Пахнуло свежестью...

Пахнуло свежестью!
(В продолжение темы «Лучше меньше, да лучше»*)

1. На телеканале «Культура России»
В Рождественскую неделю здесь несколько видоизменили программу «Романтика романса». Представили её в виде конкурса сочинителей романсов – композиторов и поэтов. Причём, разделили сам конкурс на три представления, в которых соответственно участвовали: а) начинающие авторы композиций; б) более-менее известные практики творческого труда; в) уже таки известные в эстрадных жанрах музыканты и стихотворцы.
В каждом разделе показали по пять композиций. ПризнАюсь, я включила программу где-то на второй песне, которая мне показалась скучной, и, не поняв, что это конкурсная программа, а не обычная, я переключила телеканал, поискала что-то поинтересней, и поскольку ничего такого не нашла, то снова вернулась на «Культуру России» и продолжила смотреть «Романтику романса».
К этому времени звучала уже, вероятно, четвёртая песня из конкурсных. Прослушав её, я, наконец-то, поняла, что программа создана по-новому, что это конкурс, что новые произведения оценивает серьёзное жюри (возглавлял его М.Дунаевский, в составе я увидела знакомые лица Е.Дятлова, певицы-гитаристки В.Долиной, известного исполнителя цыганских романсов (фамилию которого, увы, не помню), и ещё два-три лица, совершенно не знакомых мне).
Затем прозвучали пятая, шестая песенка. Моего эстетического чувства они не задели. И хотя члены жюри подхваливали авторов стихов, но поругивали композиторов этих представленных песен, мне почему-то казалось, что именно стихи неудачно подобраны для новых романсов. Почему? Поскольку стихи совершенно не звучали при исполнении. Строчки словно были закручены в трубочки. Вместо того, чтобы – как это и положено в русских романсах – звучать протяжно, раздольно, с раскрытием именно гласных звуков…
Именно поэтому при исполнении этих новых композиций слова звучали невнятно, смысла их было не уловить, они не запоминались ни содержанием, ни мелодией. Хотя, где-то при последних трёх-четырёх песнях из первых десяти я поймала себя на мысли, что музыка этих композиций мне нравится, звучит прекрасно, а вот в целом романса, увы, не получилось…
Замечу, что оркестранты в этом концерте-конкурсе были весьма добросовестны, наверное, виртуозы своего дела: музыка всех композиций звучала великолепно! Изредка певцам аккомпанировали пианисты или гитаристы, что тоже весьма радовало слух. А в какой-то момент операторы съёмочной группы так показали звучащую гитару, что я впервые в жизни увидела, как струны этого инструмента умеют буквально танцевать под виртуозными пальцами музыканта!
Это было что-то! Такая картинка, думаю, остаётся в памяти навсегда!  Я увидела живой, танцующий, радующийся инструмент! Красотища!
В целом же из первых десяти музыкальных композиций лично мне запомнилась лишь одна – песня о Москве. Спела её молодая театральная актриса (сразу извинюсь, ибо фамилий исполнителей, как и других участников конкурса - авторов произведений, за исключением двух, - не запомнила совсем. К сожалению, и на черновик не набросала, т.к. не предполагала, что буду писать данные заметки).
Авторы песни, по-моему, москвичи. Это была единственная песня из десяти, где действительно прозвучали слова песни, в традициях русского романса, протяжно, раздольно, внятно и т.д. Правда, председатель жюри и этот романс музыкально оценил как слабый, напоминающий ему 50-е годы 20-го века. Но он хотя бы был внятен в сравнении  с другими, и потому заслуживал своего плюса, на мой взгляд.
К тому же, и исполнен был хорошо. С другой стороны, в данном конкурсе не учитывалось качество исполнения произведения певцом. Что, быть может, и справедливо, но весьма существенно влияло на оценку представленного творческого продукта (в том числе и зрительскую тоже, а не только членов жюри).
А с исполнителями на этом конкурсе проблемка, конечно, была. Исполнители были, в большинстве своём, не яркими, многие – в солидном возрасте, некоторые – с весьма осипшими голосами. И хотя все, конечно, старались, но частенько исполнение желало быть и лучше, и поинтересней…
Позднее я немного переоценила своё первое впечатление и подумала, что, возможно, «закручивание строк в трубочку» происходило по причине, как раз, не очень удачной музыки в каждом конкретном случае, что мне, конечно, как не специалисту, не музыканту, точно оценить невозможно. Хотя, повторю, отдельно от слов эта музыка нередко звучала красиво и сама по себе лично мне нравилась.
Среди всех представленных песен были, кстати, изредка блюзы, два или три цыганских романса. Все музыкально звучали великолепно. Хотя цыганские романсы Дунаевский порой поругивал безапелляционно: дескать, нет новизны, оригинальности. Но если сама по себе музыка – приятна, зачем её ругать? Да пусть живёт, в ряду прочей. А новую и оригинальную – даст Бог – сочинят ещё другие авторы. Таково моё, зрительское, мнение. Замечу, иногда подобные суждения высказывали в ходе обсуждения конкурсных номеров и молодые члены жюри.
Конечно, самым урожайным этапом была третья часть конкурса. Здесь были представлены наиболее интересные композиции. Реально были самобытные, с большей фантазией написанные тексты песен, опять же – интересная, привлекательная музыка. Понравилась композиция Тульчинской «В Венеции дожди», песни «Айгуль»  (кого-то из провинциальных авторов), петербургских сочинителей «Музыкант» (или «Музыка», боюсь ошибиться в точном названии).
Именно эта последняя песня была признана лучшей из всех конкурсных, хотя, с моей точки зрения, исполнена она была очень слабовато. Пел её какой-то известный театральный актёр, из комментария члена жюри я поняла, что когда-то – очень сильный исполнитель, а ныне (это я уже от себя добавляю), увы, не обладающий «никаким» голосом: ни диапазона, ни тембра, никакой полифонии… 
Не понимаю, зачем приглашать в такие интересные, в целом, программы, как эта, столь слабеньких певцов? Тем более, фактически, на премьеру песни? На её анонс? Возможно, дело здесь в финансовом факторе? Хорошему певцу и платить-то надо хорошо.
Но это всё мелочи-нюансы. Сказать хочу совсем о другом. Лично меня эта программа необыкновенно растрогала. Новые лица, новые люди, имена и их творческие работы всколыхнули в душе что-то из того, что, как я думала, в ней давно уже умерло. Ничего подобного! Много дней эта новизна впечатлений буквально радовала меня!
Я даже подумала: в моменты, когда я пишу какие-то статейки на социально-политические темы, в основном ругая то, с чем мы сталкиваемся ежедневно, живут же люди, эмоции и помыслы которых направлены в сторону красоты, восхищения, любви, доброты…  Они продолжают творить, искать что-то новое, предлагать другим радостность своего настроения…
Программа мне искренне понравилась и я очень благодарна всем её устроителям. Почаще предлагайте зрителю новое, потенциально добротное!

2. Кратко о финале «Голоса» на первом телеканале…
Буквально несколько слов о программе, которая, предполагаю, полюбилась всей России. Во-первых, была покорена обаянием С.Шнурова  в этих программах. Не могла и предположить, что это такой мягкий, деликатный, одновременно и остроумный человек. Удивил.
Во-вторых, порадовали участники конкурса. Отдельные голоса – просто перлы. Вот кого надо продвигать на наши большие эстрадные сцены! Взамен тем безголосым, которых ныне в избытке, и о которых я написала в предыдущей статье. Да, они носят звания народных и заслуженных, но голоса-то поистёрлись, что ж их навязывать нам как образцы?
Пора смелее продвигать новую смену! В финале настоящего конкурса, если честно, я бы разделила первое место между двумя финалистами, и поощрила бы и этого очень талантливого мальчика из Чечни (кажется, Усманов или Уманов его фамилия?). Конечно, он молод, и его удачи ещё впереди, но талант – он и есть талант, и выпирает, что называется, из всех щелей…
В этот раз, как мне показалось, судьи были не очень внимательны к девочкам-конкурсанткам. Из оставшихся в полуфинале или четвертьфинале  отдельные из них очень хорошо пели, но, увы, решением наставника были задвинуты на второй план. Очень жаль! (Опять же – фамилий не помню, но весьма славно показала себя девчонка, пластично, стильно спевшая слабенькую, правда, по содержанию песню «Медуза»; превосходно показала себя Татьяна с мощным превосходным голосом из группы К.Меладзе…)
Мне думается, будет очень правильно и справедливо, если на подобных молодых талантливых девчонок и ребят обратят внимание разные российские продюсеры и помогут им стать настоящими солистами русской сцены.
Ну, и чисто моё субъективное: насколько мне нравится эта программа «Голос» на первом, настолько же я вовсе не смотрю её в детском исполнении. Понимаю, дети талантливы, трудолюбивы. Даже изобретательны в новых формах исполнения подчас, но мне, почему-то, это неинтересно. Я не нахожу в этом элементов искусства. Увы, увы. По-моему, это может привлекать только музыкальных специалистов, работающих в сфере формирования будущих новых талантов.

3. Мои скромные предложения министерству культуры РФ
Посмотрев тут разные новогодние музыкальные программы на каналах нашего ТВ, в т.ч. довольно старые из них, типа «Дискотека 80-х» (или 90-х), я как-то словно новыми глазами увидела некоторые нюансы российской эстрады последних десятилетий. Захотелось высказать свои мысли-суждения.
Во-первых,  вношу предложение учредить общероссийскую поощрительную премию «За вклад в молодёжную культуру», которую предлагаю вручать раз в четыре-пять лет молодым музыкантам, которые оказывают большое позитивное влияние на молодёжную среду в стране. На мысль эту меня натолкнули выступления Юрия Шатунова, которые вот уже тридцать лет с восхищением слушают все молодёжные слои России.
А певец и до сих пор выступает перед теми, кто его обожает. Посмотрите его последние выступления в программах «Дискотек», где он, право, в подражание шатунам, пошатывается в такт своим песням и всё так же искренне и чисто поёт и поёт. Адресуя свои красивые песни молодёжи. А сегодня – так уже и не только им, т.к. его многочисленные поклонники повыросли, а на отечественной эстраде за все эти годы ничего чище и понятнее песен Шатунова так и не появилось…
По-моему, Ю.Шатунов – первый претендент на такую премию. Как, конечно, и те молодые ребята, кто писал эти песни для «Ласкового мая». Вспомним, что творчество этих ребят развилось и продолжалось в мерзкие 80-90-е годы, когда в стране вообще никому не было дела до культуры или молодёжной политики. Эти мальчишки нашли для себя, фактически, оазис выживания, в круговерть которого втянули и тысячи-тысячи подростков той, трещавшей по швам, России…
Фактически – противоборствуя общему раздраю и помутнению как разума, так и чувств, сознаний новых поколений. Думаю, перед этими мальчиками сегодня правильно буквально снять шляпу…**
В ту пору было много талантливых музыкальных групп и ансамблей, но у многих из них – всё-таки были узкие круги влияния и поклонения, а были и те, кто своими песнями покорял просто всё окружение. И такие огромные программы, как эти самые «Дискотеки», сделали их весьма известными, популярными и, фактически, влиятельными (влиятельно-привлекательными).
Я бы, к примеру, предложила в список награждаемых певца Державина с его песнями типа «Не плачь, Алиса…», как и авторов этих песен; первого исполнителя песни «Как упоительны в России вечера…» (фамилии которого, увы, вовсе, не знаю) и авторов этой красивой песни. Ведь песня на слуху до сих пор. А ворвалась, как свежий ветер, в молодёжную среду, и кого только не покорила в стране в целом?
Такие удивительные песни должны замечаться (как и отмечаться) руководителями культурной молодёжной среды. Поощряться вниманием.
Мне скажут: у этих ребят – исполнителей, создателей этих песен итак всё есть: слава, деньги.  Да, но у них есть ещё семьи, дети, внуки у кого-то. Почему бы ради доброй памяти их детей, семейной гордости их потомков не отметить – вполне справедливо – талант и труд любимцев молодёжной публики?  Это могла бы быть совершенно эксклюзивная премия, абсолютно не перегруженная количеством имён и фамилий.
Я бы предложила её давать тем, кто не получил высоких званий «заслуженного», «народного», как, судя по всему, никогда и не получит уже их.
Скажу больше: я предложила бы назвать эту премию именем В.Высоцкого, которого тоже в своё время игнорировали в СССР, но талант которого, тем не менее, пробился к сердцам и умам многих и многих в той (как и в обновлённой) стране.
Более того: лицом номер один, кому я предложила бы назначить эту премию, я назвала бы Игоря Талькова, также  любимца публики тех рубежных лет, но который не успел ни искупаться в лучах славы, ни услышать слов благодарности от своей страны.
Я предложила бы в этот список Марину Хлебникову, Л.Максимова, которые, быть может, сегодня уже и имеют звания «заслуженных» (мне просто это неизвестно). Я бы предложила трудолюбивую талантливую Кристину Орбакайте, которой, конечно же, ещё долго-долго не дадут никакого звания хотя бы потому, что она дочь Примадонны. Хотя хорошей певицей она стала не по протекции мамы, а, скорее, вопреки общему мнению…
Из современных исполнителей, сдаётся мне, заслуживают такого поощрения стопроцентно отдающий себя сцене Сергей Лазарев, певица Слава (да хотя бы за песню «Одиночество – сволочь», хотя в её исполнении всё звучит как надо).
Таковы мои предложения по поощрению молодых талантов и тех, кто сослужил добрую службу молодёжной среде.
__________________________ 
*Смотри соответствующую статью (второе название «О Новогодних страстях»)
**Надеюсь, читающие меня понимают, что я ни на йоту не делаю реверанса в сторону их менеджера Разина, а то этот толстозад и в данной ситуации захочет (и сумеет, пожалуй!) перетянуть одеяло на себя!
19.01.2019.
В.Лефтерова


Рецензии