Уроки жизни

Эта длинноногая, худенькая девочка в своем поселке была как легенда. Мамы мальчиков хотели, чтобы их сыновья дружили с ней. Мальчишкам она нравилась, и они уважали ее. Одно то, что ни один из поселковых парней никогда не посмел бы при ней выругаться, говорит сам за себя. Таша была так естественна, что общаться с нею было легко и просто. Она легко откликалась на просьбу помочь, была выдумщицей детских игр и затей. При этом с семи лет всю работу  по дому делала она. Мама ее была участковым педиатром в поселке – многоуважаемый и любимый многими, врач. Она работала в здравпункте, так называлась тогда просто поликлиника. Таша с семи лет точно знала, что будет врачом. Поэтому мама, когда представлялся случай показать дочке что-то интересное и, как ей казалось  нужное впоследствии   Таше, срочно звонила ей. Однажды мама позвонила домой и попросила быстро прийти к ней. Она обещала показать новорожденного ребенка с пузырчаткой: « Ты такую пузырчатку никогда и нигде больше не увидишь!» И она, никогда больше это и не увидела.
Ее родители были уважаемыми людьми в рабочем поселке. Папа  -  военный в отставке, воевал и был ранее военным атташе в Германии. В Германию он попал с Забайкалья, где он служил . В  то время военные училища не давали никакой гражданской специальности и ему пришлось поступать в институт. Днем офицер, ветеран трудился на заводе КЗРМЗ  простым такелажником, по вечерам – учился в ВУЗе.  Родители были добрыми и отзывчивыми людьми. Эту черту передали своим детям.
Чтобы без обмана и воровства как-то прокормить семью, папа решил «завести  корову» – и молоко будет и сливки. Корову назвали Субботка. В семье  все по очереди доили корову. Дочка научилась этому в родной деревне отца. Дочь помогала отцу косить сено для общей любимицы – Субботки. Никакой работы девочка не стеснялась и многое умела.
  Будучи неординарной фигурой, она всегда привлекала внимание не только парней, но и девчонок. С ней девчата делились секретами  и чувствами. Она никогда никого не осуждала. Просто она вела себя так, как ей казалось правильно. И мнение других уважала. У нее в школе была подруга Ирина- симпатичная девочка, с голубыми глазами и толстой косой. Мама ее была учительницей математики, и была ухоженной, всегда с ярко накрашенными губами , женщиной. Характер у нее был вздорный, капризный. Она ревностно относилась   к неуспехам  единственной дочери. Ириша боялась матери, а та без стеснения кричала на нее в присутствии одноклассников. Маму звали -Любовь Николаевной.  Это была эффектная, плотного телосложения дама с большими голубыми глазами.  Она не любила   Ташу за то, что у той все ладилось. Это была материнская зависть.  Ириша с Ташей  учились  вместе с самого первого класса. Назвать их закадычными друзьями было нельзя. Таша со всеми была одинаково дружелюбной и открытой.  Учителя любили ее , девочка была отличницей, возглавляла пионерскую организацию, вела танцевальный кружок в школе. Да и дома делала все по хозяйству.  При этом была всегда приветлива . Таша курировала  учебу неуспевающих в классе . Ей очень нравилась математика с физикой. Учитель математики Антонина Павловна была строгая, но справедливая. Именно  она  привила Таше любовь к математике. Восьмой класс  был последним в их поселковой школе. И обе подруги решили идти учиться в девятый класс,  в другую школу, которая находилась в трех километрах от их поселка. Но сначала нужно было сдать переводные экзамены в своей школе . Таша готовилась в экзаменам. И вот они наступили. Последним был экзамен по математике. Антонина Павловна ходила по рядам, и было заметно, что она волнуется за своих учеников. Таша первая выполнила письменную экзаменационную работу. Антонина Павловна удивилась, что так быстро она решила все. И сразу же стала проверять Ташину работу. Вдруг с изумлением учительница сказала другому учителю математики, что было шесть способов решения задачи, а Таша решила по-своему – седьмым, более коротким.  Антонина Павловна отметила, что ошибок нет, работа на «отлично». Радостная девочка бежала домой сообщить  об этом родителям. На душе было так легко и свободно, как это бывает, когда все экзамены сданы. Голова казалась легкой и свободной от груза полученных знаний. Дома девочка вымыла пол и побежала к Ирише узнать, как та сдала математику.  Таша все экзамены сдала на «пять». Ириша на «четверки», но на большее  она и не знала. Подружка жила в «двухэтажке»  на первом этаже. Дверь не была закрыта и,  постучав, Таша вошла в маленькую прихожую.  Оттуда она услышала, как Любовь Николаевна ругала дочь: «Тупица ты беспросветная. Дура. Что эта Ташка умнее тебя? Я спрашиваю? Ну, ничего, она еще не знает, что по математике ей не поставят «пятерку», пусть не радуется». Слышны были  всхлипывания Ириши. Таша тихонечко вышла и закрыла за собой дверь. В голове крутилась навязчивая мысль: « Как это не поставят «пять»? Почему?». Сердечко ее билось тревожно, предчувствуя  что-то нехорошее.  Она побежала в школу. И там  увидела заплаканную Антонину Павловну. Учительница сказала, что задача решена не правильно, что ни один из шести способов девочка не применила. Поэтому ей поставила комиссия «Хорошо». Не глядя ребенку в глаза, Антонина Павловна быстро скрылась в учительской. Таша ничего не поняла: ответ был правильный,  почему четверка? Она чувствовала, что –то нечестное, но не понимала что именно. Спросить было не у кого. Девочка бежала домой, вся бледная. Она только дома дала волю сезам.Совсем непонятно было,  отчего Антонина Павловна плакала и не стала ничего объяснять. Почему Любовь Николаевна  радовалась этому известию? В четырнадцать лет ребенок не понимает взрослых игр и их интриг.  Они еще не научились обманывать, подсиживать и творить открыто подлости. Это у детей появится позже под  воздействием поступков окружающих их взрослых. И это не только будут их родители.   А пока что Ташенька получала первые уроки подлости. Эти уроки ей преподавали так уважаемые ею учителя.
 Никто ничего ей не объяснил. Родители были расстроены, но решили, что  никуда  идти отстаивать свою правоту  не стоит.  Достаточно, что они знают, «кто прав , а кто виноват». Этот случай сделал ранее всегда улыбающуюся Ташу,  замкнутой и неулыбчивой. Она, как обычно должна была произносить  на выпускном вечере речь о том, как выпускники любят свою школу. «дорогих» учителей и прочее. Девочка обратилась до выпускного бала в РОНО и ей пообещали разобраться.  Так что бал  одной из выпускниц  этой районной школы вечер ничего хорошего не обещал. Когда к ней подошла классная руководительница и, радостно спросила,  готова ли Таша выступить с речью, девочка жестко спросила: «Готовы ли они, учителя, выслушать все, что она теперь о них думает?»  Услышав ответ,  классный руководитель быстро побежала к директору школы.  Речь произнесла ученица другого класса.  Таша невидящими глазами смотрела в зал, где стройными рядами стояли ее одноклассники, где у входа в зал стоял, весь бледный, ее  отец. Он так и не подошел к ней, просто увидел, что она  здесь. А люди в зале веселились, пели, громко разговаривали. Учителя , как ни в чем не бывало, принимали цветы и похвалы.  И только один ребенок  под их лживыми улыбками видел оскал зверя. К Таше подошла Антонина Павловна и тихо произнесла: «Прости меня, девочка. Но мне пригрозили, что я могу остаться без работы…» Учительница быстро отошла .  Как же Таша ненавидела все этих подленьких, улыбающихся  людишек. И родители говорили своим детям, что учителей нужно уважать, как « мать родную». И вот она увидела  их настоящими  Это был удар в спину. Удар не для ребенка. И его нужно было держать. С Ириной они не разговаривали. Но Таша видела довольное лицо ее  мамы. И никак не могла понять и принять ее радость. Значит, что-то она не знает и еще не понимает. Да, и как выяснилось со временем, не хочет понимать.
В РОНО свое обещание выполнили – разобрались.  Таша получила заслуженную в «боях» пятерку.
 Когда Таша после этой «победы», забирала свой аттестат, где по математике стояла «пятерка», она встретила приветливо улыбающуюся ей завуча – Элю Фёдоровну. В глазах этой женщины был блеск победителя.  На обращение завуча, Таша  ответила: « У меня нет желания с вами здороваться, Эля Федоровна. И теперь, пока я не закончу школу , я не буду с вами здороваться. А все вы  будете обо мне слышать постоянно». У женщины вытянулось лицо, сузились  зрачки глаз под очками с большими диоптриями , но не успела она что-либо сказать, Таша вышла из кабинета.
Девочка теперь знала, что интрига состояла в том, что ее мама- врач педиатр, постоянно находила в школе нарушения и даже однажды оштрафовала администрацию школы. Договориться с ней было нельзя. И Ташина «четверка» было ни что иное, как месть. Как это выглядело подло со стороны взрослых людей. Подло и низко. Но с такими фактами Таша встречалась и потом. Но на всю жизнь она запомнила ту боль, которую ей  незаслуженно причинили учителя. А слово свое девочка сдержала. Два года своей учебы в новой школе, она  получала только «пятерки».  И в ее прежней школе  учителя постоянно восхищались  ею  и называли ее  - «наша гордость».
Учителя, совершая поступки, помните, что вы работаете с детскими душами и помните, что Вы за них в ответе.


Рецензии
У нас такое тоже было, везде наверно есть.

Nekto   25.01.2019 17:15     Заявить о нарушении
Когда такие уроки получаешь с детства, учишься не поступать так. Всегда свои поступки нужно примерять на себя. Кем бы ты не был.

Татьяна Жубринская

Татьяна Жубринская   25.01.2019 18:47   Заявить о нарушении