Под субботу рассказ

      Вечер был тихий, теплый, предсубботний.  Над кромками плоских крыш догорала заря.   В комнате душно.  Я подошел к окну, открыл форточку и услышал песню – добрую и до боли знакомую. Песню, которую помнил с детства.  Ее пели и тогда – давным-давно, и после, поют и сейчас в минуты веселья и грусти, с друзьями и в одиночестве – во всех случаях нашей суетной жизни ...
     А там – с улицы нестройным дуэтом звенела песня.   Она лилась и радовала, и беспокоила меня своей мелодичной правдой и озабоченной убежденностью.

    Но ты взглянуть не догадался,
    Уехал вдаль казак лихой.
    Каким ты был, таким остался,
    Но ты мне дорог и такой.

     Песня ушла.  Стало тихо.  В доме напротив засветились разноцветные окна, а я стоял  и размышлял о жизни, о людях, и об этой услышанной песне, о том незатейливом смысле, всенародно любимого песенного откровения. Но что-то исподволь указывало на двойственность смысла последней строки куплета.   Я попытался вспомнить тогдашнюю концовку этой строфы, но не вспоминалось ...
    Пришлось отыскать сборник советских песен пятидесятых годов прошлого века – старенький, видавший виды и уже изрядно потрепанный.   
    У М. Исаковского – автора слов этой песни, звучит так –

   Но ты и дорог мне такой.
 
    И все вернулось на круги своя – возвратилась авторская мысль о том, что
    Какой ты есть, ты мне и дорог – такой, а не другой.

      В контексте же уличного исполнения нас бьет безысходная позиция –
Но ты мне дорог и такой, в смысле – хоть какой.   Поставили не туда союз И, поменяли местами два слова Дорог и Мне, и исчезла авторская находка, а меня поразила мысль – как должен быть осторожен я – самодеятельный писатель, когда правлю тексты, оттачиваю рифму или выравниваю размерность своих произведений ...  и сам к себе я обратился со словами, которые стали для меня правилом –

    С оглядкою меняй местами в строке слова между собой,
    В звучанье их не замечаем, что песнь становится иной
    Идее, сотканной из боли, ты предаешь другую суть –
    Не торопись! В твоей ведь воле к строке  внимание вернуть.

    Время к полуночи.   Я сидел и видел, как гаснут в доме напротив окна – светлячки.    Их становилось все меньше и меньше.   
    Дом засыпал, и на темном его силуэте вырисовывались мохнатые сосны, которые еле-еле высвечивала сквозь рваные облака луна.
                05.01.10.  Трехгорный               


Рецензии