Воронеж. День 2, часть 3
Напротив почтампа находится большое здание, перестроенное из бывшего Воронежского духовного училища – нынешний «красный корпус ВГУ», где размещена университетская Научная библиотека. Рядом с ним располагается небольшая зеленая зона с первым памятником А. Платонову в России, за ним высятся Дом губернатора и комплекс Присутственных мест (к сожалению, в объектив они не попали), плавно перетекающие в громаду сталинского классицизма – Южное отделение РЖД. Честно говоря, первоначально приняла ее за какое-то правительственное учреждение на манер мэрии. Здание с трех сторон огибают парковые зоны: по правую руку находится Петровский сквер, впереди слепит золотыми куполами меж кленами и каштанами Благовещенский собор, по левую руку и в некотором отдалении раскинулся парк Орленок (но его я посещу лишь в предпоследний день в Воронеже). Говорят, Южное отделение жутко не понравилось Хрущеву, в следствие чего создатель его (а заодно и половины воронежских послевоенных зданий) Троицкий лишился поста главного городского архитектора, а Никита Сергеевич утвердил знаменитое постановление о борьбе с архитектурными излишествами и благословил застройку городов характерными унылыми «хрущобами». Однако сама по себе штаб-квартира РЖД считается одной из главных архитектурных достопримечательностей Воронежа.
Петровский сквер – место любопытное. Задумывался он как культурный центр в честь Петра Великого и был торжественно открыт 30 августа 1800 г. Поглазеть на первый в городе памятник собралась вся почтеннейшая публика. Как гласит табличка у входа в сквер, «в полдень над рекой прокатился салют – сто один пушечный выстрел. С монумента сползло покрывало. Духовой оркестр грянул марш. Во второй половине дня в театре бесплатно давался спектакль «Дедушка русского флота».
Начиная с XIX в. здесь постоянно что-то благоустраивалось: разбивались новые аллеи, пересаживались деревья, ставилась и снималась ограда. В 1872 г. статую обнесли кованной решеткой, в 1912 г. решетку убрали. К приезду царского семейства в декабре 1914 г. в Воронеж в сквере соорудили гигантскую триумфальную арку. К слову, подобные ей конструкции строили и после революции, встречая ими тех или иных полководцев и деятелей.
Памятник Петру простоял вплоть до 1942 г., когда немцы захватили правобережье Воронежа. От бомбежек пострадали почти все здания города, но царь оставался невредимым и лишь при отступлении фашистов покинул свой пьедестал, отправившись на переплавку в «третий рейх» (как и скульптура Ленина с одноименной площади). Статую восстановили только в ноябре 1956 г., слегка изменив детали. В частности, Петр был изображен более молодым. В остальном московский скульптор Н.П. Гаврилов оставил памятник прежним.
В 1985 г. древний сквер пережил еще одно «бедствие» – реконструкцию. Был демонтирован якорь, стоящий у подножия статуи, и перенесен в сторону, откуда и вовсе вскоре исчез. В 2006 г. последовала новая генеральная реконструкция, на этот раз на средства строительной компании «Росинстрой», и сквер приобрел современные очертания. Асфальтированные дорожки заменили на сине-белую плитку, разбили новые газоны и клумбы, реставрировали фонтан и пушки. В сквере появились солнечные часы, стилизованные под Петровскую эпоху фонари, лавочки и урны. Все это благолепие было открыто 9 сентября 2006 г.
В 2009 г. памятник Петру Великому победил в общегородском голосовании по выбору символа Воронежа, поэтому сейчас это самое растиражированное изображение на сувенирах и рекламных плакатах города.
Дальше по проспекту в роще стоит величественный белокаменный Благовещенский собор – главный храм Воронежа. Его также можно часто повстречать на открытках, магнитиках и кружках. Любопытное наблюдение: на территории многих воронежских храмов обязательно находится детская площадка с песочницей, горкой или качельками, чтобы детвора, посещающая церковь с родителями или бабушками, не буянила на службе. В Беларуси я пока таких новшеств не видела. Возле собора воздвигнут любопытный памятник местному святому-покровителю города – Митрофану Воронежскому. Здесь же, в рощице, оказывается, установлены мемориальные плиты ликвидаторам Чернобыльской катастрофы, детям-узникам фашистских концлагерей, а также воинам Воронежской стрелкового полка, но я их, к сожалению, не обнаружила.
Вдоволь полюбовавшись на храм, я покинула проспект и свернула на ул. Стеньки Разина. И, пожевывая купленную в подвернувшейся пекарне булочку с творогом, спустилась по крутому склону до Арсенала – филиала Краеведческого музея, где расположены раритеты времен первой и второй Отечественных войн и прочая военная атрибутика. К сожалению, здание и прилегающая к нему площадь с пушками были плотно запрятаны в строительные леса и пленку, так что ничего путного рассмотреть не удалось. Поэтому будучи привлеченной красивыми старинными зданиями на противоположной стороне, я покинула многополоску Стеньки Разина и перешла на тихую улочку Цурюпы.
Цурюпинская архитектура, да и вообще атмосфера, царящая на улице, произвела на меня неизгладимое впечатление. Удивительное место, где старинные деревянные домишки соседствуют со сверкающими стеклопакетами новостройками, очаровательные кирпичные здания подпирают ветхие избушки, кажется, еще допетровских времен, а дорога под ногами дыбится и колдобится на многочисленных пригорках, которые даже городу со всей его цивилизацией не удалось загладить. Улочка очень узкая, с односторонним движением, да двумя машинами там и не разъехаться, поэтому чуднО, как по ней проезжает тяжелая военная техника к управлению Росгвардии. А еще на ней удивительно уютно, словно какой-то волшебник перенес в прошлое и ты за ручку с мамой гуляешь по Минску.
С угла Цурюпина и улочки Красненькая открываетсясразу два ошеломительных вида – на Аксено-Алексеев женский монастырь и набережную Массалитинова. Увлекшись рассматриванием архитектуры и откровенно блаженствуя, полностью доверившись внутреннему чутью, я и оказалась в Рыбачьем поселке.
Воронеж. 17.09.2018
Свидетельство о публикации №119012509722