Цветные стеклышки
Эта книжка, адресованная в первую очередь юному читателю, в большей степени подросткам, наверняка и понравится, и полюбится, рискну предположить, и гораздо более зрелой, умудренной жизнью аудитории: нынешним родителям и даже… бабушкам и дедушкам. И в этом есть своя закономерность. Да, рассказы и повести Ларисы Румарчук – об отрочестве и процессе взросления души , однако детство и ранняя юность ее героини пришлись на суровые военные и послевоенные годы. Эта книга – во многом автобиографическая по характеру, и по-детски острый и зоркий взгляд писательницы, ее цепкая и емкая память сохранили для нас множество неотъемлемых примет и деталей, характерных для того времени, умело выстраивая драгоценную ретроспективу.
« Адрес счастья- бузина у дома…»
Неужели в ту суровую, голодную, безрадостную годину, полную опасностей и смертельных угроз, одинаково беспощадную и тяжелую и для взрослых, и для детей, возможно было ощущение радости и счастья? Рассказы и повести Ларисы Румарчук, которые вошли в книгу, красноречиво и убедительно свидетельствуют, что возможно. Более того, именно чувство счастья пронизывает большинство страниц ее повествования, несмотря на достаточно мрачный фон, правдиво воссозданный скудный военный быт: «Сидели в пальто, по трое за партой. В чернильницах, вмонтированных в парту, постепенно таял фиолетовый лед.»
Но детство, даже если оно выпало на годы войны и эвакуации, все равно остается страной, в которой деревья были большими, и острое чувство радости и богатства бытия буквально переполняет юную героиню Ларисы Румарчук: « Я любила этот двор – с его водокачкой, с лужами мыльной пены, с сараями, с потрескавшейся землей, с помойкой, где мы находили цветные стеклышки. Я совсем не хотела с ним расставаться – ни сегодня, ни завтра, ни потом. Была бы моя воля, я прожила бы здесь всю жизнь». Возможно, именно постоянное ощущение шаткости этого мира, близость смерти, голода и гибели заставляют героиню с особым упорством возводить свою «башню удачи», одновременно хрупкую и нерушимую: « И я почувствовала, как во мне, задавливая страх, возникает и растет уверенность и возвращается настроение сегодняшнего утра. И та птица, которая еще недавно понуро дремала во мне, снова подняла свои крылья.»
«Длинный-длинный день»
Но, несмотря на неистовое жизнелюбие, мысли о смерти то и дело проникают в сознание юной героини повестей и рассказов Ларисы Румарчук. Впрочем, это совсем не удивительно: ведь ночь небытия все время находится где-то рядом, и возможная гибель подстерегает за каждым углом. То отважная, активная и неунывающая бабушка, которая рисует яркие и радостные коврики с зайчиками и елочками, тем самым добывая пропитание для маленькой своей семьи, сваливается от тяжелой дистрофии и оказывается на волосок от смерти( «Эвакуация»). То башкирка Марзея приносит весть, « что женщину ту нашли в подъезде мертвой и что труп был совсем замерзшим, аж стучал» («Графиня»). И все это – на фоне напряженного ожидания вестей с фронта, где вместе с тысячами советских солдат каждый миг подвергается смертельной опасности отец девочки, которому, увы, не суждено было вернуться домой с войны. «Жизнь состоит из мигов, как песочница из песка, как сугроб из снежинок. И сугроб растает, и песок исчезнет неизвестно куда,» - размышляет героиня. Отсюда и ощущение постоянной опасности, незащищенности жизни в этом «прекрасном и яростном мире», и острое мистическое чувство: « Я бросаюсь к лестнице, заношу ногу на ступеньку и вдруг с ужасом ощущаю ее непрочность, зыбкость… А сверху уже протягивается спасительная рука…» («Трое в вагоне, не считая собаки»). Отсюда же возникает и острое ощущение жизни как чуда, как волшебного и редкостного подарка, сюрприза, и детская надежда изобрести эликсир бессмертия, и вера в то, что будет вечно длиться «этот длинный, длинный день»…
«Моя первая зависть»
Однако «вихри враждебные» веют не только снаружи, в мире внешнем, открытом настежь «бешенству ветров». Лариса Румарчук – и в этом, несомненно, притягательность и сила ее прозы – далека от идеализации юных своих героев и героинь. Она правдиво показывает сложность и противоречивость их внутренней жизни, сумятицу чувств, которая порой их просто захлестывает и накрывает с головой. И, стоит отметить, чувства эти далеко не всегда самого благородного и возвышенного характера. Среди них присутствуют и уколы зависти, и вспышки ревности и азарта, и горечь обиды, и желание отомстить, и даже слепая злоба и ненависть, доходящая до бешенства… «…Как все соперницы, мы тайно ненавидим друг друга» («Единственное лето»). «… С остервенением я стала затаптывать эту надпись» («Света»). Одним словом, бремя страстей человеческих довольно тяжело ложится на плечи подростков, которые пока попросту не в силах этим страстям противостоять. Сразу приходит на память широко известная цитата из «Братьев Карамазовых»: «Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей». Да, согласимся, что отношения подростков, показанные на страницах книги, от идиллии далеки, и сами они мало походят на традиционных и хрестоматийных пай-мальчиков или пай-девочек. Автору удается создать живые и убедительные характеры, показать диалектику процесса взросления, наделяя своих героев определенной амбивалентностью, которая в литературе, предназначенной для юного читателя, выглядит новаторски и достаточно смело, что следует отнести к несомненным достоинствам книги.
*******
Классик советской детской литературы Самуил Маршак однажды сказал: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, но только лучше». Берусь с уверенностью утверждать: Лариса Румарчук ни на йоту не отступает от этого основополагающего принципа. Ее рассказы и повести отмечены напряженной внутренней драматургией , глубоким психологизмом, точностью и емкостью деталей, удивительным цветовым зрением…. При этом проза, созданная ею, буквально завораживает упругим ритмом, умело использованными повторами, которые успешно служат своеобразному «нагнетанию» драматизма действия, после чего читатель испытывает настоящий катарсис в преддверии счастливого конца. Свободная от скучного дидактизма, нарочитой поучительности, книга о военном детстве писательницы читается с подлинным увлечением. Созданная ярко и многогранно одаренным автором, она по праву принадлежит к настоящей, серьезной литературе.
Елена Печерская
Свидетельство о публикации №119011905856