А. С. Пушкин. V
Читая А. С. Пушкина можно великолепным образом воспитать в себе человека.
В.Белинский
У каждого свой А.С. Пушкин.В анналы Истории он вписан как российский гений, гордость и слава русской литературы, великий поэт и гражданин,пророк и философ, реформатор современного русского литературного языка.Незаурядная личность, однако был подвержен в жизни многим греховным страстям с точки зрения общепринятой христианской морали. В перспективе исторического времени на судьбе дворянина Пушкина отразилось его время, при правлении трёх Российских императоров.Счастливая семейная жизнь поэта и писателя завершилась трагической смертью.А.С. Пушкин навечно занял своё почётное место на мировом литературном Олимпе.
О том, какое место он занимает в сердце его читателя и почитателя, мог бы сказать, наверно, каждый.Для меня он спутник жизни,любимый поэт, и в связи с этим хочется рассказать о моём открытии его для себя, о том, что особенно запомнилось из взволновавшего, поразившего, восхитившего, поучительного и заветного из его творчества и необычной судьбы.
Как и многие, я познакомилась с его творчеством в раннем детстве. Это были его прелестные, необыкновенные волшебные и бытовые сказки. Их неведомые дорожки увлекали в чудесный мир, где однако тёмные силы и злые люди вредили героям, стараясь их оморочить и погубить, завладеть добытыми ими диковинками или властью,бездарно и лукаво затем править, не зная предела в алчности и мании величия,посягнув даже на Владычицу Морскую.
Позже я узнала, откуда сюжеты, герои и нравственные заветы, неписаные законы доброты, бескорыстия,верной любви,преданной дружбы, почитания вещих предков и родителей: из ведических преданий и сказов,старинных мифов и фольклора, хранивших веками божественную премудрость наших прапредков - славяно-ариев. О многом поведала его няня Арина Родионовна, которая была из Петербургской деревни Лампово, из рода старообрядцев, знавшая множество старинных сказок, каждая из которых была подобна поэме.
Следует отметить, что появление перед поэтом его юной Музы в садах лицея, о чем он написал в последней главе романа "Евгений Онегин": " В таинственных долинах весной при кликах лебединых, средь вод, сиявших в тишине, являться Муза стала мне"- это светлый образ божественного вдохновения, навеянного ведическими знаниями прапредков. Золотистое сияние на водах, где плывет белый Лебедь - сакральный символ чистоты,целомудрия, благородства и совершенства, это образ ведической богини добра, красоты и самой жизни, олицетворения супружеской верности у древних славян.
Вспомним царевну Лебедь из сказки о царе Салтане...она являлась олицетворением Руси, так из источников времени 10 века н.э. сама Русь называлась Лебедия.И этот светоносный образ Музы, и звездного ведического божества - царевны со звездою во лбу и месяцем под косой, освещающим ночью землю,из преданий глубины веков. О том,как изображали в те седые времена своих солярных богов славяно-арии, прекрасно написала ученый С.В.Жарникова: это золотой фон и Лебедь на водах; в христианстве - это золотые нимбы над головой святых.
В пантеоне солнечных богов древних славян царевна Лебедь - Азовушка, которая была женой одного из самых могущественных богов - магического Велеса,умевшего проникать и в мир богов Правь, и в земную - Явь, и в подземный-потусторонний мир Нави, а одним из его имён было - Гвидон; также образ Лебедушки это и символ одной из главных великих богинь Живы или Дживы, ваявшей судьбы мира.
А.С.Пушкин пересказывал своим прекрасным легким стихом древнейшие мифы и предания,облекая их в современную художественную форму, главное то,что у его сказок очень глубокий смысл, а корни их в отечественной и мировой Истории,наш гений хорошо знал наследие ведической цивилизации.
В глобально меняющемся море жизни нашего современного мира повторяющиеся вековые сюжеты и схожие ситуации,и нам не помешает мудрость предков: не зря в своих аллегорических сказках-притчах Пушкин указует, что сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок, тем, кто учит уроки...
Жанр сказки не только для детей,он и для взрослых.Нравственные уроки сказок Пушкина на всю жизнь.Люди из народа, например, Балда,стоят за справедливость,умеют на бытовом уровне восстановить справедливость и наказать обидчиков за скряжничество, обман и другие пороки. Крылатыми выражениями стала мораль этих сказок: остаться у разбитого корыта,не гоняйся за дешевизной и т.п.
Сказки Пушкина написаны легким и ясным слогом, их образы ярки и впечатляющи, они запоминаются на всю жизнь: прекрасная звездная волшебница царевна Лебедь,Кот учёный, царевичи Гвидон и Елисей, русалка на ветвях дуба - символа Мирового древа жизни, величавая Владычица морская Золотая рыбка, старик-рыбак и другие.
Чуткая и добрая детская душа сопереживает им,учится различать добро и зло, доставшиеся персонажам испытания и их мужественное преодоление героями учат нас, как и всё обширное творчество Пушкина,вдумчиво относиться к жизни,быть добрыми и бескорыстными, верно любить и смело бороться с кознями врагов за правду, почитать мудрых посланников небес, слушать их советы, принимать помощь от них ( так,Баба -Яга ведь хранительница заветных знаний рода, живущая на порубежьи мира живых и мёртвых, куда героям заказан путь, а её волшебный конь может перенести героя в иномир нави, в царство Кащея), чтобы побеждать персонифицированное Зло.
В школьные годы хрестоматийные стихотворения Александра Сергеевича запоминались, но казались слишком простыми и не вызывали особых эмоций, только со временем понимаешь, что умение писать образно, лаконично, выразительно,с яркими образами даётся с трудом, да и то не многим.
А удивительно то, что во многих образах и символах сказок А.С.Пушкина таится сакральный и магический смысл(вспомним, что молодой поэт был масоном,как и его отец и дядя, а это были самые образованные и приобщенные к эзотерическим знаниям древних цивилизаций дворяне).
Возьмем для примера великолепное вступление к самой ранней поэме Пушкина " Руслан и Людмила", где поэтом в простых и понятных образах зашифрован очень
глубокий смысл.
Враги русов искажали и переписывали не раз нашу славную и уникальную историю,особенно во время Петра Первого и Екатерины Второй,им был ненавистен русский дух, смелый, вольный и благородный.Творения А.С.Пушкина помогают восстанавливать историческую память.
Обратимся к поэме "Руслан и Людмила", ее бесподобное сказочное вступление все помнят с детства: "У Лукоморья дуб зеленый"...А ведь Лукоморье это не только богатое воображение поэта. Оно существовало реально, так, на карте Меркатора 15-16 века это место в Западной Сибири, являющееся местом впадения реки Обь в самое холодное северное Карское море, а Обская губа( залив) по форме похожа на стрелу лука: лука моря. Начало реки Обь, ее исток расположен в священном Беловодье ( на Алтае).Значит, образ Лукоморья не совсем сказочный.
Лукоморье было к северу от устья Иртыша ( Ирия), до Ледовитого океана простирались земли народа чудь.Там было много золота ( златая цепь на дубе).Половцы в 12 веке ходили в Сибирь до Лукоморья на добычу.Это мифическая древняя Тартария.Ныне это места от Омска до Томска и Тюмень, где в наши дни нефть качает Лукойл.
О славяно-арийской божественной книге Света - "Веды", данной людям более 40000 лет назад и соотнесенной с современной топонимикой, смотрите у меня в разделе "Преданья старины глубокой". Путь же среди островов Карского моря, по морю Балтийскому мимо острова Буяна ( Руяна) описан в сказке о царе Салтане, по одной версии пушкинистов, а по другой это был дальний путь с Курильских островов, где на одном из них было похожее на образы сказки о царе Салтане островное процветающее государство с дворцами, добрым правителем и счастливой жизнью подданных,о котором рассказывали староверы( а в наши дни обнаружены некоторые следы древних строений). Если обратиться к этимологии слова "буян", то оно означало торговую пристань.
Дуб зеленый - это священное мифическое Мировое древо жизни...
Загадочный образ учёного Кота, несомненно, Кот Баюн, великан-людоед, живущий в лесу и своим чудесным голосом могущий заворожить, убаюкать и усыпить путников, а потом их убить.Его почти невозможно поймать, но сумевшему это сделать, он дарит здоровье и вечность. Этот сказочный персонаж входит в свиту хранительницы родовых обычаев Бабы Яги, помогая ей быть в курсе всех происшествий.Кот был тотемным зверем всемогущего бога Велеса,обладавшего необычной магической силой.
Колдун Черномор, по преданиям славян, зловещий младший сын Чернобога,Змея Тьмы, хозяина царства мёртвых, а его старшими сыновьями были Горын и Вий. Это синоним
Кощея -_Кащея Бессмертного, которого если и можно победить,то нельзя убить...О главных героях поэмы можно прочитать в моем стихотворении " Одухотворенное бытие" под рубрикой "А.С.Пушкин", где дана некоторая расшифровка образов прекрасной поэмы "Руслан и Людмила"..
Русалки это образы из легенд, например, о Геракле, где безнадежно влюблённая в него нимфа стала символом несчастной любви.Но скорее всего это из славянских сказаний об обережной одолень-траве, белой кувшинке, эта водяная лилия была волшебным цветком русалок,которые ночью превращались в девушек и плавали до утра,а днем вновь становились цветами.
Моей неизменной любовью с детства был М.Лермонтов, его прекрасная и грустная философия,душевные муки и космополитизм,жажда бурь и неразделённая любовь,верность ей, презрение к женщинам для того, чтоб их не любить,усталость от жизни в самом её начале, пророческое предвидение своей смерти и событий мирового масштаба, тонкость чувств,эрудиция, неприязнь к несовершенству окружающего мира,фатализм и восхищение природой,смелым обращением к Богу и терзающему его Демону,конечно, многое тогда воспринималось в стихах и трагической судьбе кумира интуитивно, но сильно запало в душу.
Солнечный гений Пушкина был иным, несмотря на удары судьбы, поэт оставался светлым и жажду жизни,любовь к ней выражал оптимистично, любови его были многочисленны, но вдохновенны и пылки, у него было много настоящих и верных друзей.
Муза была благосклонна к поэту, начав ещё в студенческие годы освещать незакатным светом его скромную студенческую келью, даже печаль его была светла, а знание отечественной истории выливалось в прославление Отечества и его героев, его мудрость поражала своей афористичностью, глубоким пониманием жизни, даже его блестящий сарказм по этому поводу воспринимался как истины, добытые жизненным опытом, а поклонение Красоте было бальзамом на душу, пробуждая высокие чувства.
Незабываемые образы произведений Пушкина запечатлелись в душе навсегда. Будь то волшебное Лукоморье - отзвук воспоминаний о таинственной прародине пращуров Арктиде или Гиперборее на месте современного Северного Ледовитого океана, или страшный, славный и судьбоносный для России Полтавский бой, когда на поле битвы смешались кони, люди и залпы тысячи орудий.
Романтические поэмы и реалистическая проза многое дают сердцу и уму, прежде всего - истинное понимание жизни, сердца человеческого, заставляя сопереживать автору и его героям.Как это у святого Иоанна:"И познаете истину, и истина сделает вас свободными".
Не счесть обращений Пушкина к родной истории, его обширные познания в ней, вдохновлённые патриотическим чувством, входят в сердце, запечатлеваясь там и напоминая, кто мы и откуда, что есть слава и подвиг наших героев и народа,их сила духа и беспримерное мужество;какой силой воли и любовью к родной земле, какими неимоверными жертвами они не раз отстояли от захватчиков нашу Отчизну.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.
Особое впечатление произвели на меня бесподобные, на вид простенькие "Повести Белкина...", в которых драма и любовь повседневной жизни простых людей достигает трагических высот пьес Шекспира,но эти добрые и самоотверженные чувства приглушает повседневность и обыденность обстановки,непонимания и эгоизма близких, как в проникновенном "Станционном смотрителе".Добрый и любящий отец умирает с разбитым сердцем.
Эта повесть - ненавязчивое напоминание о том, что в погоне за личным счастьем не надо забывать о чувствах близких родных людей...об этом народная мудрость говорит: Что имеем - не храним, а потерявши - плачем.
Автор представил в повести "Метель" почти детективную, трогательную и сентиментальную историю любви: сначала неопытных и далёких от понимания настоящей жизни героев, безответственных, легкомысленных, но романтичных.Драма произошедшего от этого неисправима. Однако судьба благосклонна к ним, уже наученным горьким опытом жизни, усвоившим ее суровые уроки, прошедших духовное становление, поэтому в финале неожиданно по заслугам награжденных судьбой за достоинство и преданность.
Нравственные уроки этих прелестных повестей, не оцененных современниками поэта должным образом,глубоки и мудры, они понятны неравнодушному читателю, ведь общечеловеческие
ценности неизменны веками,они современны.
"Гуманность Пушкина была явлением высшего порядка: она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания, и туманом слёз не заволакивала сознания; её источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости. И гуманность была, конечно, врожденной чертой избранной натуры Пушкина," - писал И.Ф.Анненский.
Следовательно, духовный мир А.С.Пушкина, его идеи, образы и символы,нравственные идеалы, патриотизм,искренние переживания, чувство справедливости помогают познанию истины,проистекающей из мудрости и духовности народа, образовывают и просветляют умы и души читателей.
Свидетельство о публикации №119012304748
Так здорово написано и показано о великом и дорогом для нас Александре Сергеевиче!
Грустно, что не вижу рецензий или не сохранились...
Знание, Любовь, Красота - три Ключа, ты их применяешь и владеешь ими...
Александр Подвижников 24.01.2023 23:30 Заявить о нарушении
Ольга Дэн 25.01.2023 09:42 Заявить о нарушении