Первой любимой Учительнице посвящается

    Помню давно я открыл для себя целую плеяду поэтов, некоторых современников Пушкина – Плещеева, Ивана Козлова, (князя) К. Р. (жил уже после Пушкина), графиню Ростопчину и др., о которых почему-то даже ранее не слышал, Пушкин широко известен, а они нет, но поэзия у них похожая на пушкинскую и очень мне пришлась по душе… И вот под впечатлением от поэзии графини Е. Ростопчиной (так она на меня подействовала) я даже написал ей стихотворение… по мотивам пушкинского «Я помню чудное мгновение»… (что, кстати, является преобразованием «выдающейся поэтической конструкции «гений чистой красоты», взятой из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе В. А. Жуковского http://rupoem.ru/zhukovskij/milyj-son-dushi.aspx):


             ***
Я счастлив, плачу, я восторжен,
Я всей душой влюблен в тебя.
О кем же был сей рок положен,
Что гений твой не ведал я?

О сколько чувств и выражений,
О сколько музыки живой,
О сколько мыслей и стремлений
В твоей поэзии святой!

И сколько мук, моих молений,
Прости-прости меня, глупца!
Ты выше всех и песнопений
Цевница чистая твоя!

О дай мне слов, о дай мне, боже,
Излить Ей все мои мольбы!
Её не слышал, ну за что же?..
Ведь гений чистый есть любви!

P. S.
(Ростопчина)
«Вы вспомните меня, мечтая одиноко
Под вечер, в сумерки, в таинственной тиши,
И сердце вам шепнет: «Как жаль! Она далёко,
Здесь не с кем разделить ни мысли, ни души!..»
Когда гостиных мир вам станет пуст и тесен,
Наскучит вам острить средь модных львиц и львов,
И жаждать станете незаучённых слов
И чувств не вычурных, и томных женских песен —
Вы вспомните меня!..»

    Затронув школьные годы, вспомнил, как я, уже будучи постарше, в 4-ом классе (так подписано и на фотокарточке), сильно, по-настоящему влюбился в свою классную руководительницу, учительницу русского языка и литературы (прямо, тенденция какая-то влюбляться в учительниц русского языка и литературы, хотя по русскому у меня где-то 3-ка была всегда, но я стал очень стараться, чтобы получать 5, по литературе 5 получал и так, но легче всего мне давалась математика, это был мой самый любимый предмет, тут всегда 5, и учительницы некоторые по математике нравились, но как-то не оставили в моей душе сильных впечатлений; наверное, одна – довольно властная, которая невзлюбила одного ученика и всячески унижала его отчасти за то, что он увидел ее однажды голой, когда мы вместе с учительницами и старшими девчонками ездили на отдых на море; вот там было много впечатлений, оставленных в моей душе старшими модными и самыми дерзкими девчонками в нашей школе, одна из которых даже откровенно приставала ко мне… тут был и какой-то естественный фемдом старших учениц над младшими ребятами и даже над старшими их одноклассниками… но не об этом сейчас речь). Так вот новая учительница по русскому языку только недавно пришла из института. На ее уроках я сидел на первой парте, не сводя с нее глаз, как зачарованный, от нее старался не отходить, писал ее имя всюду, мучился сильно, с ума сходил, заболел… любовью. Все, что было связано с нею, приобретало для меня какую-то магическую силу воздействия. После уроков я часто оставался с нею, она проверяла тетради, я же дежурил по классу, убирался, расставлял стулья, столы, до самого вечера. Мог сидеть рядом и смотреть, как она проверяет тетради, мог читать или разговаривать с нею. Однажды мы с ней вдвоем засиделись так допоздна, - я не хотел уходить, ибо она не уходила, - что ей пришлось вызывать такси, и мы вместе ехали на работу к моей родственнице, где я собирался ночевать, учительница меня провожала, чтобы не отпускать так поздно в страшно метельный зимний вечер одного далеко… для меня это было верхом блаженства, ехать с ней на такси вдвоем в такую непогоду, где за окном бушевала вьюга… Смотрю сейчас: на общем классном фото я в пионерском галстуке (с каким-то чутким, живым выражением в глазах) стою рядом с ней (имеющей точно такое же выражение в глазах, в унисон, возможно и от того, что я никому другому не позволил стоять рядом с ней, чуть ли не устроив сцену, - в крайнем случае я бы вообще ушел прочь и не стал бы фотографироваться, - но по правую руку от учительницы стоят девчонки, а по левую со мной рядом мои друзья), и потому я рядом с ней, моей любимой учительницей, дышащей молодостью, красотой… и красотой русского языка (и только сейчас понимаю, как она похожа на мою мать в юности, где-то как две капли). Она чувствовала, что я сильно влюблен в нее, даже говорила, что это пройдет со временем, надо пережить (вот эту песенку я часто слышал по жизни). Родные также мне говорили (узнав и видя мое состояние, но они хорошо относились к этой учительнице). И я переживал. К тому же, конечно, она была меня старше намного (мне 10, а ей 22), и я досадовал на свой возраст, ну а ей желал счастья в ее взрослой жизни, - видно, у мазохистов доля такая, самим страдать, а другим счастья желать (хотя, возможно, и не стоит обобщать, но в принципе согласуется)… (Да, конечно, я и в девчонок ровесниц влюблялся, но сейчас об учительнице вспомнил). Но вот вспомнил, как заново все глубоко и ярко пережил…

    Примечание. Прямо картина: мама спрашивает у сына: «Что с тобой? Что случилось? В чем причина твоего состояния, твоих мук?» С глубоким вздохом сын отвечает: «Учительница…»
   
    Ну что-то похожее, описанному выше, есть здесь (из автобиографического, Рэй Брэдбери, «Рассказ о любви»): http://lib.ru/INOFANT/BRADBURY/30-33.txt
    (Только одно, никому не в обиду будет сказано, я, наверное, не смогу серьезно воспринимать имя Боб, оно для моего уха звучит как-то глупо… американцам стоит подумать о своих именах, впрочем, как и русским… правда, это сокращение от имени Роберт, Робин… но по-американски Боб… Хотя, наверное, это и субъективное восприятие, возможно, и русское… Также, наверное, звучат и некоторые сокращения имен, используемых в России, например, Жора (от имени Георгий). Ну тогда хотя бы в данной истории называла бы парня Робин… куда романтичнее… и созвучно с Робин Гудом… А то Боб – толоконный лоб, да и еще множество всяких дурацких ассоциаций возникает).
   
    P. S. Вообще в тот момент у меня как-то разделилась (и зря, впрочем, но такова натура) моя сексуальная природа на две составляющие: первая – сексуальная составляющая – нечто низменное, связанное с унижением, с дерзкими «плохими» девчонками, способными унизить, наказать, от чего я получал максимум сексуального удовольствия, - и вторая – чистая любовь к «хорошим» девчонкам, нечто идеальное, возвышенное… А посему в одной из составляющих я сам и есть «гений чистый любви», «гений чистой любви»…

    Примечание. Моей первой действительной любви, моей любимой Учительнице русского языка и литературы посвящается:

    Примечание. Вообще школа наша нынешняя – это обиталище, царство муз, женское царство наук и искусств. Ибо в школах наших преподают и заведуют всем по преимуществу женщины… И воспитывают они учеников, как детей своих… 

   
                ***
     Явились Вы ко мне нежданно,
     Небес посланье(м) тайной силы,
     Неведомо, как мне желанно,
     Со мной сливаясь на пути едино(м).

     Чему же был я тем обязан,
     Что нас соединило и сплело,
     Чем с Вами был навеки связан,
     Что тайно Вас ко мне вело?



                ***
     С любовью посещал я школу муз,
     Прибежище наук и таинства искусств,
     Урания здесь, Талия и Клио;
     Моя Учительница – Муза, Лира…



                ***
     Как бриза лёгко дуновенье,
     Слетает с губ нежнейший стих,
     И чувством полнится мгновенье,
     И я пред Вами ниц затих. 



                ***
     (Любимой Учительнице
     русского языка и литературы)          

     Я Вами был незримо очарован,
     Неведомою силой околдован,
     Я обезумел, замолчал
     И тайну мук любви узнал.

     И, словно легкий от Эола пух,
     Слова слетали с Ваших уст,
     И с Ваших губ лилась краса
     Любимой речи родного языка,
   
     Что с грудью матери впитал,
     Что с молоком любви алкал,
     И сам уж, звуками играя,
     Впервые молвил звучно: мама.

     Так дорог мне родной язык,
     И с ним рекой слилась любовь,
     И первых чувств рождался стих,
     Где я участник был, герой.            

     Я Вами в классе был замечен,
     И слово каждое ловил,
     Ваш путь ко мне был предначерчен* (предначертан),
     Я тайно Вас боготворил.

     На Вашу обувь я глядел всечасно,
     Все измененья отмечал,
     И к быту Вашему причастным
     Быть наяву во сне мечтал.
   
     За партой я на Вас глядел…
     И замирал, и холодел,
     В тетради что-то рисовал,
     И всё в себе переживал.

      P. S.
     И той любви, лишь годы многие спустя,
     Я понял всё значенье,
     Во мне поэзия жила,
     И я узрел своё предназначенье.

     Я верю, наша встреча не случайна,
     Я знаю, это перст судьбы;
     Провиденье пути незримо, тайно,
     Предшествие поэзии любви.

     Учительница русской речи
     И литературы мира заодно,
     Моя любовь, моё предтече,
     Что знать тогда мне было не дано.

    

                ***   
     Не думал (вовсе) становиться я поэтом,
     Литература не тревожила меня,
     Не понимал, зачем на свете этом
     Учиться, коли смерть близка.

     И лишь пожив, в семнадцать лет
     Я пристрастился (жадно) к чтенью,
     И стал философ и поэт,
     Приверженный ученью.


     *молодая учительница, что пришла после института и получила первый свой класс, где оказался я, испытавший первую сильную любовь благодаря ей; отучив нас всего лишь год, забеременев от какого-то скрытого ее любимого, она ушла в декрет и по каким-то причинам больше в нашу школу уже не вернулась.


Рецензии
Замечательны ваши стихи и воспоминания
о первой учительнице,прочла с интересом,
вспомнила своих учителей,спасибо!

Вера Цыкова   03.03.2019 16:42     Заявить о нарушении
У вас, Вера, тоже интересное стихотворение появилось о маленькой девочке: http://www.stihi.ru/2019/02/15/1603 Старые фотографии способны всколыхнуть воспоминания.

Андрей Петербургский   04.03.2019 15:06   Заявить о нарушении

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →