14. 12

Романтизация прошлого - большая ошибка. Ведь то, что мы называем прошлым - на самом деле, наше настоящее, из которого постепенно складывается будущее. То, что на нас влияет или же способно повлиять в действительности - запущенный когда-то процесс, что незримой чертой, часто плохо контролируемой самим человеком, проходит через значительную часть его жизни. Полного контроля над такими процессами достичь невозможно, однако, любое дело требует упорного обучения. Так что же для этого важно?
Пожалуй, некое осмысление своей жизни. Важно разобраться, почему. Почему это случилось. Как правило, ответ на "почему" - это прежде запущенный процесс, и он запущен нами. Причина - мы. Пусть кто-то нас обидел в прошлом, но наш внутренний отклик - обида - наша, и за любой подобный внутренний слом, который не удалось уследить вовремя и исправить, мы платим в дальнейшем. Процесс нас преследует, не давая нам забыть о том, что он запущен нами. А мы обвиняем обидчиков - о, как это глупо. Но тот самый факт, что обида внутри нас и протекает сквозь события нашей жизни, даже при полной смене ситуации и частичных изменениях нашего мировоззрения - этот самый факт подтверждает нашу ответственность за любое малейшее движение души.
А предположим, что обидчиками являемся мы. Виноват ли тот, кто на нас обижается? Перед нами - нет. Перед собой - да. А если мы обижаем кого-то, то мы также виноваты перед собой. Это и есть создание незримой привязки с "прошлым" - запуск процесса. И ничто извне не может нас повредить так, как способны нас изувечить эти привязки.
...
Вопросам "почему" нет конца и края. Почему я это сделал - один вопрос, почему другие поступили также или иначе, или не так, как было ожидаемо - другой. Почему время одних лечит, а других калечит, и существует ли время на самом деле? Что оно - процессы, циклы, череда случайностей, ряд закономерностей, или зебра, в конце концов??
Множество таких вопросов заставляет остановиться, зафиксировать мысль, задуматься - а зачем я живу, зачем я жил, и как отличаются мои прежние цели от тех, что в моей жизни сейчас, и что из того, что я считал целью - действительно благотворный процесс, направленный на позитивную перспективу, а не тупик, не ходьба по колее, не самообман и утопия важности, не бездумная погоня за результатами без понимания смысла, без объективной обоснованности?
...
Сами же по себе вопросы пугают. Они - ходьба по неизвестности. И, тем не менее, вдохновляют, потому что неизвестность - это ещё не тьма. Слепой не видит тьмы - он ищет в пятнах очертания. Он чувствует окружающее пространство кожей и, пожалуй, всем своим телом, а затем, и душой. Незримая внутренняя воля вынуждает его искать очертания даже тогда, когда очевидна слепота. Очевидна для всех, но не для слепого.
Слепой ограничен в возможностях. А ведь физическое зрение не даёт полноты осознания жизненных смыслов. Как и иные рецепторы, впрочем. Получается, и человек ограничен - причём любой человек. Однако, чем-то он всё же обладает. Грустно же при обладании ограниченного понимания поверхностных, очевидных фактов, довольствоваться этим пониманием. Грустно не осознавать своей слепоты и ограниченности. Это подобно остановке в развитии, тупику и даже аналогично литургическому сну, который, при наихудшем раскладе, длится до самой смерти. Может ли человек не задавать вопросы, не искать ответов, не смотреть вглубь себя... Может. Но это - лишь шаг в огромную пропасть безразличия к себе и другим. Спутанные отголоски от потери внутренней целостности - идентичности. То, что превращает человека в насекомое, удовлетворяющее голод, бегающее из крова в кров, от дела к делу, и, на худой конец, выполняющее детородные функции.
...
Другая крайность - "в ограниченной полноте неограниченного знания". Получить ответы на всё и про всё, но не найти в себе любви или хотя бы воли к усовершенствованию имеющего знания, или приобретению нового - значит, прозреть до тьмы, и погрузиться в мрак нигилизма. Мир чудовищно страшен, - процессы существуют помимо людей и благодаря людям, а время "беспощадно" - и вместо того, чтобы завершить эти процессы за человека, оно, как может показаться, лишь усиливает их мощь. Но на самом же деле время практически безучастно, и даже, скорее, призвано помогать человеку, стать некой ступенчатой лестницей для перехода к вечности. Время напоминает о том, что есть конечное, а есть вечное. Но запущенные и непознанные процессы, не искоренённые даже при очевидной необходимости в их уничтожении, неуправляемые и хаотичные - всё это острые камни на ступеньках времени, которые режут и ранят. И человек ведь сам подбросил себе эти камни. А виноваты все - лестница, время, окружение, обстоятельства, но - не истинный тому виновник.
...
«Я бы себе вредить не стал. И другим не хотел - но так уж вышло. Обстоятельства. А те, что мне причинили боль - это моё поганое окружение, я его не выбирал.
И вообще, моя гибель, духовная гибель - это не я, это все такие, это жизнь такая, жизнь меня вынудила. А жизнь моя - Детройт. Смотрю в счастливые глаза соседа - там цветущий сад, озёра и айсберги, симфонический оркестр с кордебалетом. С моими побитыми стёклами и смрадом захламлённых улиц всё это не сравнится. Даже, если у соседа жигули, а у меня новая honda. Даже если у меня во дворе бассейн и теннисный корт, а он на днях вынес во двор пианино, которое заполняло, чуть ли треть их тесной и душной "конуры"».
...
Человек - слепец. Он чувствует боль, но не видит причину, и так слишком часто.
Вопрос "почему" - открытый. Ответ страшен, как страшно взглянуть на верх лестницы и понять, где вечность, какая она. Ответ так же страшен, как жутко обернуться назад и осознать, что сзади - ничего не видно, а это - первая, вторая или третья "ступень", которые идентичны и одинаково омерзительны своей кривизной. Но, а четвёртая "ступень" чиста. Добраться до неё мешают "камни" - процессы, прошлое, которое не прошло.
Проще игнорировать существование другой "ступени", как и идею Вечности, и всё страшное, злое и ядовитое, трудное и неоднозначное. Проще забыть, чем исправить. Проще суетиться, чем задумываться. Проще грустить, чем позволить себе радость - детскую и невинную, с тех времён, когда прошлое не было столь реальным, а ты - не был себе палачом. Проще - но...

Стоит ли это жизни?


Рецензии