За флажки

***«За флажки» - иллюстрация к песне Высоцкого «Конец охоты на волков»

В конце 1977 года – начале 1978 года Владимир Высоцкий возвращается к теме волков и пишет продолжение «Охоты на волков» - «КОНЕЦ ОХОТЫ НА ВОЛКОВ ИЛИ ОХОТА С ВЕРТОЛЁТОВ»:

 «Словно бритва, рассвет полоснул по глазам,
 Отворились курки, как волшебный сезам,
 Появились стрелки, на помине легки, -
 И взлетели стрекозы с протухшей реки,
 И потеха пошла в две руки, в две руки.

 Вы легли на живот и убрали клыки.
 Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
 Чуял волчие ямы подушками лап;
 Тот, кого даже пуля догнать не смогла б, -
 Тоже в страхе взопрел и прилёг – и ослаб.

 Чтобы жизнь улыбнулась волкам – не слыхал, -
 Зря мы любим её, однолюбы.
 Вот у смерти – красивый широкий оскал
 И здоровые, крепкие зубы...»

 Явственно звучит мотив тревоги за своих сородичей, соплеменников – им не суждено было в те годы вырваться из рук озверевших «стрелков» и уйти от погони. Собственное спасение кажется не таким важным, как спасение всей стаи. Он ощущает своё бессилие и невозможность спасти всех «своих». Может быть стать «неволками»? Превратиться в «псов», «собак»? Нет, это не выход! Но его, вожака, сородичи всё равно, меняют облик, превращаясь в псов?..
  «..Улыбнёмся же волчьей ухмылкой врагу –
 Псам ещё не намылены холки!
 Но – на татуированном кровью снегу
 Наша роспись: мы больше не волки!

 Мы ползли, по собачьи хвосты подобрав,
 К небесам удивлённые морды задрав:
 Либо с неба возмездье на нас пролилось,
 Либо света конец – и в мозгах – перекос...
 Только били нас в рост из железных стрекоз.

 Кровью вымокли мы под свинцовым дождём –
 И смирились, решив: всё равно не уйдём!
 Животами горячими плавили снег.
 Эту бойню затеял не бог – человек:
 Улетающим – влёт, убегающим – в бег...

 Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,
 В равной сваре – за нами удача.
 Волки мы – хороша наша волчая жизнь,
 Вы собаки – и смерть вам собачья!

 Улыбнёмся же волчьей ухмылкой врагу,
 Чтобы в корне пресечь кривотолки.
 Но – на татуированном кровью снегу
 Наша роспись: мы больше не волки!..»

 Волки знают, что «Эту бойню затеял не бог – человек». Псы, которые «вяжутся к стае» окружили волков...
 Вожаку, ощущающему своё бессилие, в песне своей остаётся только призывать к душам волков, расписавшихся на снегу, что «они – не волки»:
 
 «...К лесу – там хоть немногих из вас сберегу!
 К лесу, волки, - труднее убить на бегу!
 Уносите же ноги, спасайте щенков!
 Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
 И скликаю заблудшие души волков.

 Те, кто жив, затаились на том берегу.
 Что могу я один? Ничего не могу!
 Отказали глаза, притупилось чутьё...
 Где вы, волки, былое лесное зверьё,
 Где же ты, желтоглазое племя моё??!
 Я живу, но теперь окружают меня
 Звери, волчьих не знавшие кличей.
 Это – псы, отдалённая наша родня,
 Мы их раньше считали добычей.
 Улыбаюсь я волчьей ухмылкой врагу,
 Обнажаю гнилые осколки.
 Но – на татуированном кровью снегу
 Тает роспись: мы больше не волки!»

 В последних двух строках песни  Владимира Высоцкого сохраняется НАДЕЖДА: ведь роспись  «волки – не волки» - ТАЕТ!!!
 Значит, «волчая» жизнь волков может продолжиться? Тогда волки, начавшие превращаться в свою отдалённую родню (собак), могут повернуть ход событий на татуированном кровью снегу!
 Ведь Волк — это высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности? Волк и символ бесстрашия, так как в любой схватке волк борется до победы или до смерти? И протест Волка может выйти за пределы шутовства и скоморошества в область общественного протеста – за флажковые рамки существующих устоев и миропорядка?! Волк и символ чистоты, ведь Волк не подбирает падаль!? Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье, ведь Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат? Волк — символ справедливости и честолюбия, так как в обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого?

 Смогут ли волки преодолеть не только препятствия во Внешнем мире, но и преодолеть флажки «внутри себя» - у себя в душе»?!
 И тогда наступит Время Новых Волков, не знающих и не боящихся любых преград, красных флажков и выстрелов стрелков-егерей? Волков, умеющих «уйти, преодолеть флажки- преграды?
 Не в этом ли основная идея этого цикла стихотворений Владимира Высоцкого    о волках, об охоте на волков и о конце этой охоты?

 Действительно, в своих набросках «Где вы Волки»* года к стихотворению «Конец охоты на волков или охота с вертолётов», сделанных поэтом в 1977 году, можно прочесть:

 «...Спят и дышат стрелки, на помине легки,
 От которых хлебнули сполна мы,
 Мы – не те, МЫ УМЕЕМ УЙТИ ЗА ФЛАЖКИ,
 Чуем издали волчие ямы.
 Я несу под лопаткою смерть, не бегу,
 Те, кто жив, разбрелись втихомолку,
 И на татуированном кровью снегу
 Тяжело одинокому волку...»

 И вот ещё несколько строчек из вариантов набросков Высоцкого 1977 года к стихотворению «Конец охоты на волков»:

 «Будут завтра потери у них велики!
 И вожак я не с волчьей судьбою,
 Я БЫЛ ПЕРВЫМ, КОТОРЫЙ УШЁЛ ЗА ФЛАЖКИ
 И всю стаю увёл за собою...»

 Однако эти строки не остались в основном варианте текста песни ««Конец охоты на волков или охота с вертолётов». Почему?
 Очевидно, что такое решение – авторский выбор Владимира Высоцкого!


 * - наброски 1977 года «Где вы Волки» -см. «Владимир Высоцкий. Собрание сочинений в 7 томах», Изд. Б.Б.Е. Вельтон, 1994 г., том 5, стр. 533-535

** - Иллюстрация своя – картина «ЗА ФЛАЖКИ» (авт. В.Таиров) - холст, масло, размер 50х70 см.

***- Другая своя иллюстрация к песням  Высоцкого о волках (графика) представлена в работе «Высоцкий, волки и флажки» http://www.stihi.ru/2015/06/13/6237


Рецензии