Ду Фу

***
Ду Фу - величайший поэт Китая, выдающийся корифей-классик, чей талант сравним лишь с талантом Ли Бо и Ван Вэя. Ду Фу оставил огромное поэтическое наследие- около 1400 стихотворений, от четверостиший до поэм, разнообразных по стилю и содержанию.


Поэзию Ду ФУ называют «историей в стихах». Словно бесконечные свитки, исполненные кистью вдохновенного художника, предстает перед нами далекая жизнь.

***
В захолустной деревне
Стоит мой шалаш. У ограды
Зеленеет сосна,
Тишина и безлюдье вокруг.
Чья-то лодка плывет
По реке, в пелене снегопада,
Под ударами ветра
Склонился к тропинке бамбук.
Рыбы мерзнут в воде,
К тростникам прижимаясь бесшумно.
И на отмели гуси
Готовятся в дальний полет.
Сычуаньским вином
Я развеял бы грустные думы —
Только нет ни гроша,
А в кредит мне никто не дает.
761 г.

***
Замечательный мастер стиха оставил потомкам совершенные, реалистические произведения, яркие и многообразные. «Песня о боевых колесницах» и «В поход за Великую стену», «Засохшие пальмы» и «Большое мандариновое дерево», «Прощание старика» и множество других лирических и открыто гражданских стихотворений составляют гордость и славу великого поэта.

Ду Фу происходил из старинного рода служилых людей. Среди его предков были и крупные полководцы, и замечательные ученые, писатели, поэты, видные государственные деятели. Но ко времени рождения Ду Фу это была захудалая семья провинциального чиновника.

В жизни и творчестве Ду Фу различают несколько периодов.

Родился поэт в 712г. До начала 40-х годов о его жизни известно мало. Рассказывают, что в возрасте 20-35 лет он много путешествовал. Возможно, что в этом проявилась его беспокойная натура, толкавшая его к скитальческой жизни; возможно, что тут сыграли роль огорчение, недовольство в связи с неудачами на правительственных экзаменах, помешавшими Ду Фу вступить на путь чиновника, к чему он стремился и в силу семейных традиций, и по необходимости иметь обеспеченные средства к существованию.

Путешествие с друзьями Ли Бо и Гао Ши было заключительным этапом этой полосы скитаний, продолжавшейся в общем с 731 до 741г.

Далее идет вторая полоса жизни поэта- 40-е годы и первая половина 50-х годов- до мятежа Ань Лу-шаня. В 741г. поэт прекращает свои скитания и на целых десять лет обосновывается в Чанъани. Почему Ду Фу приехал в Чанъань? Возможно, ему надо было подумать о более или менее прочном устройстве своей жизни, о заработке, и он рассчитывал устроиться на государственную службу.

Во всяком случае мы знаем, что он предпринимал различные шаги в этом направлении, пытался даже сблизиться с влиятельными в политическом мире купцами, принимал участие в их кутежах. Но из этих попыток ничего не вышло. А, кроме того, обстановка в столице уже заметно менялась. Во всем ощущалось приближение кризиса.


Далее идут 755-759 годы. Тяжелые годы и для страны, и для нашего поэта. В конце 755г. Ань Лу-шань во главе большой армии начинает движение к центру страны и в середине 756 г. овладевает Чанъанью. Сюаньцзун со всем двором бежит в провинцию Сычуань.

В начале мятежа Ду Фу со своей семьей находился в одном городке к северо-востоку от Чанъани. За некоторое время до падения столицы он перебрался подальше, и, устроив в одной деревне свою семью, сам направился к двору нового императора Суцзуна, сына Сюаньцзуна, сменившего на престоле отрекшегося отца.

Однако по дороге поэт попал в руки мятежников, был препровожден в Чанъань и брошен в тюрьму. В 757г. ему удалось бежать из заключения. На этот раз он добрался до Суцзуна и поступил на службу. Вместе с двором он вернулся в освобожденную столицу.

Однако служба его в столице продолжалась недолго: меньше чем через год он был переведен в провинцию- в Хуачжоу. Но и здесь ему не пришлось задержаться: через год этот район постиг неурожай и начался голод.

Ду Фу вынужден был спасать свою семью. Вместе с женой и детьми он в 759 г. перебрался Циньчжоу в провинции Ганьсу. Через три месяца ему пришлось бежать и отсюда: голод дошел и до этих мест, а кроме того, весь уклад жизни, непривычный и чуждый, действовал на состояние духа поэта, и без того обостренное.

После некоторого времени бесплодных скитаний по различным городкам Ду Фу наконец после трудного и опасного путешествия добрался в конце 759 г. до Чэнду- главного города богатой провинции Сычуань.

В Чэнду Ду Фу сначала нашел то, что искал: возможность мирного и спокойного существования. Здесь у него были друзья, покровители, помогшие ему устроиться. В 760 г. он даже построил себе домик, где прожил три года. Это были, пожалуй, наиболее светлые годы в его жизни. Но пришел конец и этому. В 762 г. и в Чэнду вспыхнули беспорядки-отголоски волнений в центральной части страны. Пришлось поэту снова спасать не столько себя, сколько свою семью.

Около полутора лет он провел в разных городках провинции Сычуань, дожидаясь успокоения. С восстановлением спокойствия Ду Фу снова вернулся в Чэнду, но обстановка там была уже не та, и поэту не на кого было опереться. В 765 г. он опять покинул Чэнду, на этот раз навсегда.

Спустившись вниз по Янцзыцзян, он весной 766 г. остановился в маленьком городке Куйчжоу. Здесь он провел два года.

Однако мысль о Чанъани не оставляла Ду Фу, и в 768 г. он отправился в свое последнее путешествие, надеясь добраться до столицы. Но Чанъань и весь окружающий район были тогда ареной непрестанных столкновений отдельных военачальников, ареной вторжений кочевников. Такая обстановка не позволила поэту осуществить свое намерение. Так, на джонке посредине реки Янцзы в 770 г. его и застигла смерть.


Девятнадцатилетним он юношей отравился в путешествие и провел в странствиях десять лет. Во время этого путешествия было написано стихотворение «Взирая на священную вершину»- одно из самых ранних среди дошедших до нас произведений Ду Фу.

Следует сказать, что стихов от этого периода осталось очень немного, да и те в большинстве принадлежат к последним годам этой полосы жизни поэта.

Но даже из этих стихов можно видеть, что поэт стремился преодолеть традиции прежней поэзии с её внешней красивостью при внутренней пустоте и оторванности от действительности. Это ранний Ду Фу, нащупывающий свой путь.

После окончания скитаний поэт поселяется в столице и переносит свое внимание на общественную жизнь. Он переходит к изображению несправедливости, зла, насилия, которые наполняют жизнь и омрачают её. Верность жизненной правде он видит именно в раскрытии темных сторон действительности своего времени. Это гневный, горячий молодой Ду Фу.

Затем начинается война и смута. В такой жизненной обстановке в творчестве Ду Фу произошел перелом. От изображения зла и насилий он перешел к изображению горя, страданий. В центре его внимания оказался человек. При этом через человека своей эпохи и своей страны он начинает видеть человека как такового. В его стихах уже звучит тема человеческой жизни, человеческой судьбы.

Он становится поэтом-гуманистом в самом высоком значении этого слова. Правда, в жизни он видел только страдания. Отсюда повышенная эмоциональная обостренность его стихов тех лет. Это страдающий, почти отчаявшийся в жизни зрелый Ду Фу. Несчастья открыли Ду Фу глаза на окружавший его мир.

Поэт делил с народом все горести, он на себе испытал, что означают война и голод. Это помогло ему лучше понять народ, правдиво и взволнованно рассказать о горе и страданиях народа в таких, например, стихотворных циклах, как знаменитые «Три чиновника», «Три прощания», «Деревня Цянцунь».

Пораженный социальными контрастами, Ду Фу гневно обличал жестоких чиновников, равнодушных к горю простых людей, с негодованием писал о бесстыдной роскоши феодальной знати. Ду Фу был против войны, он осуждал её. Стихи его полны участия к судьбам солдат, угнанных на войну, осиротевших семей, вдов. Но в стихах Ду Фу всегда находилось место и для патриотических строк, призывавших соотечественников к отпору иноземным захватчикам. В эти тяжелые для Китая годы во всей полноте раскрылся поэтический талант Ду Фу- гражданина и патриота.

И наконец наступает последний этап творчества поэта- с начала 60-х годов до смерти в 770г. Тяжелобольной, измученный житейскими невзгодами, Ду Фу все же продолжал писать- вплоть до самой своей смерти. Последнее десятилетие было в его творчестве самым плодотворным- он написал 1072 стихотворения, что составляет примерно три четверти всех его стихов, сохранившихся до наших дней.

Поэт ощущал необыкновенный прилив творческой энергии. «Близится горестный мой закат, но душа ещё молода», — писал он. В стихах последних лет Ду Фу как бы заново переживал свое прошлое, оглядывался на пройденный путь, поверяя современникам свои раздумья и чувства. Это была лирическая исповедь поэта.

И преобладали в ней мотивы тоски и одиночества. Ду Фу создал в этот период немало шедевров пейзажной и философской лирики. Многие из его произведений последнего десятилетия продолжали и развивали социальную тему («Крепость Боди», «Давно на чужбине», «Прибыл гость», «Ночую на заставе Хуаши»).

Ду Фу снова и снова говорил о своем сочувствии многострадальному народу. Он возвращался к мечтам о мире для Китая («Песня о хлебе и шелковичных червях») и о счастье для всех людей («Стихи о том, как осенний ветер разломал камышовую крышу моей хижины»).

Ду Фу не сворачивал с избранного пути: осуждение несправедливости и стремление к добру составляли смысл всей его жизни и всего творчества. Эти годы были для поэта периодом интенсивного творчества, принявшего новое направление.

Ду Фу начал понимать, что в жизни есть не только зло и страдание, но и добро, и радость, что сам человек есть прежде всего носитель именно доброго и светлого. В связи с этим в стихах Ду Фу появляется душевная теплота, неожиданная для него при всех неудачах в его личной судьбе, при всех несчастьях его страны.

Поэт, до этого говоривший о человеческом горе, как бы понял, что за этим горем он перестал видеть самого человека, а через него - вечное в людях и в жизни.

Именно благодаря этому пониманию в его стихи проникло теплое чувство к людям, соединенное с сознанием величия человеческого духа. Об этом и говорит данное ему имя поэта-мудреца.


***
Информация из интернета.


Рецензии