на "нейтраль".
А в танке ж рядом с "подкаблучным" "газом"
Педаль есть тормоза - не жать чтоб обе разом.
С педали тяга к знакомым лентам тормозным идёт.
Её нажатием притормаживает танк мехвод.
Но слышу уж вопрос, совсем скажу, непраздный:
"А где ж "ручник" и шесть его щелчков?"
"Ножник" у них! Со "автоматом" принцип схож.
Педали те же, фиксации лишь способ разный:
У трактора: на правой - зубчики, фиксатор на полу.
У танка: на педали "крюк", а зубчики - вверху.

*
На этом, как вы поняли, я завершу рассказку.
Вопрос, быть может, появился: "Почему
Про эти две машины?" Отвечу без утайки:
"ДТ - он самый массовый, а Т - и массовый, и выиграл войну".
Ещё вопрос быть может вас тревожит:
"А почему лишь двигатель и ходовая? Много
Ещё чего есть в тракторе и танке!" - Да.
Но это "много" разное у них, а во стихе сём я
Представил то, что в целом общее для этих
Двух механизмов. В остальном ж они
Для разной жизни, скажем, "рождены".
Один для мирной, а другой в соседстве с смертью.
В обоих случаях благодарю я всех, кто их создал,
И всех, на них работал кто, и всех, кто воевал.

-
Ну, а теперь про Радугу отдельно,
Но всё ж со темою в связи,
Чтоб в памяти остались непременно
Хотя б стиха сего цветастые штрихи.
Так, "Красный" - Пуск - Огонь - Начало!
"Оранжевый" - Сцепление - Пора настала!
Вслед "Жёлтый" - Скорость - Нету силы ждать!
"Зелёный" - Газ - Вперёд - Уже не удержать!
Коль "Голубой" - Нерезкий поворот, бишь плавный.
А "Синий" - Разворот - Вираж крутой.
Раз "Фиолетовый" - Машина, стой!
Осталось ТТХ представить. Среди главных:
Вес, мощность, скорость, габарит -
В табличке снизу. Всё. Спасибо, что прочли.

P.S.

На Радугу, коль непредвзято посмотреть, она слегка
Напоминает изогнутую гусеничку*-разноцветные бока))
 
---------------------------------------------------------
ДТ-75 ! 6 т    ! 90 л/с   ! 12 км/ч  ! 3,5х1,9х2,6 м - почти под потолок стандартной квартиры
----------------------------------------------------------
Т-34    ! 30 т ! 500 л/с ! 55 км/ч ! 6х3х2,4 м - чуть ниже
----------------------------------------------------------
--
* - гусеница = caterpillar


Рецензии