Дорога Жизни
12 сентября 1941 года неимоверными усилиями была открыта "ДОРОГА ЖИЗНИ".
О ЛЮБВИ
Святые лица наших матерей,
Что девочками лишь недавно были...
Сквозь юность пронесли свой крест,
Как Родина стонала – не забыли.
Их святость охраняла, как могла,
И Бога Лик печальный на иконе.
И Саши – бабушки моей рука
На жизнь крестила сквозь бомбёжек воя.
И мама, тётушки мои, совсем девчонки!
Как жить хотелось в довоенных днях!
По Невскому легко бежать и каблучками
Стучать в проснувшуюся рань!
Вот странно... маме было лишь пятнадцать...
А может, влюблена была... в кого?
Никто сейчас уж это не узнает.
Все тайны тихо собрала Любовь.
Но почему Любовь забыла город?
Что бился насмерть сквозь блокадный АД?
Она хотела, чтобы всем народам
Был этот город памятен и свят?
Куда летела облаком суровым?
Какие земли были Ей важней?
И Польшу обходила стороною
И не смогла разрушить АД печей?
Не потушила смертный пламень,
Не обласкала плачущих детей, людей,
Задушенных и осквернённых,
Что тысячами в миллионы упадали...
И погибали, руки в муках простирали...
Любовь, к Тебе неслась мольба их всех тогда
На проклятой и беспощадной,
Всемирной той, незабываемой...
но где же Ты была?
*** *** ***
Документальные сведения, собранные в Википедии
Блокада города - героя Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда германские войска сомкнули кольцо окружения, взяв Шлиссельбург. Именно через этот город проходил последний маршрут, который соединял Ленинград с Советским Союзом. Поэтому последней надеждой спасти жителей от голодной смерти были только зима и лед Ладожского озера.
Транспортную магистраль, которая проходила во время Великой Отечественной войны через Ладогу, справедливо называют Дорогой Жизни, так как с осени 1941 года по зиму 1943 она была чуть ли не единственным путем в блокированный Ленинград, где катастрофически не хватало провианта.
Следует отметить, что водоем имел очень сложные навигационные условия, и все пути поставок строились в обход Ладоги. На берегах озера не было оборудовано ни одной пристани или пирса. Но это не помешало командованию начать поставки продовольствия уже в сентябре.
Маршрут Дороги Жизни проходил из Волхова в Новую Ладогу и затем по воде к маяку Осиновец. В середине сентября сюда пришли первые две баржи, на палубах которых находилось более 700 тон зерна и муки. С тех пор ДАТА: 12 СЕНТЯБРЯ - считается днем, когда начала работать Ладожская Дорога Жизни. Только до конца 1941 года в бедствующий город было доставлено около 60 тыс. тонн самых разных грузов и эвакуировано 33.5 тысячи людей. Основой всех грузов перевозимых по Дороге Жизни был фураж, продукты питания, топливо и боеприпасы.
Различными героическими событиями богата Великая Отечественная война! Блокада Ленинграда и оборудование Дороги Жизни, пожалуй, одни из важнейших.
Продовольствия, медикаментов и боеприпасов не хватало. Проблему должна была решить Дорога Жизни (по льду проходящая). В конце ноября советские разведчики провели тотальную разведку озера и будущей магистрали. И уже 20 ноября по льду с Вагановского спуска в Ленинград отправился первый обоз, который возглавлял лейтенант М. Муров. На 350 саней было погружено 63 тонны муки. Уже утром 21 ноября обоз прибыл на место, что оправдало операцию и ясно дало командованию понять, что такое Дорога Жизни для снабжения ленинградцев. На следующий день в блокированный город было отправлено 60 гружёных машин ГАЗ - АА («полуторок»), перевозкой командовал капитан В. Порчунов.
Дорога Жизни в войну заработала на полную мощность! Только за первую зиму было перевезено 360 тыс. тонн грузов, из которых 260 тыс. – продовольствие.
Автомобили, возвращаясь на Большую землю, обязательно брали к себе в кузов население города, эвакуировав в первый год блокады около 550 тыс. человек. Благодаря систематическим перевозкам нормы выдачи продуктов в Ленинграде увеличились и население стало меньше голодать.
Следующий этап навигации по Ладожскому озеру начался в конце мая 1942 года. Грузовые корабли перевезли в обоих направлениях более 1 миллиона грузов, из них 700 тыс. приходилось на Ленинград. На Большую землю было эвакуировано 445 тыс. человек из мирного населения.
В обратном направлении на фронт было доставлено около 300 тыс. военных.
Летом 1942 года удалось проложить по дну Ладоги трубопровод, который позволял снабжать город горючим, и кабель для подачи электроэнергии с Волховской ГЭС.
С середины декабря 1942 по март 1943 года снова начала действовать ставшая уже легендарной Дорога Жизни. За указанный период было перевезено более 200 тысяч разнообразных грузов и эвакуировано 100 тыс. человек.
18 января 1943 года Красная Армия отвоевала у врага Шлиссельбург, и блокада Ленинграда была прорвана.
Сразу же после этого события была проложена железная дорога, по которой без всяких проблем пошли все необходимые городу грузы. Впоследствии эту дорогу назвали Дорогой Победы. Но, несмотря на это, ладожский маршрут продолжал действовать до окончательного снятия блокады с города, то есть до января 1944 года.
Ответить на вопрос: «Что такое Дорога Жизни?» невозможно без основательного описания ее маршрута. Она начиналась на Финляндском вокзале и по суше следовала к берегу Ладоги, а потом непосредственно по замерзшему озеру. При этом основной маршрут Дороги Жизни проходил всего за 25 километров от вражеских позиций на берегу, откуда осуществлялся обстрел движущихся обозов.
Водители груженого транспорта постоянно рисковали жизнью, двигаясь под огнем немецкой артиллерии и авиации и рискуя провалиться под лед озера. Но, несмотря на все трудности, по дороге каждые сутки проходило от пяти до восьми тонн разных грузов.
В ходе использования легендарной дороги был установлен любопытный факт: самое ужасное при осуществлении движения по льду - не налеты немецких бомбардировщиков, а движение с резонансной скоростью. В таком положении любой легковой автомобиль уходил под лед в том месте, где несколько часов назад проходил тяжелогруженый обоз. Поэтому скорость движения на каждом участке озера строго регулировалась.
Дальнейшая судьба Дороги Жизни была такой:
как известно, весной 1943 года, когда кольцо блокады Ленинграда было разорвано, Дорогу Жизни заменила новая Дорога Победы, которая представляла собой железнодорожную ветку от Волхова до Ленинграда. Но зимой продовольствие в город поставляли по старому маршруту - через Ладожское озеро.
Великая Отечественная Война, Блокада Ленинграда, в частности, являются яркими примерами искреннего патриотизма и стойкости духа. Миллионы людей не сдались врагу и перенесли все тяготы и трудности военных лет.
Что такое Дорога Жизни? Это один из множества подвигов советского народа в военные годы.
Автор статьи Иван Иванович Живой
Википедия
*** *** ***
Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц с первых дней Блокады вела репортажи по радио в осажденном городе. Она была свидетельницей того ужаса, что выпал на долю горожан. Своими передачами она поддерживала Дух ленинградцев, вливала в них силы выстоять, надежду на скорое освобождение от их невыносимых мучений. Затаив дыхание, её слушали жители, воины, моряки. Писали ей письма, город жил одной семьёй. А она... писала и писала так, что вот уже 75 лет прошло от тех ужасных событий, но сердце рвётся на части и слёзы застилают глаза, когда читаешь её стихи и поэмы...
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПОЭМА
3
О, да – иначе не могли
ни те бойцы, ни те шофёры,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступлённо,
и со стеклянной вышины
врагу отчётливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лёд,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбёжки хуже,
Ещё мучительней и злей –
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле.
Казалось, солнце не взойдёт.
Навеки ночь в застывших звёздах,
навеки лунный свет, и лёд,
и голубой, свистящий воздух.
Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив ещё. Он рядом где – то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под тёмным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
«К заре, сказали, привезут...»
«Гражданочки, держаться можно...»
И было так: на всём ходу
машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
«Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев».
И вот - в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре –
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнём и кровью пополам...
О, сквозь кольцо пробитый путь,
единственный просвет в отчизну!
Но враг хотел кольцо замкнуть
совсем. Отнять дорогу к жизни.
Был Тихвин взят. Рыча и злясь,
фашисты лезут к Волховстрою.
Всё туже смертная петля
на горле города – героя.
Нет! Не дадим петлю стянуть!
Дорогу к городу не троньте!
И бьются за последний путь
солдаты Северного фронта...
Да, мы не скроем: в эти дни
мы ели клей, потом ремни;
но, съев похлёбку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне...
Так дрались мы за рубежи
твои, возлюбленная Жизнь!
И я, как вы, - упряма, зла –
за них сражалась, как умела.
И люди слушали стихи,
как никогда, - с глубокой верой,
в квартирах чёрных, как пещеры,
у репродукторов глухих...
И обмерзающей рукой,
перед коптилкой, в стуже адской,
гравировал гравёр седой
особый орден – ленинградский.
Колючей проволокой он,
как будто бы венцом терновым,
кругом – по краю – обведён,
блокады символом суровым.
В кольце, плечом к плечу, втроём –
ребёнок, женщина, мужчина
под бомбами, как под дождём,
стоят, глаза к к зениту вскинув.
И надпись сердцу дорога –
она гласит не о награде,
она спокойна и строга:
«Я жил зимою в Ленинграде».
Гравёр не получал заказ.
Он просто верил – это надо.
Для тех, кто борется за нас,
кто должен выдержать блокаду...
Ольга Берггольц
(из готовящейся биографической книги)
Свидетельство о публикации №119011908730