За флажки
В конце 1977 года – начале 1978 года Владимир Высоцкий возвращается к теме волков и пишет продолжение «Охоты на волков» - «КОНЕЦ ОХОТЫ НА ВОЛКОВ ИЛИ ОХОТА С ВЕРТОЛЁТОВ»:
«Словно бритва, рассвет полоснул по глазам,
Отворились курки, как волшебный сезам,
Появились стрелки, на помине легки, -
И взлетели стрекозы с протухшей реки,
И потеха пошла в две руки, в две руки.
Вы легли на живот и убрали клыки.
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
Чуял волчие ямы подушками лап;
Тот, кого даже пуля догнать не смогла б, -
Тоже в страхе взопрел и прилёг – и ослаб.
Чтобы жизнь улыбнулась волкам – не слыхал, -
Зря мы любим её, однолюбы.
Вот у смерти – красивый широкий оскал
И здоровые, крепкие зубы...»
Явственно звучит мотив тревоги за своих сородичей, соплеменников – им не суждено было в те годы вырваться из рук озверевших «стрелков» и уйти от погони. Собственное спасение кажется не таким важным, как спасение всей стаи. Он ощущает своё бессилие и невозможность спасти всех «своих». Может быть стать «неволками»? Превратиться в «псов», «собак»? Нет, это не выход! Но его, вожака, сородичи всё равно, меняют облик, превращаясь в псов?..
«..Улыбнёмся же волчьей ухмылкой врагу –
Псам ещё не намылены холки!
Но – на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!
Мы ползли, по собачьи хвосты подобрав,
К небесам удивлённые морды задрав:
Либо с неба возмездье на нас пролилось,
Либо света конец – и в мозгах – перекос...
Только били нас в рост из железных стрекоз.
Кровью вымокли мы под свинцовым дождём –
И смирились, решив: всё равно не уйдём!
Животами горячими плавили снег.
Эту бойню затеял не бог – человек:
Улетающим – влёт, убегающим – в бег...
Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,
В равной сваре – за нами удача.
Волки мы – хороша наша волчая жизнь,
Вы собаки – и смерть вам собачья!
Улыбнёмся же волчьей ухмылкой врагу,
Чтобы в корне пресечь кривотолки.
Но – на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!..»
Волки знают, что «Эту бойню затеял не бог – человек». Псы, которые «вяжутся к стае» окружили волков...
Вожаку, ощущающему своё бессилие, в песне своей остаётся только призывать к душам волков, расписавшихся на снегу, что «они – не волки»:
«...К лесу – там хоть немногих из вас сберегу!
К лесу, волки, - труднее убить на бегу!
Уносите же ноги, спасайте щенков!
Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
И скликаю заблудшие души волков.
Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу!
Отказали глаза, притупилось чутьё...
Где вы, волки, былое лесное зверьё,
Где же ты, желтоглазое племя моё??!
Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчьих не знавшие кличей.
Это – псы, отдалённая наша родня,
Мы их раньше считали добычей.
Улыбаюсь я волчьей ухмылкой врагу,
Обнажаю гнилые осколки.
Но – на татуированном кровью снегу
Тает роспись: мы больше не волки!»
В последних двух строках песни Владимира Высоцкого сохраняется НАДЕЖДА: ведь роспись «волки – не волки» - ТАЕТ!!!
Значит, «волчая» жизнь волков может продолжиться? Тогда волки, начавшие превращаться в свою отдалённую родню (собак), могут повернуть ход событий на татуированном кровью снегу!
Ведь Волк — это высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности? Волк и символ бесстрашия, так как в любой схватке волк борется до победы или до смерти? И протест Волка может выйти за пределы шутовства и скоморошества в область общественного протеста – за флажковые рамки существующих устоев и миропорядка?! Волк и символ чистоты, ведь Волк не подбирает падаль!? Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье, ведь Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат? Волк — символ справедливости и честолюбия, так как в обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого?
Смогут ли волки преодолеть не только препятствия во Внешнем мире, но и преодолеть флажки «внутри себя» - у себя в душе»?!
И тогда наступит Время Новых Волков, не знающих и не боящихся любых преград, красных флажков и выстрелов стрелков-егерей? Волков, умеющих «уйти, преодолеть флажки- преграды?
Не в этом ли основная идея этого цикла стихотворений Владимира Высоцкого о волках, об охоте на волков и о конце этой охоты?
Действительно, в своих набросках «Где вы Волки»* года к стихотворению «Конец охоты на волков или охота с вертолётов», сделанных поэтом в 1977 году, можно прочесть:
«...Спят и дышат стрелки, на помине легки,
От которых хлебнули сполна мы,
Мы – не те, МЫ УМЕЕМ УЙТИ ЗА ФЛАЖКИ,
Чуем издали волчие ямы.
Я несу под лопаткою смерть, не бегу,
Те, кто жив, разбрелись втихомолку,
И на татуированном кровью снегу
Тяжело одинокому волку...»
И вот ещё несколько строчек из вариантов набросков Высоцкого 1977 года к стихотворению «Конец охоты на волков»:
«Будут завтра потери у них велики!
И вожак я не с волчьей судьбою,
Я БЫЛ ПЕРВЫМ, КОТОРЫЙ УШЁЛ ЗА ФЛАЖКИ
И всю стаю увёл за собою...»
Однако эти строки не остались в основном варианте текста песни ««Конец охоты на волков или охота с вертолётов». Почему?
Очевидно, что такое решение – авторский выбор Владимира Высоцкого!
* - наброски 1977 года «Где вы Волки» -см. «Владимир Высоцкий. Собрание сочинений в 7 томах», Изд. Б.Б.Е. Вельтон, 1994 г., том 5, стр. 533-535
** - Иллюстрация своя – картина «ЗА ФЛАЖКИ» (авт. В.Таиров) - холст, масло, размер 50х70 см.
***- Другая своя иллюстрация к песням Высоцкого о волках (графика) представлена в работе «Высоцкий, волки и флажки» http://www.stihi.ru/2015/06/13/6237
Свидетельство о публикации №119012502450