Наш прерванный полёт
Быль (автобиографическое)
«...Вертолёт отказался и упал на море, в тяжёлом
состоянии доставлен в больницу г. Небит-Даг...»
(Фрагмент анамнеза пилота [или – вертолёта?] Ми-4 Ст. Вл.
Ив., составленного врачом-травмотологом в одном из травмпунктов.
Этот фрагмент задаёт ироническую тональность.)
Часть первая
Советская республика,
манатка вместо рублика.
Октябрь, но цельсиев все 35.
Всё началось обыденно,
верблюд встречал — не злыдень, но
дорогу всё ж не уступил нам, ять.
«Ты что, не сумасшедший ли?
Иль не с небес сошедши ли?l
Пройти нам дай на медосмотр в санчасть!»
Пока с ним разговаривал,
колючку он наяривал,
огромный шар заталкивая в пасть.
Республика Туркмения.
Полёт наш в направлении —
аэродром в районе Небит-Даг.
А пассажир единственный
(и для меня таинственный
до той поры был, как волшебный маг) —
начальник Управления
разведки и бурения*,
короче: очень-очень крупный ум.
Летим мы над барханами.
Эмирами и ханами
уж мним себя. Пустыня Каракум.
Ни пса вокруг, ни ко́ника,
ни че́ла и ни домика,
ни деревца — на сотни-сотни вёрст.
Песок, песок и солнышко...
А солнышко ли? Полно-ка!
Убийца кровожадный просто, ёпрст.
Но тут мы дело делаем.
Земля и небо — белые
(це зовсiм-зовсiм вам не Кременчук).
Очки бы надо тёмные...
нет, линзы бы несъёмные,
ведь от очков потеет глаз вокруг.
Барханы суперважные —
дома многоэтажные!
Приходится подскакивать чуть-чуть.
Природа — будто спящая,
Мои вперёдсмотрящие —
глаза — отнюдь не думают вздремнуть:
глядят-не налюбуются,
как лопасти тасуются
у тени вертолёта на песке
(глядеть-то больше не на что,
так я себе объект нашёл).
...И вот аэродром невдалеке.
Аэродром военный был,
я позывной его забыл...
да вот уже и вспомнил: "углесос".
По плану приземление,
короткое руление;
ушёл, в полёте выспавшийся, босс.
Легли мы на обратный курс,
маршрут скроив на здравый вкус
любого, кто когда-нибудь летал.
Жмём по кратчайшей к Каспию,
пескам я ручкою: адью.
И командир перехватил штурвал.
Над морем мчим, вдоль берега.
Красо́ты — как из телека!
Волнам барашки белые к лицу.
Вода полупрозрачная,
событие удачное —
тюлень плывёт, балдёжно подлецу.
Белуга вон огромная
(чуть не с аэродром она!)
на отмели пристроилась вздремнуть.
Осталась сотня вёрст всего,
и время уж навёрстано,
по плану можно будет отдохнуть.
Не так пошло́, однако же,
как нать в смешной Кара́куше*:
крениться вправо стал наш пепелац*.
И как ни упирались мы,
дожить чтоб всем нам до весны,
он смаху всё-таки о воду — бац!
...Очнулся я — не снится ль мне? —
на трёхметровой глубине,
а солнце от меня рвануло ввысь.
И выплыть к солнцу я хочу,
но это мне не по плечу:
железки острые в меня впили́сь.
И воздуха нет в лёгких уж —
одна вода. Я что, не дюж?
От авиации я жертва Нептуну́?
Товарищи — те наверху,
а я с ракушками? Уж ху!
Рванулся так, что треск пошёл по дну.
Ой, наверху-то тихо как...
И дело, кажется, табак:
ни бортмеханика, ни КВС*.
Ягшимурад и Николай
не метили ни в ад, ни в рай,
не нужен нам совсем такой эксцесс!
Картина неприглядная:
их нет, дышу на ладан я —
висящий так дышал на рее Флинт.
Держусь за борт разорванный:
корабль наш припаркованный
на спи́ну, то есть на несущий винт.
Не для того же лопасти,
чтоб каждой, как веслом грести, —
рассыпались, торчат, как паруса.
А днище вдрызг разорвано,
как лёгкое моё оно.
Тащу себя на борт за волоса.
Дышать пока не дышится,
в груди боль, хрипы слышатся,
из носа и руки кровища льёт.
И "Ми" такой же, mon ami:
борта играют волнами
(бортами — волны, всё наоборот).
Они скрипят, качаются.
А силы уж кончаются,
и надо б закрепиться где-нибудь.
На счастье, сеть для груза не
осталась под водой, а мне
всплыла на помощь, чтоб не утонуть
я мог теперь, наверное.
Но дело всё же скверное:
Ярило в Каракумах так палит!
Сколь мне в Верхах отмерено?
Воды кругом немерено,
но пить её маманька не велит.
А из комфорта что ещё?
Ни лечь, ни сесть тут не на что,
лишь стрингера́* играющих бортов.
Я весь по моде, как маркиз —
моя одежда стала из
лохмотьев от рубашки и портов.
Вот быстренько свил гнёздышко
(за час иль два, без роздышка),
приладив сеть пижонским гамаком.
В гамак влез черепахою,
как плугом перепаханный...
Ну наконец-то полулёг я в нём.
И вроде раздышался я,
хотя при вдохе грудь моя,
казалось, разрывается навдрызг.
Аптечка деревянная
мной с сетью поймана, и я
бинтуюсь, защищая всё от брызг.
Теперь прикинем, ждать когда
спасателей, а то вода
понадобиться может позарез.
Допустим, что искать начнут,
спустя четыреста минут.
А где искать? — вот это тёмный лес!
И будут трассу бороздить
(уж это — к бабке не ходить)
по-над песками: Вышка* — Окарем.
Мы Вышку проходили. Так...
И доложили в Небит-Даг*.
Вот дальше — не по правилам совсем.
Пусть до захода не найдут,
но это вовсе не капут,
я сутки с лишком, знамо, простою́.
Стемнело быстро — лишь мигнул...
Но это я слегка загнул:
успел воспеть в стихах любовь свою.
Часы, к чертям, с руки содрал
и ими тиснул мадригал, —
стои́т без стрелок и стекла, "Poljot"
и не годится, "кроме как",
уж больше ни на что, а так
удобно поцарапать вертолёт.
Часть вторая
Стемнело. Стало холодать.
Убийцей солнце обзывать
не стоило. Ведь это месть, кажись.
Днём ветер легкий, как каприз,
и с суши дул, как антибриз.
Теперь дал задний полный — брат, держись!
А волны хлопают бортом
и разбиваются притом
не только в брызги — в водяную пыль.
И это жуткий колотун!
Ну вот ей богу, я не лгун,
кто был под мелким душем, скажет: быль.
А пить не хочется ничуть,
наоборот — чего б куснуть:
был днём без мяса борщ на буровой
(тот редкий случай в те года,
когда ударники труда
вкушали лишь горох да суп пустой).
Есть нечего, и спать — никак,
трясёт меня мой друг дубак.
«О солнце, бывший верный враг, ты где?»
(Зачем мне этот лёгкий бриз!
За ним же — тартар? парадиз?)
Ответил бывший враг: «На бороде!»
А Персия — рукой подать.
На небе звёзды. Благодать.
Но почему бы не взойти луне?
И "Шаганэ" в ушах звучит,
а бриз волосья теребит,
и всё больнее шевелиться мне.
Сон всё ж меня стал навещать,
не на́долго, минут по пять,
и путался он с явью каждый раз.
И всё фуражка с козырьком,
с дубовой веткою на нём*,
качаясь на волнах, плыла в Шираз*.
Уж утро близится, и ночь
меня не сможет истолочь
в безумной тряске — в этом решете.
Друг-солнце выйдет, выйдет вновь,
раскочегарить чтоб мне кровь.
Летают самолёты, да не те,
чтоб думать — мой! Не так я прост:
на эшелоне в десять вёрст
проходят рейсовые лайнера́,
зелёно-красными АНО́*
меня маня... Да шло б оно!
И пусть себе летят, как фраера!
С рассветом, думаю, начнут
искать и, может быть, найдут.
Потом узнал: "четырнадцатый Ил"*
по трассе бреющим летал —
наш Ми-4, нас, искал:
всю ночь пустыню брил и бороздил.
Светило встало высоко.
На горизонте далеко
три Ми-восьмых (вояки) с курсом "юг" —
район границы, погранцы
нас рьяно ищут, как отцы
своих детей, как женихи подруг.
Но шарят всё по линии
от Корсики к Сардинии.
Пройдя по горизонту, скрылись с глаз.
Но я-то ждать заряженный,
маркизом весь наряженный —
и "аннушку" дождался через час!
Над горизонтом был Ан-2
и виден-то едва-едва,
а носом точно на меня — в нём ас!
Пришёл и пару виражей
он заложил, и всех людей
пилоты перечли — до счёта "раз".
Мне помахали — мол, сиди,
вертушки прилетят, ты жди.
Мне никуда идти и не фартит:
до берега почти верста!
Мне ж не доплыть и до хвоста,
от нашего Пегаса, что разбит.
Была б дистанция простой
(хвост улетел на метров сто),
но не теперь. До суши — восемьсот!
Да позвоночник-то — того,
сломало море мне его,
и ветр от берега опять. Да, от!
Теперь чего́ не ждать, тепло.
И сутки без воды — фуфло.
Жрать хочется, но это всё фигня.
Теперь понятно, что судьба
подарок сделала: борьба
за жизнь свою... Но только для меня.
Коллегам шанса не дала,
прервав земные их дела, —
мгновенно головы двоим разбив,
двух жён летающих орлов
вмиг превратив в несчастных вдов
и пятерых детей осиротив.
И как потом узналося,
судьба поиздевалася
жестоко над семьёю КВС,
подсунув две аварии
похожих двух сценариев —
и бросив братьев под жестокий пресс.
Погиб один на Каспии,
другой (шахтёр) в Донбассе — и
в один и тот же злополучный час!
На мать их в одночасие
обрушилось несчастие —
не дай того бог никому из нас!..
Часть третья
Летят ко мне два Ми-восьмых.
На горизонте видел их
с утра, тогда их было целых три.
Ну, потеряли одного,
бывает, что ж, не без того.
Опять, как говорится, же ву при.
Зашёл один с подветренной
и со сноровкой медленной
приблизился подлётом и завис.
Два пальца вопросительно —
коллег двух относительно.
Я показал всей пятернёю вниз.
Начальник управления
разведки и бурения
был с погранцами, он и вопрошал.
Второй вертун тем временем
не любовался теменем
моим — над берегом уж зависал.
Сел; из него посыпались
(так быстро! — видно, выспались)
сноровистые парни-удальцы.
И лодку, вмиг надутую,
мне, как такси маршрутное,
готовят. И готовятся гребцы.
Рубашки с эполетами,
а рты не с сигаретами —
попробуй-ка курить, когда гребёшь!
На эполетах звёздочки,
как золотые мордочки,
как нефертитьки! — глаз не отведёшь.
Сижу, неутонутый, я.
Погоны звездонутые
у них — два поперёк, два вдоль*.
Хоть ветер вновь от берега,
картинка, как из телека:
гребут-гребут, а сдвигов чуть не ноль.
Вопрос: а как обратно-то?
Коль так же аккуратно, то
до завтра в аккурат и прогребёшь.
Но всё-таки добралися.
Обратно же едва ли, я
считаю, что и выйдет, молодёжь...
В челнок перегрузился я,
толкаться стали в два весла
от борта, чтобы плыть теперь на брег.
Усилия напрасные,
задумка хоть и классная.
«Порвём ща лодку!» — прапорщик изрек.
Борта у верта рваные,
попытки беспрестанные
к хорошему, видать, не приведут.
На берегу забегали,
идея у них мега ли?..
Похоже, что хороший там замут.
Ми-8 запускается
и к нам в подлёт пускается,
лебёдку выпуская на ходу.
Летёха крюк пытается
достать лебёдкин, мается,
но — мимо. Усылает в Котманду
он вертолёт подвешенный.
А тот — в вираж, как бешеный,
и шустрый лейтенант хватает крюк.
И Ми-восьмой овчаркою,
огретой злыднем палкою,
рванул вперёд... Остановился вдруг.
Да это волны встречные
меня как подопечного
не очень-то хотят и отпускать.
«Идём отлично, о́п-чики!» —
на волны глядя, лётчики
не поняли, что стали зависать.
И от винтов вихрь ринулся,
а с ним вода, и — минус! — я,
едва согревшись, вновь стал замерзать.
А нас, остановившихся,
как ехать не решившихся,
крутнувши, чуть не стало кувыркать.
Послал летёха мать к отцу.
По этому же адресу
отправил пограничный вертолёт.
На третий раз всё ладненько
прошло, и лодка гладенько —
ещё и по песку, как вездеход.
Я думал, что на суше я
(ей богу, правда сущая)
смогу — хоть и не бегать, но — ходить.
Ан нет, я обмишурился,
весь организм мой скуксился:
ой-ой, мне больно! — стал дурить.
Ну, на руках доставили
на борт, где не поставили,
а положили, завернув в чехлы
от лопастей, трясунчика.
И только что мне супчика
недоставало... Как чехлы теплы!
В сон резко провалился я.
И медсестра, вся стильная,
в порту, ворвавшись, вставила укол.
«И что за вакцинация?»
«А это называется
укол противошоковый...» «Прикол? —
вчера бы сделать, ладно бы...»
«Ему б другого снадобья!
Но нам уж больше спирта не дают», —
рёк кто-то из спасателей,
цитируя писателей,
таща меня в скорпомощский уют.
Часть четвёртая
В больнице небитдаговской
момент был небезрадостный:
стал сразу потихонечку ходить.
Сперва потопал в ванную,
надеясь: мыло банное
поможет быстро с тела масло смыть
редукторно-моторное
(событие минорное
сопровождал ведь масляный разлив).
Я, в масле искупавшийся,
отмыть его старавшийся,
был прерван медсестрой. Та, прекратив
все продедуры СПАские,
стучит: «Быстрей! Спасайтеся!
Милиция по вашу душу здесь...»
«Ага, — ору, — да фигу им!
В чём есть, я, что ли, выбегу?
Так прямо с маслом будут, что ли, есть?»
Хромлю в "апартаменты" и
готовлю аргументы — и...
там нету ни единого мента!
Одни лишь кагэбэшники.
И те, чеша лобешники,
ретировались быстренько к лифта́м
(лишь три вопроса задали
и, повернувшись задами,
уехали придумывать отчёт).
Зато аэрофлотовцев —
не как вчера "ОСВОДовцев"* —
сестра им столько стульев не найдёт!
"Управская" комиссия*.
Её святая миссия —
расследовать улётное ЧП.
Меня три дня промаяли:
тюленя не поймали ли?
зачем летели через Сан-Тропе?
И три дня уверяли всё
(и аж-нык все умаялись):
не вправо — влево кувыркнулись мы.
Я ж никогда не путаю
гуся́ с куро́й и с у́тою,
а уж тем более — антонимы.
Сам нач был Управления
"республики Туркмения
гражданский авиасия всего"*.
Магнитофон поставили,
нач ЛШО́ заставили —
и он (товарищ Шпак) включил его.
«Предметы влево сдвинулись —
вы влево опрокинулись!»
И это был их явнейший косяк.
Я: «Половинки а́рбузов.
В сто восемьдесят градусов
одну переверну я вправо — шмяк;
недоверну вторую я;
а третьей оперируя, —
до градусов ста девяноста двух.
В итоге получается:
один кусок кончается,
точнёхонько спиною сделав "бух";
второй же та́к взрывается:
на правый приземляется
зелёно-полосатый свой бочок;
а с третьим повторяется
та наша ситуация:
он левым боком бьёт половичок...»
Но им как эксгумация
моя аргументация,
тем более, арбузы — на словах.
Ты соберись, грят, с мыслями,
мы завтра будем с мюслями,
и на бумаге опиши, как вы — бабах!
На завтра не откладывал,
И это я оправдывал
желанием без робости гулять —
Как говорит пословица,
и хочется, и колется,
но дело надо раньше покончать.
Настропалённый музами,
и фокусы с арбузами
привёл я как весомый аргумент.
Лист испещрив цитатами,
всё описа́в этапами,
я в тумбочку упрятал документ.
Назавтра член комиссии,
мне пожелав ремиссии,
бумагу взял и дёрнул в Ашхабад.
Меня рентгенограммами
врачи (девицы с дамами)
исследовали вдоль-вперёд-назад.
Отростки позвонковые
зрят аппараты новые, —
двойной их увидали перелом.
И пневмоторакс найден был.
(Вот щит под спину надо бы
дать до́ рентгена, я просил о том.)
И полтора так месяца
я был на одном месте всё:
в обутой койке в трубки, в головах*.
И только через три ещё
в травмпункте, на Татищева,
нашли два перелома в позвонках.
Так, кроме поясничного
(урона уж привычного),
травмирован был и грудной отдел.
Мне травматолог: «Радуйся,
что молодость ещё не вся, —
всё заросло, а то б ты был вне дел».
Хоть, мол, не чуял боли я,
лежать бы надо более,
чем три недели, — даже и в гипсу.
С больничного хотел, мол, уж
выписывать — не в Мулен-Руж,
а на работу, на любимый "Су".
Я, говорю, любимый "Су"
уж променял на колбасу
и полюбил теперь прекрасный "Ми".
Ну, говорит, тем более,
чтоб быть здоровым долее,
продление больничного прими.
Полгода в общей сложности
я вне трудоспособности
был, как два лета школьник-баламут.
Мя на двенадцать месяцев
ЦВЛЭК*, порешав на месте всё,
с работы лётной снял на лёгкий труд.
2019
К О Н Е Ц
*П Р И М Е Ч А Н И Я
"Начальник управления, разведки и бурения" — начальник
Окаремского управления разведочного бурения Куш-
нарёв (нач. всех окаремских нефтегазовиков).
КВС (ка-вэ-э́с — командир воздушного судна.
Кара́куша — уменьшительно-ласкательное для пустыни
Караку́м (и "Караку́мы" тоже правильно по-русски).
Стрингера́ — узенькие дюралевые профили вдоль бортов,
часть каркаса воздушного судна.
Вышка — населённый пункт, наш контрольный ориентир,
пролёт которого был обязателен для доклада.
Небит-Даг — город в Туркменистане (ныне г. Бал-
канабад — с 1993 г., туркм. Balkanabat), мы держали
связь с аэропортом Джебел города Небит-Даг во
время работы в их зоне связи.
Фуражка с козырьком, с дубовой веткою на нём — на ко-
зырьках фуражек командиров воздушных судов (КВС)
и лиц старшего начальствующего состава размеща-
лись металические веточки цвета золота. Сейчас так-
же, но разные по виду, у каждой авиакомпании свои.
Кстати, у Мимино в одноимённом фильме Г. Данелия
явное нарушение в форме одежды — отсутствие "дубов"
на козырьке фуражки. А они должны быть, т.к. он — пилот
Ми-2, командир воздушного судна (КВС). Это Данелия
сделал специально — чтоб подчеркнуть разницу между
"большой" и "малой" авиацией. С этой же целью и экипаж
Ту-144 одел в белые костюмы, которых в Аэрофлоте не бывало;
да и сам Ту-144 ни в какой Дели рейсов не выполнял, летал
всего семь месяцев — и только в Алма-Ату, при этом аэрофло-
товские лётчики были только вторыми пилотами, а командирами —
лётчики-испытатели.
Шираз — город в Иране в 950 км южнее Тегерана, воспе-
тый С. Есениным в стихотворении "Шаганэ ты моя,
Шаганэ!..". Город сугубо сухопутный, но направление,
в котором поплыла фуражка командира, — на Шираз.
АНО́ — аэронавигационные огни.
"Четырнадцатый Ил" — Ил-14, небольшой, по нынешним мер-
кам, самолёт, с двумя двигателями АШ-82 (как на нашем
вертолёте Ми-4, у которого один такой).
Погоны звездонутые: два вдоль, два поперёк — у лейтенанта две звёздочки
поперёк погона, у прапорщика две — вдоль.
ОСВОД (здесь иронич.) — общество спасения на водах.
"Управская" комиссия — комиссия по расследованию лётного
происшествия Туркменского управления гражданской авиации (ТУГА).
Сам нач был Управления республики Туркмения — "гражданский авиасия всего" — начальник Туркменского Управления ГА (нач. ТУГА Курило; был в третий
день расследования и сам лично опрашивал меня под магнитофонную
запись. После выхода с больничного, в первом отделе, ознакамливаясь
с материалами по поиску и расследованию лётного происшествия я
читал "стенограмму" моего опроса. Нет, это произведение — никакая
не стенограмма!).
Нач ЛШО (эл-шэ-о́) — начальник лётно-штурманского отдела Туркменского управления ГА (Шпак).
В обутой в трубки койке (в головах) — приподнимают койку со стороны головы, надевая трубки на две ножки, чтобы у лежачего больного уменьшить прилив крови к голове.
ЦВЛЭК — центральная врачебная лётная экспертная комиссия министерства гражданской авиации СССР (Москва, м. Сокол).
Из истории болезни пилота Ми-4 Ст. Вл. Ив.
«Диагноз: левосторонний пневмоторакс, перелом III и IV поперечных отростков поясничного отдела позвоночника слева, множественные ушибы всего тела, рваные раны и порезы верхних и нижних конечностей. В результате дальнейшего обследования добавлено: компрессионный перелом тел XI и XII позвонков грудного отдела позвоночника.»
На фото: Ми-4; второй пилот Ми-4 Владимир Степашков — 1978 год.
Свидетельство о публикации №119012308842