Лимонный вор в эффекте

 В начале января 1995 года, когда практически во всём мире царил мирный рождественский настрой, некто  МакАртур Уиллер средь бела дня решил грабануть пару банков Питтсбурга, в Пенсильвании. Преступник был столь смел, что даже не стал маскироваться. Он открыто смотрел в глаза видеокамер и нахально улыбался. Когда же полиция всё-таки арестовала его, тот буквально рухнул: "Я же намазался соком!". Он был совершенно уверен, что его никто не видит. Мысль о том, что он станет невидим для объективов, если намажется лимонным соком, подсказали ему друзья. Уиллер, впрочем, до грабежа решил таки проверить, как это действует. Намазав глаза и лицо свежевыжатым лимонным соком, он сделал фото с помощью Поляроида и с удовольствием обнаружил, точнее, не обнаружил себя на снимках. Эврика! - решил преступник и пошёл на дело. Детектив предложил не менее трёх вариантов, почему была снята шапка-невидимка: он мог плохо настроить камеру, либо плёнка была негодной, ракурс мог быть повёрнут не в ту сторону...
 Недаром говорят, что на воре шапка горит. Не все, однако, это видят. То, что для одних является абсолютной глупостью и чушью, для такого немудрёного бадяги — верная истина. Уиллер был уверен на все сто, что модель сработает. Случай с лимонным вором стал поводом для исследователей Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера для более глубокого изучения этого феномена. Учёные выяснили следующее: между настоящими способностями и собственной оценкой существует разница. Те, кто имеет наиболее низкий уровень квалификации,  зачастую делая ошибочные выводы, и решения принимают неверные; они к тому же не способны понять свою неправоту вследствие низкого уровня компетентности. Изменение собственной оценки своих реальных способностей и уровня знаний на определённом этапе развития у таких людей всё же возможно, но только в случае значительного повышения уровня квалификации.
 
  Таким образом, подытожили Даннинг с Крюгером: люди низкой квалификации оценивают себя выше; люди с более высокой компетентностью, наоборот, склонны преуменьшать свои заслуги. Этот эффект когнитивного искажения принято называть эффектом Даннинга - Крюгера в честь исследователей, которые первыми обнаружили и изучили его на примерах студентов психфака Корнелльского университета.

Тема в сети: Larry Dossey MD

23 августа 2016 года
12:26 МСК


Рецензии