Рождённый ползать летать всё ж должен!

От кого мы произошли?

«Первозданные оси сдвинуты
Во Вселенной. Слушай: Скрипят!
Что, наш разум ЗУБЧАТЫЙ? – Лавины ты
Не остановишь, ограды крепя.»
В.Брюсов, «Принцип относительности», 1922г.

Стишок странный, какой-то взбаламученный,  бессвязные выкрики...
Не люблю такого.
Но, если оставить в стороне личные симпатии и антипатии, Брюсов вливает в такую подчёркнуто сумбурную форму своё и всечеловеческое смятение перед Принципом Относительности – УЖАС ПОТЕРИ ТВЁРДОЙ ПОЧВЫ! В панике ещё не такое прокричишь!

Под конец стих, вообще, становится глуповатым:

«Иль колёса в мозгу так закручены,
Что душат и крики и речь,
(Прерываю. Я бы написал эту строку иначе: «Что сминают и мысли и речь»)
И одно вам —из церкви порученный
Огонёк ладонью беречь?»

Стихотворцы известны своим высокоинтеллектуальным поэтическим пренебрежением к грамматике языка, на котором пишут свои опусы. В двух последних строчках Брюсов должен был (по-моему) расставить знаки препинания иначе, более осмысленно:
«И одно: Вам, из церкви порученный,
Огонёк ладонью беречь?»
Но, всё равно, мысль убогая! Перефразированный уплощённый Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно.»
Мол, раз всё под ногами зыбко и колеблется, обратитесь к церкви – она спасёт, дав вам эфемерную устойчивость!
Иллюзии никогда не спасали ни падающих, ни тонущих.
«Дело спасения утопающих – дело рук самих утопающих!»

«Разум зубчатый» имеет смысл.
Мышление ассоциативное, где одна мысль-шестерёнка, цепляется за другую и начинает её вертеть, а та – следующую...
Получаются цепочки мысленных шестерёнок.

Основной, природной, ВРОЖДЁННОЙ особенностью нашего мышления является
неосознанная (инстинктивная) жажда УСТОЙЧИВОСТИ, некого твёрдого и прочного АБСОЛЮТА.
Это стремление имеет много проявлений, одним из которых является склонность к идолопоклонству. Абсолют ведь – всегда постоянен и идеален.
«Гений» – всегда и ВО ВСЁМ гений! (Глупость чудовищная!)

Видим вдали огромный и красивый цветок ярко-красного цвета с зелёно-синеватыми бликами.  Ах, он такой красивый, наверно, и запах упоительный. (Подсознательное стремление к Абсолюту! В нём всё всегда хорошо и благостно!)
Подходим ближе – запах тошнотворный, гниющего мяса. «Цветок» весь засижен мухами, потому издали переливался ещё и разными оттенками. КРАСОТА!
«Раффлезия Арнольди» называется «цветок», гриб-паразит, растущий на корнях дерева циссуса антарктического. Родственника винограда.
И вся красота пропала! Рухнула!
Очередная иллюзия, основанная на врождённом тяготении к абсолюту!

Недаром великий голландский физик Генрик Антон Лорентц, одним из первых признавший и поддержавший Теорию Относительности, сам же признавался, что с её появлением «Потерял почву под ногами.»
А создатель этой теории, Альберт Эйнштейн, в свою очередь, восхищаясь образом мышления Нильса Бора, говорил нечто похожее о теории Бора и о нём самом: «Бор был здесь, – писал он в 1920 году Паулю Эренфесту, – и я влюбился в него так же, как и ты.Он очень тонко чувствующий парень и расхаживает по этому миру как бы под своего рода гипнозом.»
Интересный конец, (Бор – эдакий сомнамбула, «сноходец»), разгадку которому находим в следующей цитате.
«Это было так, -- вспоминает Эйнштейн, – точно из под ног ушла земля и нигде не было видно твёрдой почвы, на которой можно было бы строить. Мне всегда казалось чудом, что этой колеблющейся и полной противоречий  основы оказалось достаточным, чтобы позволить Бору – человеку с гениальной интуицией и тонким чутьём – найти главнейшие законы спектральных линий и электронных оболочек атомов, включая их значение для химии. Это мне кажется чудом и теперь.
Это – наивысшая музыкальность мысли!»

И ещё одна цитата из совершенно другой области, одной из самых любимых мною книг «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьёва. Я её цитировал не раз, уж больно она хороша, прекрасна, блистательна,  мысль, в которую можно влюбиться.
«Ибо все такие люди – звездочёты, исследователи, поэты, искатели жизненного настоя и волшебного камня, обращающего свинец в золото,  -  все они почитались уже и в тогдашние времена большими глупцами, ничего не соображающими в делах обыденной жизни, а потому подлежащими неукоснительному обжуливанию на каждом шагу со стороны здравомыслящих, чей разум, вместо опасных крыльев, располагает четырьмя десятками юрких маленьких ножек, очень удобных для прибыльного и вполне безопасного шныряния по земле.»

Что объединяет все высказывания?
Твёрдая земля, почва!
На которой можно строить – по Лорентцу, Эйнштейну и Бору, и шнырять – в описании «здравомыслящих» Соловьёва.
Это и ключ к вопросу, заданному в начале и, наверно, последующие цитаты вызвали недоумение у нетерпеливых читателей: Чего этот Эспри тянет резину?
А он не тянет, он прокладывает в мозгах цепочку шестерёнок нашего «Зубчатого разума»,
Это сильнейшее и в то же время неосознаваемое стремление нашего мышления к абсолюту и есть роковой корень многих ошибок, заблуждений и предрассудков, мешающих нам думать правильно.

И это одновременно показывает, что наш разум развился и унаследован от существ ПОЛЗАЮЩИХ, ШНЫРЯЮЩИХ, БЕГАЮЩИХ. Но НЕ ЛЕТАЮЩИХ! А для здравого и талантливого мышления нам нужем разум птиц!
От которых мы НЕ произошли.

Вот уж «открытие» сделал Эспри, – опять подумает читатель, – мы и без него знаем, что произошли не от птиц.
Да, не произошли! К сожалению!
Птицы – это следующий шаг эволюции РЕПТИЛИЙ! ПОЛЗАЮЩИХ!
Как же мы так промахнулись в своей собственной эволюции. Ведь, если бы мы летали, наш мозг думал бы как у птиц, летательно!
 А мы – нет! И поэтому мыслим понятиями «ПОЛЗАНИЯ»! И сами мысли наши  – «ползающие».
А могли бы и надо бы ЛЕТАТЬ, о чём и сожалею, но не только «сожалею», а предлагаю пути Дедала, как «окрылить» наш слишком уж приземлённый разум. Учить детей не догмам, намертво врытым в землю нашего мышления, как статуи на острове Пасхи, а восприятию струек знания, бегущих навстречу нашим крыльям разума и тогда мы, словно птицы, сможем чувствовать, КАК повернуть эти крылья, чтобы каждая новая струйка ПОДНИМАЛА нас выше в понимании мира, а не обрушивала на землю тупого безмыслия.
С младенчества нас учат быть каменщиками, прилаживающими кирпичики однн к другому.
А надо учить нас полёту, птичьей чуткости к струйкам знания и птичьему умению свободно лавировать в воздушных потоках.
(См. «Эйнштейн едет в Японию»,  «Крылья, вместо мастерка каменщика», «О чём думают птицы»)
Менять всю нашу мыслительную психологию на птичью, а не цепляться за прибыльное и безопасное шныряние на маленьких юрких ножках!
Не искать твёрдой почвы под ногами, не строить тяжеловесных мыслительных зданий, лабиринтов Минотавра, в которым сами же заблуждаемся и гибнем,  и величественных храмов «знания». Все они и ВСЕГДА рушатся от шального удара метеорита или снаряда, называемых «эксперимент», а нам надо ЧУВСТВОВАТЬ нужные воздушные струйки знания, поддерживающие нас в полёте.
Пока – в атмосфере, потом – к звёздам.
На струйках света.
16 I 2019


Рецензии