Рождение ВДВ
Но решение все-таки было найдено. Первым парашютистом в истории России стал военный летчик, комбриг Леонид Григорьевич Минов. Для этого ему пришлось покинуть родные края и уехать на стажировку в США (Буффало), где он и совершил исторический прыжок. А после и второй, заняв третье место в Калифорнийских соревнованиях на точность приземления. Американский опыт автоматически сделал Минова первым советским инструктором парашютного дела. Для пропаганды последнего командование и послало его в Воронежскую 53-ю эскадрилью тяжелых бомбардировщиков.
Показательные выступления новоиспеченного инструктора были назначены на 26 июля 1930 г. Старенькие Фарманы готовы были поднять в воздух первую партию отважных, но летчики не спешили присоединиться. Недоверие пока перевешивало авторитет Минова. Да и легко ли шагнуть из надежного нутра в многометровую пустоту, надеясь лишь на уложенный в рюкзак кусок полотнища? Сам Леонид Григорьевич, кстати, из-за высокого роста вынужден был совершить свой первый прыжок с крыла самолета. Причем и взлетал, стоя на нем. На психику неопытных летунов это действовало убийственно. Но один доброволец все-таки нашелся – Яков Мошковский. Едва узнав о приезде пионера парашютизма в часть, выходец из белорусского города Пинск тут же записался в кандидаты на прыжок. Правда, шаг за грань дался ему не сразу: «Уже пора прыгать. Пора! Но он по-прежнему стоит в дверях, видимо, не решаясь броситься вниз. Еще секунда, вторая. Наконец-то! Над падающим человеком взметнулся белый шлейф и тут же превратился в тугой купол парашюта» (по воспоминаниям Минова). Впечатленные успехом товарищей к парашютам потянулись и другие летчики. Всего в тот день прыгнуло пять человек, в том числе командир эскадрильи А. Стоилов с помощником К. Затонским. А еще через три дня в парашютном кружке при части числилось уже 30 человек!
Успехи воронежских летчиков пришлись по вкусу и начальству, поставившему перед Миновым новую интересную задачу – подготовить парашютный десант для осуществления диверсии на условно вражеской территории. Инструктор взялся за работу с большой охотой. И вскоре были отобраны десять бойцов, подготовлено снаряжение, рассчитано время выполнения операции, высота прыжков и сброса груза. Войсковые учения были запланированы на начало августа.
И вот наконец 2 августа 1930 г. Ровно в 9 часов утра с аэродрома поднялся Фарман «Голиаф», несущий на борту первую партию диверсантов в 6 человек (большее количество не позволяла конструкция самолета). «Площадка приземления – это свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров. Она примыкала к небольшому хутору. Одну из построек, расположенную на окраине хутора, наметили в качестве ориентира для сбора парашютистов после приземления и исходного пункта для начала боевых действий десанта в тылу «противника». – "Приготовиться!" – стараясь перекричать гул моторов, скомандовал я. Ребята тут же поднялись и встали друг за другом, сжимая в правой руке вытяжное кольцо. Лица напряжены, сосредоточены. Как только пересекли площадку, дал команду: "Пошел!"... – бойцы буквально высыпали из самолета, я нырнул последним и тут же дернул кольцо. Посчитал — все купола раскрылись нормально. Приземлились мы почти в центре площадки, недалеко друг от друга. Бойцы, быстро собрав парашюты, подбежали ко мне. Тем временем над головами прошло звено Р-1 и на краю хутора сбросило шесть парашютов с оружием. Мы кинулись туда, распаковали мешки, достали пулеметы, патроны. И вот уже в небе вновь появился наш «Фарман» со второй группой. Как и было запланировано, группа Мошковского покинула самолет на высоте 500 метров. Приземлились они рядом с нами. Понадобилось всего несколько минут, и 12 десантников, вооруженные двумя ручными пулеметами, винтовками, револьверами и гранатами, были в полной готовности к боевым действиям...».
Так впервые в мире произошло парашютное десантирование группы диверсантов с четким боевым заданием. Хотя официально новый род войск еще не существовал, фактически вопрос был решен. Так что 2 августа – не только День ВДВ, но и любых парашютистов.
Кстати, изначально военный опыт парашютирования получил распространение среди мирного населения СССР. Совершить хотя бы один прыжок было очень почетно не только для военных, но и комсомольцев. Даже 48-летний маршал Советского Союза Буденный не отказал себе в удовольствии сродниться с небом. Парашютный спорт стал массовым. В 1934 г. по нему появилось официальное звание мастера. Первыми удостоверения получили, конечно, Минов и Мошковский.
За выполнение прыжков выдавали красивые значки с парашютным куполом. Считается, что самая первая партия из них в 100 шт. была изготовлена в одной из ленинградских мастерских из серебра. По другой версии, серебряными были только 10, а остальные были медными знаков, имевших нумерацию штихелем на реверсе. Изначально знаки носились выше левого нагрудного кармана, однако в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР № 240 от 21 июня 1943 «Парашютист» образца 1931 г., как и все прочие нагрудные знаки, «переместился» на правую сторону кителя, левее или ниже государственных наград и знака «Гвардия». При этом частенько значок носили на самодельной подкладке из металла, целлулоида или ткани. Значок существует и сейчас, но, на мой взгляд, проигрывает по дизайну своему предшественнику.
В 2010 г. в Воронеже при поддержке местного "Союза десантников" был установлен памятник "Воронеж – родина ВДВ". Воинственного при этом в нем мало: скульптурная композиция изображает мальчугана и летчика в военной форме 30-х гг. с парашютной сумкой на животе, сверху которых прикрывает блестящий купол парашюта.
Минск.23.01.2019
Воспоминания Минова:
Свидетельство о публикации №119012505657