По произведению Платона Пир, продолжение
I
Диотима премудрая как-то сказала
об Эроте немало доходчивых слов:
"Блага, счастья желать - не дорога простая,
велика и коварна для всех та любовь.
Кто корысть полюбил иль телес упражненья,
или к мудрости в жизни любовь проявил,
ни к влюблённым, ни к любящим мы без сомненья
не должны относить: им не друг близкий мил.
Лишь про тех, кто направил любовь на кого-то,
говорят,что он любит иль сильно влюблён.
Говорю людям прямо, без лести налёта:
где нет блага, любви ни с каких нет сторон.
Половинку искать иль найти себя в целом -
это вовсе не значит: любовь утверждать.
Люди любят не только своё, не то ценят,
что к дурному ведёт, коль ума не отнять.
Привлекает разумных хорошее что-то,
не устанут они его век собирать.
Если что износилось, то сбросят охотно,
чтобы новое благо туникой принять.
Благо людям - жизнь добрая в правде природной,
смерть же разом стирает блага и права.
И бессмертья желать здесь всем людям угодно,
и к нему нас любви устремляет тропа.
Все животные, звери земные и птицы,
детородною страстью покуда полны,
когда кормят детёнышей в духе традиций,
не боятся и тех, кто страшны и сильны.
Защищая любимых и маленьких деток,
могут голод терпеть и за то умирать,
всё сносить и страдать могут долго при этом.
Так они поступают с чего, можно знать?
То к бессмертию тяга, как наша людская.
Порождать к жизни новое, рьяно хранить
и растить, все заботы о том проявляя -
это значит, себя побеждая, любить.
Человек от младенчества жизнь всю до тризны
признаётся одним пред другими лицом.
Хоть всегда обновляется он в этой жизни,
всё же числится тем же, как встарь, и потом.
Он здесь что-то теряет и вновь прибавляет
и телесно, и в чувствах, и в мыслях своих.
Нрав, привычки и мнения он изменяет,
постигает он что-то в пути от других.
Знанья тоже находятся и пропадают,
и чувствительность разной бывает в свой час.
Мы меняемся, нас здесь другие меняют.
Всё имеет причин и последствий здесь связь.
Оставленье, забвенье - потеря познанья.
Восстанавливать знанья нам здесь вновь и вновь.
Упражняясь, мы в том проявляем старанья.
В упражнении крепнет и наша любовь.
Сохраняется смертное новым подобьем.
Неизменно в природе одно божество.
Возрождается жизнь здесь святою любовью,
ей напитано каждое здесь существо.
Честолюбье оставь, если мудрости ищешь:
так бессмысленно, тяжко здесь бремя его.
Стань внимательней, чутче, осмысленней, чище,
славу, жадность оставь, береги естество.
Кто готовы на подвиг и дело большое,
все стремятся в бессмертную память войти,
охраняя всё доброе и дорогое.
Добродетели их светят людям в пути.
Добрым деторождением женщины могут
обретать здесь бессмертье и счастье своё.
А духовно беременным с думами к Богу
надо духом вынашивать душ бытиё.
Разуменье и все добродетели надо
им по-творчески, как мастерам, здесь взрастить.
Рассудительность им здесь приносит отраду.
Справедливость даёт в свет дорогу мостить.
Управлять государством иль домом учиться
всем ответственным людям дано выбирать.
Надо смолоду взращивать то, что случится
в зрелом возрасте честно, с умом в жизнь внедрять.
Кто духовные качества сердцем лелеют
и хранят чистоту, всё стремясь понимать,
ищут всюду прекрасное, доброе сеют
и стремятся другим в этом всём помогать.
II
В прекрасном, гармонией в жизни хранимом,
все добрые качества легче найти.
С душой даровитой, достойной, любимой
встречаются люди на этом пути.
Душа, что добро добротой разглядела,
находит для близких родные слова.
В их духе добру посвящается тело,
растёт в воспитаньи любви голова.
С таким душой близким себя сочетая
и время находчиво с ним проводя,
душа поднимается, свету являя,
что было заложено с давнего дня.
Всегда вспоминая о друге любимом,
где б тот нынче ни был: вблизи иль вдали,
он с ним плод любви поднимает незримо,
и он их сближает, связав изнутри.
Чем мать и отец, тем становятся ближе
на поприще этом друг другу они.
И дружба меж ними прекраснее, выше,
прочнее и чище пустой стряпотни.
Их дети прекрасней, любовью сильнее
и даром бессмертия жизнью полны.
Поэтов достойных о том же имеют
сказать очень много слова глубины.
Потомство достойных от них вдохновенно,
от них принимает сердец их талант.
И память о них, как их слава, бессмертна,
наследье- спасенья живой бриллиант.
Нередко их дети страну выручали,
от гибели страшной спасли города.
Закон и мораль нам достойные дали-
мы их будем помнить за это всегда.
Родившим для нас мудрецов и героев
святилища созданы нашей душой.
Родившим обычное племя простое
святилищ никто не воздвиг на покой.
Кто хочет избрать верный путь ко святому,
начнёт с устремленья к прекрасным телам.
Коль верной дорогой идти молодому,
полюбит он тело одно, словно храм.
Родит от него он прекрасные мысли,
а после поймёт: красота его вся
родна красоте всех других, взгляду близких.
Единство прекрасного знает Земля.
Поняв это станет любить все другие
тела, что прекрасны, чувствительно он,
а к прежнему он охладеет, пустыней
ничтожной и мелкой сочтёт тот поло'н.
Начнёт он ценить красоту души выше,
чем тела любого вокруг красоту,
и добрые мысли на память запишет,
чтоб их передать тем, кто после идут.
Когда человек, что с душою хорошей,
ему повстречается в этом пути,
совсем не цветущий, но с доброю ношей,
он будет доволен, с ним станет расти.
Полюбит его и заботиться станет,
стараясь такие сужденья родить,
что юношей новых на жизнь воспитают,
позволят во всём красоту находить.
Прекрасных обычаев, нравов достойных
традиции в жизнь он захочет нести.
В красе отношений он сможет спокойно
к ничтожному тела красу отнести.
От нравов познанья придёт он к наукам,
чтоб видеть в живом постиженьи всего
всю мира красу, всё величие духа,
во многообразии всё естество.
Не будет он больше рабом внешней сути,
пленённым в одном пустоцветной красой,
характер один будет мал и беспутен
для ясно-широкого взгляда собой.
Ему красота вокруг морем предстанет,
её созерцая, он мудрость копить
и речи и мысли рождать не престанет,
он будет их миру и душам дарить.
Он сил наберётся и, став совершенней,
он знанье свободное сможет узрить.
В божественном духе с природой блаженной
он сможет себя упоительно слить.
Кто в должном порядке прекрасное будет,
в пути наставляем, в любви постигать,
достигнув конца, одарённым пребудет
и может секрет красоты всей познать.
Усердие прежних трудов, траты силы -
всё щедро окупится в вечно живом.
В нём нет ни рожденья, ни гибели стылой,
в нём нет оскуденья и роста при том.
Прекрасное может вдруг стать безобразным,
коль не соразмерно, не в такт здесь оно.
И может предстать безобразье прекрасным,
когда своевременно в меру дано.
Прекрасное может прийти не частями,
не в виде объекта того иль сего,
а целым, единым, в сообществе с нами,
вбирая вокруг проявленье всего.
В нём части и гибнут, и вновь возникают -
его же ни больше, ни меньше вокруг.
Воздействий частей оно вовсе не знает,
но в нём части все в один сводятся круг.
Кто верной любовью взошёл над частями
и начал прекрасную суть постигать
в единстве и целости всеми веками,
тот к цели приблизился, надо сказать.
Вот так продвигаться в любви душам надо,
под шефством чужим иль себе самому,
начав с проявлений прекрасного в малом,
ступеньками двигаясь вверх по уму.
Сначала в одном ты прекрасное ищешь,
а после - в двух разных несхожих телах.
Затем, что во всём красота здесь не лишня,
ты видишь, в единстве рознь скинув во прах.
А дальше идёшь ты от тел к добрым нравам,
от нравов прекрасных - к ученьям живым,
от этих учений - как к светлому храму,
к единству в прекрасном сознаньем своим.
Свидетельство о публикации №119011409246