Воронеж. День 2, часть 2
На противоположной стороне памятника Биму находится отель «Бристоль». Помните, я кратко упоминала о нем в очерке, посвященном посещению краеведческого музея? Внешне здание почти не изменилось с момента возведения, хотя вокруг него разгорались нешуточные войны – как в прямом, так и в переносном смыслах. Построили его в начале ХХ в. в стиле модерн по американским технологиям, с широкими панорамными окнами и первым в Воронеже грузовым лифтом. Вскоре в отеле появился одноименный ресторан, место приобрело весьма приличную популярность. И все бы хорошо, но грянула Гражданская война. Здание экспроприировал Реввоенсовет, здесь же размещались штабы кубанского кавалерийского полка и стрелковой дивизии. В это время здесь частенько бывал Аркадий Гайдар, один из моих самых любимых детских писателей.
Гостиницу носило по рукам годов до 1930-х, затем короткая передышка-возвращение к прежнему статусу постоялого дома. И вновь ненадолго. В период Великой Отечественной войны здесь жили «работники пера»: писатели, журналисты и прочая пишущая публика. В послевоенные годы власти порывались придать зданию более «идеологически верный» облик, но за неимением финансов на перестройку и горячим сопротивлением архитектора Г.В. Здебчинского «Бристоль» сохранился первозданном виде.
Примерно через 300 метров от бывшей гостиницы по стороне Белого Бима разбит прекрасный сквер Дома офицеров или, как его еще называют, сквер Пятницкого. Одноименный памятник авторства Дукиных (семейство воронежских скульпторов) представляет собой скромный бюст хормейстера, слева от которого в некотором отдалении лежат баян и балалайка. Довольно неожиданная композиция – создается впечатление, что это отдельное произведение.
Справа за Пятницким располагается красная громада бывшего Дома офицеров, перестроенного в 1930-е гг. из Мариинской женской гимназии. В 2010 г. Министерство обороны передало его городу под обитель звонкоголосых муз – Молодежный театр, хотя злые языки поговаривают, что ныне обширные залы больше пустуют, чем используются по назначению.
Проспект Революции, кстати, аборигены называют его Бродвеем, пестрит множеством мемориальных табличек. Например, одна из них, установленная на монтажно-строительном техникуме напротив Дома офицеров повествует, что ранее на этом месте находилась духовная семинария, в которой помимо прочих церковных деятелей (дли-и-инный список) учился (правда, так и не окончил из-за банкротства) поэт Иван Никитин. Тот самый, между прочим, на чьи стихи написано более 60 романсов, в том числе и «Ухарь-купец» (хотя народ изменил очень изменил оригинал), и чьим именем назван Литературный музей из прошлой части (http://www.stihi.ru/2019/01/25/9605).
За техникумом находится еще один сквер – Помяловского. Фонтан, широкие аллеи, тонущая в зелени таинственная лестница на нижний «ярус» – бульвар Помяловского. Укромный романтический уголок – наверно, по вечерам тут много влюбленных. К сожалению, эту часть города я оставила без должного внимания. Думала, что посещу в следующий раз, а выходит, что только в следующий приезд.
Сквер перетекает в площадь Победы – крупнейший мемориал, посвященный защитникам Воронежа, сражавшимся за город в 1942–1943 гг. Даже если коснуться тех событий максимально контурно, фактаж впечатляет. Немцы подобрались к Воронежу летом 1942 г., оккупировав правобережье, однако дальше продвинуться захватчикам не дали. Оборонительный фронт был создан уже 7 июля того же года, а 25 января 1943 г., спустя 212 дней ожесточенных боев, город был полностью освобожден. Всего здесь было уничтожено порядка 30 дивизий врага и взято в плен более 75 тыс. немцев.
Мемориал был открыт 9 мая 1975 г. и состоит из двух частей: скульптурной композиции и Вечного огня в одном конце и 40-метровой стелы с орденом Отечественной войныI степени, которым награжден город, – в другом. Интересный факт: орденом-то награжден, а вот звания город-герой Воронежу не дали. Возможно, это было вызвано резней мадьяр, которые своими действиями «заслужили» в Советской армии негласный приказ: «В плен не брать!».
Слева от стелы на всю длину площади тянется стена с плитами из красного гранита, на которых перечислены названия частей и подразделений, защищавших город. Завершением ей служит здоровенная металлическая карта развернувшегося здесь театра боевых действий.
Скульптурная композиция состоит из 12 фигур, представляющих каждый род войск, народных ополченцев, партизан и тыловиков, стоящих плечом к плечу. Тут и офицер, и санитарка, и летчик, и моряк, и танкист, и комсомолка, и женщина с ребенком, рабочий со знаменем, и колхозница, и др. Символическое единство отданных усилий. Визуально памятник напоминает стяг, что еще больше подчеркивает его монументальность и величие. Думаю, авторы (скульптор Ф. Сушков и архитекторы Н. Гуненков и П. Даниленко) этого и добивались.
По атмосфере площадь Победы очень светлое место, спокойное, в нем легко дышится, что довольно-таки нетипично для подобных мемориалов. А еще здесь как нигде ощущается присутствие Защитников города, которые с доброй отеческой улыбкой взирают на потомков. Уходить не хочется. Недаром это одно из излюбленных мест аборигенов.
Спиной к площади стоят два здания: Главпочтамт и нежно-голубая бывшая гостиница Шванвича, известная в городе как «дом со львами (масками)» (если верить мемориальной табличке, здесь останавливался на ночлег русский драматург Островский). Между ними установлен еще один очень интересный памятник Великой Отечественной войны – Фронтовой почтальон. К сожалению, фотография вышла не очень, поэтому я его немного опишу.
Скульптура по сути двойная: одна часть изображает собственно почтальона – статного солдата в гимнастерке, с автоматом за спиной и зажатой подмышкой сумкой, набитой корреспонденцией. В правой руке он держит несколько «треугольничков»-писем, в левой целую их связку. Лицо выражает мужество и ответственность за такую важную работу – осуществление бесперебойной связи между фронтом и тылом, подразделениями и командованием советских войск, солдатами и их родными.
Московский скульптор Алексей Игнатьев постарался передать памятнику реальные черты прототипа – ефрейтора Ивана Леоньтьева, под шквальным огнем противника доставлявшего письма и посылки на боевые позиции Воронежского фронта. В частности, известен такой случай из его биографии: во время боя за станцию «Балакея» Леоньтьев был обстрелян немецкими автоматчиками, но все равно принес почту на передовую. В мае 1943 г. за проявленную смелость он был награжден медалью «За боевые заслуги», а в январе 1944 г. его не стало.
Справки ради. За всю войну сотрудники почты доставили более 9 млрд писем и 20 млн посылок. Общий вес груза, который приходилось переносить фронтовому почтальону, почти равнялся весу пулемета. Но стоит ли говорить, что такое весточка от родных для бойца? Стимул жить, бороться, беспощадно мстить и побеждать, даже ценой собственной жизни. Не жалели себя и почтальоны, доставляя корреспонденцию в самые горячие точки Великой Отечественной войны. При этом зачастую они также принимали участие в боях.
Вторая часть скульптуры – стопка увеличенных в размере писем со штампом и надписью на верхнем «треугольнике»: «С благодарностью от потомков фронтовому почтальону. Воронеж. Военно-полевая почта 1945–2015».
На данный момент Фронтовой почтальон – единственный в России памятник работникам почты, их отваге, важности и нужности.
Воронеж.17.09.2018
Свидетельство о публикации №119012509682