Глинышек в Тридевятом царстве
Глинышек – глиняный мальчик
Бабушка Васса – бабушка Глинышка
Дед Игнат – дедушка Глинышка
Анютка – первоклассница, подружка Глинышка
Мишутка – первокласник, друг Глинышка
Василиса Ивановна, Алена Ильинична, Елена Даниловна – учительницы
Воробей Чирка
Дети – ученики школы (массовка)
Баба Яга – милейшая, добрейшая старушка, очень преклонного возраста
Ягишна – дочь бабы Яги, злобная крикливая тётка средних лет
Кощей – пухлый хитрый здоровячок
Кощеич – сын Кощея, худой и длинный
Драконыч – племянник Кощея, глупый и напыщенный
Пимыч – местный никчемный мужичёшка, пародия на мужчину, соглядай и доносчик у нечисти
Кощевна – дочь Кощея
Змеёвич – сын Драконыча
стража
Картина 1
Сбоку на авансцене сидят на лавочке бабушка Васса и дед Игнат. Занавес закрыт.
Дед Игнат – А что бабка Васса, что-то ты давненько сказок не сказывала. Может припомнишь какую.
Бабушка Васса – Да что тут припоминать-то, вот прошлогоднюю как раз и расскажу.
Дед Игнат – Так то ж не сказка, а быль, тем более, я её знаю.
Бабушка Васса – Может и быль, а может – сказка, это кому как глянется. И потом, ты, дед Игнат, знаешь – другие не знают, а узнать бы не мешало. Так вот, случилась эта история в деревне Каменке прошлой зимой, как раз перед Новым годом...
/Занавес раскрывается. На сцене избушка с надписью «Школа». На авансцене появляются Кощеич, Драконыч и мужичонка Пимыч. Оглядывают школу/
Драконыч – Развалюху снесём. Здесь поставим трехэтажный коттедж. Тебя, Пимыч, назначаем старостой. Собирай мужиков, на неделе начнём сносить.
Пимыч /трогает рукой шершавый ствол трёхсотлетнего кедра/– Кощеич, а с этим что делать?
Кощеич – Спилить!
Пимыч /хихикает/ – На дрова!
/с шумом и грохотом врываются в школу прямо посреди урока/
Пимыч /верещит/ – Освободить помещение!
Василиса Ивановна /выступает вперёд/ – Но позвольте, у нас уроки!
Кощеич – А кого это волнует!?
Алена Ильинична /возмущённо/ – Какое вы имеете право врываться!
Елена Даниловна /чеканным голосом/ – Немедленно покиньте помещение!
Драконыч – И не подумаем! Эта развалюха принадлежит нам!
Василиса Ивановна, Алёна Ильинична, Елена Даниловна /одновременно/– Школа принадлежит детям!
Кощеич и Драконыч /рявкают/ – Дом принадлежит нашей тётке Ягишне!
Драконыч – А теперь на правах наследства принадлежит мне, Драконычу!
Кощеич – И мне!
Пимыч – Так что, собирайте пожитки!
Учительницы /твёрдо/ – Мы никуда не уйдём! Успокойтесь, дети, уроки продолжаются.
Глинышек – Слышали!? Мы никуда не уйдём!
Кощеич – Ну, это мы ещё посмотрим!
/наследники выскакивают за двери.следом бежит толпа ребятишек и обкидывает наследников снежками
Дети /кричат/ – Посмотрим! Посмотрим!
Картина 2
/Школа. Двери в школу распахнуты настежь, окна выбиты, всё разгромлено/
/Появляются дети/
Дети /кричат/ – Василиса Ивановна, Алёна Ильинична, Елена Даниловна вы где?!
Глиныше – Воробей Чирка, ты случайно не знаешь где учительницы!?
Воробей Чирка – Знаю! Ночью прилетел Горыныч, подхватил учительниц и унёс их в Тридевятое царство к Кощею Бессмертному. Кощей хочет чтобы учительницы обучили его дочерей Кощеен и племянников Змеёвен и Змеёвичей грамоте и хорошим манерам. Мне об этом Сорока сказала. Она уже слетала в Кощеево царство и всё разведала.
Глинышек – Всё ясно, их похитили. Ну что ж. придется идти на выручку.
Дети – Глинышек, мы с тобой!
/Появляются бабушка Васса и дед Игнат/
Бабушка Васса – Никуда не пущу! Ты ещё маленький, заблудишься, простудишься. Знамо ли дело ребёнку в Тридевятое царство идти!
Дед Игнат – Стыдно, бабка! А ещё сказочница! Да неужто он парнем настоящим будет считаться, если хороших людей из беды не выручит! Собирай-ка ему лучше харчей на дорогу.
Бабушка Васса /вздыхает/ – Иди, Глинышек, и не слушай меня старую. Бог даст – всё сладится!
Дед Игнат – Видно, пришла пора и Глинышку за правду выступить. Вот, послушай мой наказ: слабым – помогай, перед сильными спину не гни, друзей в беде не бросай.
Глинышек – Да я не один иду! Со мной Мишутка и Анютка!
Бабушка Васса – А если совсем тяжело станет, вот этой водицы испейте вам и полегчает.
Дед Игнат – И вот вам в дорогу дудка-самогудка. Может быть пригодится!
/Глинышек с друзьями уходят, Васса и Игнат машут им вслед/
Занавес.
Картина 3
/На сцене избушка Бабы Яги, Яга дремлет на лавке у печи/
/Глинышек, Мишутка и Анютка идут к сцене между зрительными рядами /
Глинышек – Смотрите, как изменился лес, дремучее стал. Ели-сосны высокие, скрипучие. Ветви по лицу хлещут, за одежду цепляют.
Мишутка – Пни под ноги попасть норовят. Совсем другой лес, не помогает, а мешает.
Анютка – Ой, смотрите, табличка! (читает надпись) Двадцать седьмой километр…
Мишутка – Где это мы?
Глинышек – А это мы в Тридевятое царство пришли!
Мишутка – А откуда ты знаешь?
Глинышек – Так вот же написано: «Двадцать седьмой километр»! А это и есть Тридевятое царство. Три на девять – двадцать семь! Это они так зашифровали, чтоб посторонние не догадались!
Анютка – Точно! Вот и избушка бабы Яги.
/Дети поднимаются на сцену. Появляется Ягишна, старая Яга просыпается/
Ягишна – А-а, вот кто к нам пожаловал, сам Глинышек! Ну, теперь держись, не будь я Ягишной! Ты зачем, варнак этакий, в давешней сказке мою сестрицу Старшую Ягишну из её дома выжил, по миру скитаться пустил! /бабе Яге/ Пойду по лесу, дров поберу, печку истоплю, да зажарю варнаков. А ты, старая смотри, чтобы не удрали! Глаз с них не спускай! А впрочем, я дверь на ключ закрою! Вот он ключик-то! Теперь не удерёте!
/убегает/
Баба Яга – Ах, хорошие ребятки к старой Яге в гости пришли! Ах, какие славные детки! /плачет/ А то, я совсем тут одна оденёшенька, горемычная!
/Анюткака подбегает к Бабе Яге, гладит по голове./
Анютка – Что же ты, Бабусенька Ягусенька, плачешь? Тебя, что, Ягишна обижает?
Баба Яга – Обижает. Ох, и обижает! Вот, вырастила на свою голову! Ни в чем любимице не отказывала! А она меня теперь впроголодь держит, да метлой поколачивет.
Глинышек /развязывает узелок с едой/ – Вот покушай бабусенька, подкрепи силы. Стряпню моей бубушки Вассы поешь!
Мишутка – И водицы испей!
Баба Яга – Спасибо на добром слове, ласковом взгляде. Как вашему делу помочь я знаю. Вот, возьмите эту сковородку. Если тяжело станет или узнать чего захотите, она поможет. Ведь это сковородка саможарка, самоварка и ближайшая советчица. /протягивает старую медную сковородку на длинной ручке/ Вот смотрите!
/дети смотрят в сковородку/
Анютка – Ой! Это же Василиса Премудрая!
Глинышек – И Елена Прекрасная!
Мишутка – И Аленушка Добрейшая! Что ж они так сидят пригорюнившись?
Анютка – Это у них педсовет!
Глинышек – Ага! Слышите, проблему важную обсуждают «Как силу нечистую, глупую да ленивую грамоте выучить, да хорошим манерам обучить».
Дети – Спасибо бабусенька за подарок!
Баба Яга – Вот ключ возьмите и бегите скорее!
/Ребятишки убегают/
Картина 4
/Кощей сидит на золотом троне, рядом с ним по одну руку Кощеич, по другую Драконыч. Тут же Кощевны и Змеевны.У ног Кощеевых никчемный мужичонка Пимыч. Напротив нечисти стоят в русских костюмах Василиса Премудрая, Елена Прекрасная и Алёнушка Добрейшая. Головы склонили – будто бы слушают, а сами украдкой друг с другом пересматриваются/
Кощей – Ну что, обучили ученичков грамоте и хорошим манерам? Коли обучили – озолочу, а нет – так страшно накажу! Категории лишу! Стимулирующую отменю! Как бы ещё вас наказать? Подумать надо...
/Пимыч привстаёт и что-то шепчет на ухо Кощею/
Кощей /радостно/ – Точно! ФГОС введу!!! Вот уж вы у меня попляшете!
Драконый и Кощеич – А что такое ФГОС?!
Кощей – Это Фсекощейский Главнейший образовательнеый стандарт нечистой силы!
/Пимыч снова что-то шепчет на ухо Кощею. Кощей снисходительно кивает/
Кощей – А пока что замуж выдам за нечистую силу! Век вам тогда хороших учеников не видать! Будете лоботрясов да лодырей здешних учить!
Кощеич и Драконыч – За нас! За нас! Чем мы не женихи!
/Пимыч плюхается перед Кощеем на колени/
Пимыч – И меня пристрой! Чем я ни нечистая сила!?
Кощей – Тоже жених нашелся! Такую невесту заслужить надо!
/стража вводит трех пленников/
Кощей – Ага, вот и гости пожаловали! /потирает руки и оглядывает ребятишек/ Что привело вас в столь далекие края?
Глинышек – А вы кто?
Кощей – Кто-кто! Кощей Бессмертный! Не ясно что-ли!
Анютка – Ой! Вы Кощей какой-то неправильный! Кощей должен быть измождённым, худющим, кожа да кости, а вы… кругленький такой, добродушный... на вид.
Кощей – Да, мы такие. Не стандартные. Любим публике пыль в глаза пустить. А что вас, собственно говоря, не устраивает?
Пимыч – Это и есть тот самый Глинышек, а вместе с ним дружки его, Анютка да Мишутка.
Кощей – Откуда прибыли? Зачем? Как сюда попали?
Пимыч – Как через стену перебрались? Кто помог?
Драконыч – Невест наших похищать!? Не отдам!
Кощеич – В темницу их!
/дети молчат, лишь украдкой поглядывают на учительниц. А те на них/
Кощей – Ну ладно, с этими понятно. А вот с этими… По уговору мы должны отпустить этих девиц, если они научат хорошим манерам и грамоте всех наших Кощеен, Ягишен и Змеёвичей. А вот научили ли – это мы и проверим!
Пимыч /хихикая и потирая руки/ – Давайте устроим экзамен!
Кощей /сухо/ – Извольте не вмешиваться. Мы и сами знаем, что делать! /поворачивается к слугам/ – В темницу их! Навесить наитежаленнейшие замки. А учителок в их казематы!
/пленников уводят/
Кощей – Приставить стражу и следить во все глаза, слушать во все уши, чтобы ни одна живая душа не могла с ними даже словом перемолвиться! С теми и другими!
/на сцену на метле врывается Ягишна/
Ягишна – Отдай мне мою волшебную сковородку! На каком основании её похитили! частная собственность и в Тридевятом царстве охраняется законом! А значит, сковородка принадлежит мне по праву!
Пимыч /важно/ – Всё, что находится на земле нашего Величайшего и Кощейственнейшего Кощея Бессмертнейшего принадлежит ему!
Кощей – Правильно! Всё, что находится здесь – моё! Никакую сковородку мы не видели!
Ягишна – Здесь она! Здесь! Носом чую! Нехорошо родственнчков забижать!
Кощей /язвительно/ – Родственничка нашлась! Как что плохо лежит тырить, так она про родственников забывает, с ними не делится, а как что для себя от нас урвать, так сразу родственники! Да я знать тебя не знаю!
/Пимыч старается выпихнуть Ягишну из тронного зала. Ягишна упирается/
Ягишна – Сковородку верните! Её Яга старая из ума выжившая этим поганцам отдала!
Драконыч – Не видели мы никакой сковородки!
Ягишна – Тогда хоть паршивцев отдайте! Я сама с ними разберусь!
Кощей – Ишь, чего захотела! Ведьма старая! Отдайте! Они мне и самому пригодятся!
Ягишна – Старую нашёл! На себя посмотри! А я ещё совсем молодая, каких-то триста лет с небольшим! И красивая, между прочим! Ничета тебе, кости брякающие!
Кощей /рявкает/ – Это у меня-то кости брякающие!? Ну насмешила! Брысь отсель! .
Ягишна – Ладно-дадно, Кощеюшка! Попомнишь! Вот как найду твою иглу! Тогда попляшешь!
Кощей – Иди-иди! Всё равно не найдёшь! Дуб спилили! Сундук разбили! Зайца отпустили! А когда утка яйцо снесла, его мне передали. Я самолично иглу удалил и запрятал в бронированном сейфе! А где сейф этот – я один знаю! Так что, искать тебе, не переискать!
/поворачивается к Пимычу/ Начинай экзаменовку!
/в Тронный зал приводят учительниц, Глинышка, Мишутку и Тимошку. Здесь Кощевны, Змеёвны и другая нечисть/
Пимыч /важно/ – Начнём с арифметики! Кощевна! Сколько будет дважды два?
Кощевна – А я почём знаю! Мы это не проходили! Спроси лучше у Змеёвича!
Змеёвич – А почему я! Вечно меня первого спрашивают!
Пимыч – Да почему первого-то? Второго! Первой Кащевну спросили!
/Кощевна грозит Змеёвичу кулаком. Увидев кулак, Змеёвич тут же меняет тон/
Змеёвич – А я чо, я ни чо! Я отвечу! Дважды два будет семь!
Глинышек /радостно/ – Правильно! /учительницы хватаются за голову/
/Глинышек делает знак рукой учительницам и Анютке с Мишуткой/
Кощей – Молчи, когда тебя не спрашивают! /поворачивается к Пимычу/ Это верно?
Пимыч /неуверенно/ – Ну, в общем-то, да... Кощевна, а сколько будет восемь минус три?
Кощевна – Десять!
Глинышек /радостно/ – И это верно!
Пимыч /зло косится на Глинышка/ – Здесь мы экзаменующие специалисты! Перейдём к словесТности!
Глинышек /кричит/ –– Смотри-ка ты, даже слово словесность знает!
/поворачивается к Мишутке и Анютке/ Правда произносит его с буквой «т» по середине, грамотей!
Пимыч /упиваясь своими знаниями/ – Ягишна, напиши слово «чудеса».
/Ягишна выводит грифелем на доске «чюдиса»/
Глинышек /кричит/ – Правильно! Молодец! Настоящая отличница! Правда, ребята?! «Чу-щу» пиши с буквой «ю»!
Алёна Добрейшая – Что ж ты такое говоришь, Глинышек!
Василиса Премудрая – Это он специально, чтоб нас спасти!
Елена Прекрассная – Мы это понимаем! Но всё равно слышать такие новые правила не выносимо!
Глинышек /весело/ – А вы незнали, что сейчас в Министерстве утвердили новые правила грамматики, выпущеные специально для нечистой силы!
/Анютка с Мишуткой мгновенно подхватывают/
Анютка и Мишутка – «Ча-ща» пиши с буквой «я»! «Жи-ши» пиши с буквой «ы»! Ставьте ей пятёрку!
Глинышек – Так что, отпускайте учительниц! Они уговор выполнили! Их ученики показали блестящие знания!
Кощей – Стража! Взять их и увести по разным казематам! А вас, дорогие невестушки всё-таки придётся выдать замуж! Плохо вы научили своих учениц! Плохо! «Жи-ши» это даже я знаю! Придётся вам четверть учебную продлить! И никаких каникул и Нового года!
Анютка – Как же так! Нельзя отменять Новаый гол! И как же мы без своих любимых учительниц учиться будем! И Новогодняя ёлка без них не ёлка!
Мишутка – И учительницы не виноваты, что ваши двоешницы Ягишны и Кощевны правил не учат!
Кощей – А заинтересовать должны были! Нас не проведёшь, мы закон об Образовании знаем! Он и на нечистую силу распространяется!
Глинышек – Да как их заинтересуешь-то, когда у вашей нечистой силы одни глупости на уме!
Кощей – Ничего слышать нежелаю! Всё! Остаются ваши учительницы в Тридевятом царстве!
Алёна Добрейшая – Ну вы, Ваше Кощейское Величество хотя бы Деда Мороза и Снегурочку из темницы выпустите!
Драконыч – Нет! Дед Мороз нам самим нужен!
Василиса Премудрая – Нельзя оставлять детей без Новогоднего праздника!
Елена Прекрассная – А мы новые программы разработаем, специально для обучения нечистой силы, и ещё раз попробуем их грамоте научить!
Глинышек – Ну ладно! Начинаем обучение с…танцев!
/Выхватывает дудку-самогудку и начинает играть, вся нечистая сила пускается в пляс/
Кощей – Ой, больше не могу плясать! Пощади!
Глинышек – А Деда Мороза отпустите!
Анютка – И Снегурочку!
Мишутка – И учительниц!
Глинышек – И школу нашу отбирать не будете!
Кощей – Ладно! Будь по-вашему! Только убери дудку, не играй больше!
Кощевна и Змеёвич – А мы тоже Новогоднего празника хотим!
/появляются Дед Мороз,Снегурочка, бабушка Васса, дед Игнат и Воробей Чирька /
Дед Мороз – А на Новогоднем празднике никому присутствовать не возбраняется!
Снегурочка – И веселиться от души!
Дед Мороз – Мы всех на ёлку приглашаем и поздравляем с Новым годом! /ударяет посохом/
Глинышек – Смотрите, а мы уже не в Тридевятом царстве, а у себя дома! Ура!
Анютка и Мишутка – Ой, какая ёлочка нарядная!
Бабушка Васса и Дед Игнат выходят на авансцену
Бабушка Васса – А праздник новогодний на славу удался.
Дед Игнат – Тут и сказочке конец!
Свидетельство о публикации №119012003789
- убрать все аббревиатуры (это интересно только взрослым, дети не поймут и заскучают)
- сократить диалоги и добавить действия
- добавить смешных моментов (пусть Пимыч спотыкается и падает, у Кощея падает парик и он его ловит, а одна из учителей его поднимает и нахлобучивает ему задом наперёд, пусть Глинышек подставляет подножки старшей нечисти, ну и всё такое - малышня должна смеяться и быть на позитиве.
Необходимость таких спектаклей давно назрела - очень нужно поднять статус учителей в глазах учеников, начиная с младших классов и понятие, что грамотность в жизни необходима.
Танцы - это здорово! Но они не должны восприниматься детьми как наказание под дудку-самогудку. Может быть в конце пьесы бабушка Весса и дед Игнат объявят общие танцы в знак примирения и все будут танцевать?
Хочу сказать Вам огромное спасибо за этот сценарий и очень надеюсь, что его поставят в школах.
Оксана Ув 20.01.2019 19:21 Заявить о нарушении
Мы эту сказку уже ставили с детьми в нашей школе. Правда играли не малышня, а ребята постарше: 5-9 классы и почти все дети были задействованы (у нас ведь школа маленькая деревенская). Показывали её и для своей возрастной ступени на Новогоднем празднике, и для младшей школы.
Особенно мне понравились ваши смешные моменты, это действительно, находки! Хотя по ходу работы над спектаклем у нас Мы обязательно возьмём их на вооружение. смешные моменты тоже рождались и воплощались, причём, дети сами придумывали.)
Насчёт окончания спектакля я подумаю, постараюсь переделать с учётом Вашей идеи, она мне понравилась.
Всего Вам самого доброго, Оксана!
Айк Лалунц 21.01.2019 20:49 Заявить о нарушении