14. 12
Пожалуй, некое осмысление своей жизни. Важно разобраться, почему. Почему это случилось. Как правило, ответ на "почему" - это прежде запущенный процесс, и он запущен нами. Причина - мы. Пусть кто-то нас обидел в прошлом, но наш внутренний отклик - обида - наша, и за любой подобный внутренний слом, который не удалось уследить вовремя и исправить, мы платим в дальнейшем. Процесс нас преследует, не давая нам забыть о том, что он запущен нами. А мы обвиняем обидчиков - о, как это глупо. Но тот самый факт, что обида внутри нас и протекает сквозь события нашей жизни, даже при полной смене ситуации и частичных изменениях нашего мировоззрения - этот самый факт подтверждает нашу ответственность за любое малейшее движение души.
А предположим, что обидчиками являемся мы. Виноват ли тот, кто на нас обижается? Перед нами - нет. Перед собой - да. А если мы обижаем кого-то, то мы также виноваты перед собой. Это и есть создание незримой привязки с "прошлым" - запуск процесса. И ничто извне не может нас повредить так, как способны нас изувечить эти привязки.
...
Вопросам "почему" нет конца и края. Почему я это сделал - один вопрос, почему другие поступили также или иначе, или не так, как было ожидаемо - другой. Почему время одних лечит, а других калечит, и существует ли время на самом деле? Что оно - процессы, циклы, череда случайностей, ряд закономерностей, или зебра, в конце концов??
Множество таких вопросов заставляет остановиться, зафиксировать мысль, задуматься - а зачем я живу, зачем я жил, и как отличаются мои прежние цели от тех, что в моей жизни сейчас, и что из того, что я считал целью - действительно благотворный процесс, направленный на позитивную перспективу, а не тупик, не ходьба по колее, не самообман и утопия важности, не бездумная погоня за результатами без понимания смысла, без объективной обоснованности?
...
Сами же по себе вопросы пугают. Они - ходьба по неизвестности. И, тем не менее, вдохновляют, потому что неизвестность - это ещё не тьма. Слепой не видит тьмы - он ищет в пятнах очертания. Он чувствует окружающее пространство кожей и, пожалуй, всем своим телом, а затем, и душой. Незримая внутренняя воля вынуждает его искать очертания даже тогда, когда очевидна слепота. Очевидна для всех, но не для слепого.
Слепой ограничен в возможностях. А ведь физическое зрение не даёт полноты осознания жизненных смыслов. Как и иные рецепторы, впрочем. Получается, и человек ограничен - причём любой человек. Однако, чем-то он всё же обладает. Грустно же при обладании ограниченного понимания поверхностных, очевидных фактов, довольствоваться этим пониманием. Грустно не осознавать своей слепоты и ограниченности. Это подобно остановке в развитии, тупику и даже аналогично литургическому сну, который, при наихудшем раскладе, длится до самой смерти. Может ли человек не задавать вопросы, не искать ответов, не смотреть вглубь себя... Может. Но это - лишь шаг в огромную пропасть безразличия к себе и другим. Спутанные отголоски от потери внутренней целостности - идентичности. То, что превращает человека в насекомое, удовлетворяющее голод, бегающее из крова в кров, от дела к делу, и, на худой конец, выполняющее детородные функции.
...
Другая крайность - "в ограниченной полноте неограниченного знания". Получить ответы на всё и про всё, но не найти в себе любви или хотя бы воли к усовершенствованию имеющего знания, или приобретению нового - значит, прозреть до тьмы, и погрузиться в мрак нигилизма. Мир чудовищно страшен, - процессы существуют помимо людей и благодаря людям, а время "беспощадно" - и вместо того, чтобы завершить эти процессы за человека, оно, как может показаться, лишь усиливает их мощь. Но на самом же деле время практически безучастно, и даже, скорее, призвано помогать человеку, стать некой ступенчатой лестницей для перехода к вечности. Время напоминает о том, что есть конечное, а есть вечное. Но запущенные и непознанные процессы, не искоренённые даже при очевидной необходимости в их уничтожении, неуправляемые и хаотичные - всё это острые камни на ступеньках времени, которые режут и ранят. И человек ведь сам подбросил себе эти камни. А виноваты все - лестница, время, окружение, обстоятельства, но - не истинный тому виновник.
...
«Я бы себе вредить не стал. И другим не хотел - но так уж вышло. Обстоятельства. А те, что мне причинили боль - это моё поганое окружение, я его не выбирал.
И вообще, моя гибель, духовная гибель - это не я, это все такие, это жизнь такая, жизнь меня вынудила. А жизнь моя - Детройт. Смотрю в счастливые глаза соседа - там цветущий сад, озёра и айсберги, симфонический оркестр с кордебалетом. С моими побитыми стёклами и смрадом захламлённых улиц всё это не сравнится. Даже, если у соседа жигули, а у меня новая honda. Даже если у меня во дворе бассейн и теннисный корт, а он на днях вынес во двор пианино, которое заполняло, чуть ли треть их тесной и душной "конуры"».
...
Человек - слепец. Он чувствует боль, но не видит причину, и так слишком часто.
Вопрос "почему" - открытый. Ответ страшен, как страшно взглянуть на верх лестницы и понять, где вечность, какая она. Ответ так же страшен, как жутко обернуться назад и осознать, что сзади - ничего не видно, а это - первая, вторая или третья "ступень", которые идентичны и одинаково омерзительны своей кривизной. Но, а четвёртая "ступень" чиста. Добраться до неё мешают "камни" - процессы, прошлое, которое не прошло.
Проще игнорировать существование другой "ступени", как и идею Вечности, и всё страшное, злое и ядовитое, трудное и неоднозначное. Проще забыть, чем исправить. Проще суетиться, чем задумываться. Проще грустить, чем позволить себе радость - детскую и невинную, с тех времён, когда прошлое не было столь реальным, а ты - не был себе палачом. Проще - но...
Стоит ли это жизни?
Свидетельство о публикации №119011902718