Лучше меньше, да лучше...

О Новогодних страстях…
«Лучше меньше, да лучше…»

-  это моё зрительское пожелание. Не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов о том, чем нас потчевали телеэкраны в эту новогоднюю неделю, а то, пожалуй, и две.
Есть, наверное, люди, которые ко всему этому относятся добродушно, равнодушно, вообще никак. Я, как-то вот, не из их числа. Мне – вынь да положь – самое лучшее. А иначе - зачем вообще нужны эти телепоказухи?
Я – зритель требовательный, имеющий тонкий эстетический вкус, и прошу потому: уж хотя бы в праздники порадуйте хоть чем-то наши души!
Но чем они могут порадовать, ежели у них этот эстетический бомонд давненько уже – весьма престарелый, потрепанный, потому - безголосый. А молодые – не очень умелые. С кого там спрашивать?
Ещё недавно я готова была во всём винить только самих эстрадников: не понимают, насколько надоели, приелись уже зрителям. Насколько осипли или охрипли (пора и с большой сцены уже уходить! Или делать какие-то перерывы-отдышки в своих выступлениях!). Нет, не понимают того, не видят – не слышат того, или делают вид, что их час ещё не пробил…
Концерты наших эстрадников уже давно не радуют зрителя (как должны бы, иначе - зачем они вообще нужны?), а только раздражают. Смотрю-слушаю их – и впадаю в полный эстетический упадок, в полную депрессию.
Господи, убереги от российских эстрадников!!
…Вот только что (13.01.19.) по первому телеканалу закончился крупно обозначенный «Главный новогодний концерт». Смотреть всё подряд – не смогла, поэтому полной конкретики высказать не могу, не всё увидела. Но из того, что увидела, порадовали только Долина, «Земляне» с Биланом, Киркоров с молодыми рэперами песней «Цвет настроения чёрный» (спели под закрытие концерта, а я вот эту песню здесь прослушала не сначала, потому так и осталась в неведении – с кем её поёт Киркоров?)
Но, надо сказать, ещё ранее услышав эту новую песенку с рэпом по МузТВ, я была просто очарована, как крепко – музыкально и эстетически – ребята выковали этот хит! Браво, молодцы! И кто бы мог подумать, что такие пессимистические вроде бы слова, как «цвет настроения чёрный…» можно облечь в такую форму интонаций и тонов, что она заиграет таким маленьким изумрудом…
Ну что тут скажешь? Каков подход к своему делу – таков и результат. Именно из-за нетворческого, поспешного, полудилетантского подхода к исполнению многих-многих песен в последнее время абсолютно не хочется слушать ни Валерию, ни Повалий, ни Зару, ни десятки других, - даже из числа тех, у кого реально есть голос! Неплохой, крепкий ещё, но они – совершенно не стремятся к разнообразию в исполнительстве!
Ни в музыкальном оформлении того, что поют (соглашаются петь всё подряд! Возможно даже, полагая, что чем песня проше – тем лучше?), ни в интонационном-исполнительском.
Скушны, дамы, скушны,  – до отвращения! А если взять во внимание – что многие из поющих на наших сценах (телеэкранах) ещё и просто безголосы вообще, - то тут уж полагаешь, что сталкиваешься прямо-таки с откровенным вредительством в формировании эстетического вкуса массового российского слушателя и телезрителя!
Наши же телеэкраны (читай – журналисты) нередко ещё и желают подольстить малоталантливым крикунам и крикухам: бессовестно во всеуслышание обзывают их телезвёздами! Мать честная! Это шепелявая, всегда однообразная Успенская у вас звезда?  Или давно потерявший мелодичность голоса В.Меладзе? Или хрипящий Газманов? Патологически, гормонально больной Лепс?
Люди, коллеги, вы не посходили ль с ума там, в ваших телекабинетах – телестудиях? Ну, смешно, ей Богу! Ну, смешны ваши телезвёзды!
Уж какое было счастье, что наконец-то «забежал куда-то за поворот» г. Б.Моисеев. Не спорю, когда-то, в начале карьеры – да, был интересен, прекрасно танцевал, что-то ставил сам творчески. Спасибо, Боря, что был! Но когда позднее, как мерин, выл на лучших сценах страны, – это уже было – ну ни в какие ворота!
У нас тут композиторы все запели: голосов нет, а воют, словно на своих родных кухнях. – Поответственнее надо, граждане, поответственнее! Уважайте зрителя! Не плодите среди них непонимашек и неразличашек – где плохо, где хорошо? Они и так в массе своей эстет-образований не получали, ориентируются только на то, что видят да слышат…
Хотелось бы назвать отдельные эталоны, хотелось бы, но, знаю, только озлобленность бесталанных вызову. Потому не буду. И я, естественно, сочувствую большинству певцов в возрасте, т.к. понимаю, что голос – «товар» не вечный, имеет свойство обесцениваться, терять силу, красоту, оттенки и т.д.
Ну, так внимайте разуму природы, выбирайте момент ухода с большой сцены! Уступайте молодым и оригинальным талантам, а как иначе? К счастью, отдельные голоса выдерживают «высокие напряжения», не быстро стареют, звучат ещё, сохраняют ещё полифонию оттенков… Я бы это решительно сказала о А.Малинине, Л.Долиной, Л.Лещенко, немногих других.
У Аллы Борисовны голос осел и потерялся – она и ушла со сцены, Но даже когда изредка появляется там – всякий раз как-то разнообразит свою исполнительскую палитру, обдумывает сценическую подачу песни. Для неё всегда важно вызвать эмоции радости или грусти у зрителя. А чтобы добиться этого – как минимум нужно подключать голову к исполнительскому искусству, т.е. подходить творчески даже к каждой мелочи.
(Хотя моё твёрдое убеждение: мелочей в искусствах актёра вообще не бывает! Но если это настоящий актёр, конечно, либо - с амбициями стать таковым!)
Так вот закончу мысль, начатую выше: прежде я полагала, что исполнительское мастерство, дующее на нас с телеэкранов, полностью зависит от самого певца. Только недавно как-то догадалась: да нет, оно во многом спроецировано ещё и теми, кто ставит и снимает программы-концерты. А в новогодние дни-вечера лишний раз убедилась в этом.
Голубой огонёк по второму каналу просто разочаровал: ни одного нормального исполнения (может, только П.Гагарина ещё выглядела достойно? Н.Кадышева с Витасом, певшие в дуэте.) Лорак, Лобода – вызывали просто отвращение. Все съёмки показали только их губастость, и не более того. Внешний вид – вульгарен. Причёски – жуткие. Все – словно гоголевские Солохи.
Меня этот «голубой огонёк» весьма насторожил: неужели и далее, в новые года, они будут сниматься по этой же схеме? Все певицы (или почти все), словно сговорившись, были в столь коротких юбках-платьях, что те едва прикрывали их задницы. О ножках ничего дурного сказать не могу – красивые, стройные, есть что показать. Но… их было так много, в таком изобилии, что они не вызывали любования, а, скорее, наоборот…
А когда плясали девицы в бордовых костюмах (право, не знаю, какой был ансамбль, - боюсь ошибиться, но, кажется, «Виагра», - я подумала: они, что, сделали вставки в программу из 90-х годов? Это было что-то! А вот если бы вместо бутафории – да поболее вложили б в исполнение своего шлягера, – может, и интерес к ним был бы сносный? И впечатление иное?
Предполагаю, что этот «огонёк» вызвал дурные эмоции не только у меня, именно потому на следующий день по тому же самому телеканалу показали весьма скромный концерт, тоже, вроде, праздничный, но подробностей от него не помню вовсе, поскольку: и исполнители всё те же, и песни, и музыка та же однообразная и… никакая в целом…
Ой, скушны вы, дамы-господа, ой, скушны… Не могу быть оригинальной в своих оценках… И тут я точно убедилась, что и ставят, и снимают эти программы – такие же неумехи-дилетанты телевизионщики: режиссёры, операторы, сценографы. Или кто там ещё…
Телевидение захлестнул гламур! Захлестнула мишура! Захлестнула серость! Безвкусие! Криклявость вместо содержания и эстетики. Опомнитесь, коллеги! Куда вы ведёте массы? Просто страшно за них, ей-бо…
А сейчас, сегодня же вечером (13.01.19.) по телеканалу «Москва-24» случайно попала на программу (кажется, журналистки Могилевской) именно о том, как и готовились эти самые огоньки. Программа так и названа: «Голубые огоньки. Кухня.»
Я чуть-чуть посмотрела эту дребедень, чуть не упала в обморок от повторов того, что нам и так уже демонстрировали в праздничные дни, а теперь ещё досужая идиотка взялась подробно разъяснять – как и какими способами вся эта галиматья снималась!
И это, простите, она делала на полном серьёзе, словно бы восхваляя других идиотов. Я не звезда, но, определённо, в шоке! Уловила одну важную для моих заметок цифру: кто-то из комментаторов в этой передаче сообщил, что во время съёмок огонька в студии находилось 500 человек, потому, дескать, было так сложно их делать (съёмки).
Показательная цифра! 500 человек! Многим – платили по 500 рублей за присутствие там и за своевременные смешки перед камерами. Смешки эти, как мы знаем, нередко бывают самого нелепого свойства, совершенно не соответствуя ситуациям, происходящим на сцене.
Словом, кто - как, а я в отпаде от таких новогодних программ. В такой стране расхочется быть молодым, ей Богу. Кому подражать? Чему подражать? На кого держать равнение молодым? Кого ставить в пример? Кого брать за образец? Если пытаться пошлостью перекрывать скуку – далеко ль на этом можно уехать? Чего добиться?
И на что расходуются деньги, собираемые, впрочем, тоже за счёт телезрителя: это он же, бедолага, вынужденно переносит все эти мерзкие, назойливые, нередко – просто брехучие, рекламы?
И ни с кого ничего не спросится, вот ведь как у нас устроено управление в стране! Гуляй, мишура, сегодня твой день!
…Это иногда из очень пустых американских, например, комедий я делаю вывод: а люди там уже и не живут нормальной жизнью! Их городская возня именно и проходит на фоне подобных «огоньков», где нет ничего настоящего, кроме  побрякушек, фантиков, хлопушек, серпантинов, гирлянд, конфетти и прочей муры. Дожились до того же и русские! Ведь телевизионное у нас принимают частенько за рекомендованное.
Вот вам и рекомендованное! То самое повальное профессиональное дилетантство одних, помноженное на то же самое других, что получается в итоге? Оно же, но уже в квадрате! А если помножить ещё даже на просто равнодушие к этому телезрителя? То это уже – оно же в кубе! А если иные руководители мелких Домов культуры и т.п. учреждений ещё и примут это всё за «рекомендованное», то - что в итоге выходит тогда?
Да, повальная безвкусица и дурь! Но ведь они не задевают наших главных культурологов из правительства, так чего ж о том и слово молвить? Помолчите, очевидцы! То ли ещё будет в году следующем? Ой, ёй, ёй…
13.01.2019.
В.Лефтерова


Рецензии