Почему сын киевского князя разорил Киев

В марте 1169 года, после трехдневной осады войско суздальского князя Андрея Боголюбского (1111 -1174) впервые в истории Киева захватило город силой. Киев пал под натиском объединенной армии одинадцати русских князей.
У Боголюбского на захват Киева было пять причин:
1.  В мае 1157 года когда в Киеве погиб его отец, Андрей не стал бороться за киевский стол, хотя вполне мог, а остался на родине, где его избрали князем ростовским, суздальским и владимирским. Для Боголюбского Киев не был мечтою, как для других князей, он вырос далеко на севере в Суздале, который уже стал крупнее и богаче Киева, до середины своей жизни Андрей  вообще не бывал в русской столице. Как писал Лев Гумилёв для него Киев был «столь же чужим, как какой-нибудь немецкий или польский замок».
2.  Отец Андрея - Великий князь Киевский Юрий Долгорукий  был отравлен киевскими старшинами на пиру у боярина Петрилы. Узнав о гибели Юрия, горожане тут же разграбили княжеский терем, суздальских и ростовских бояр, которых Юрий назначил на ключевые должности, убили вместе с детьми и женами, а дома их разграбили. 
Для Боголюбского Киев был источником бед и причиной раздоров.
3. Митрополит Киевский и всея Руси Константин отказался поставить человека Боголюбского — архиепископом Ростовским, то есть главным духовным лицом всего Владимиро-Суздальского княжества.
4. В 1168 году киевским князем сделался  Мстислав Изяславич Волынский. Он  вопреки воли Андрея, посадил в Новгороде своего сына Романа. В то время все князья были друг другу двоюродными братьями, дядьками или племянниками и власть распределялась на княжеских съездах и советах. Нельзя было не брать в расчёт мнение Владимиро - Суздальского князя. Но и это еще не всё. Мстислав Изяславович  совершил набег на землю  Владимира князя Дорогобужского - сына Андрея Боголюбского.
5. В то время Боголюбский был самым сильным русским князем, его  Владимиро-Суздальское княжество уже стало крупнейшим на Руси. По этому в начале 1169 года именно к нему во Владимир приехали послы от 50 русских городов с жалобами на несправедливости киевского князя  Мстислава Изяславовича. Именно этот собор во  Владимире принял решение о войне против Киева и  провозгласил Боголюбского «Великим», так как мог именовался только киевский князь. Но захватив Киев Боголюбский не остался там, а посадил своего младшего брата Глеба Юрьевича Переясловского, которого через два года киевляне то же отравили.
Боголюбский не сам брал Киев на щит, он отправил  своего  сына Мстислава  с воеводой Борисом Жидиславичем. К ним присоединились 11 князей: сын Боголюбского - Владимир  Дорогобужский; младшие братья: Глеб  Переяславский и Всеволод  (будущий Всеволод Большое Гнездо), их племянник Мстислав Ростиславич; а так же : Роман  Смоленский, Рюрик  Овручский, Давыд  и Мстислав Вышгородские; Олег  Новгород-Северский, Игорь  Курский и Путивльский.
Тот самый Игорь Святославович из «Слова о полку Игореве», - "А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».
Вот такая "партия регионов", такой  сепарский союз взял Киев.
У Киева то же были союзники: Ярослав Осмомысл Галицкий, Святослав  Черниговский, Ярослав  Луцкий, Иван  Туровский, а также родной брат Андрея Боголюбского — Михалко, правивший в Городце-Остёрском. Однако они не пришли на помощь городу. Более того на третий день осады  великий князь Мстислав вырвался из города и ускакал к себе  на Волынь бросив мать городов Русских. 
В Ипатьевской летописи сказано: "Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали с них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли ..... И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные. Все же это случилось из-за наших грехов". Летопись не обвиняет нападавших, она делает вывод- "...из-за наших грехов".
Через 4 года 19 декабря 1173 года  суздальцы снова брали Киев, но уже не удачно, а вскоре и сам Андрей был убит в результате боярского заговора.
Как бы там не обошлись русские князья с "потерявшем берега" Киевом у Андрея Юрьевича Боголоюбского не смотря на всю его боголюбивость была  железная мотивация - месть за своих бояр и родного батюшку.  Ведь кто такой был Юрий   Долгорукий (? –1157)? Шестой сын  Владимира Мономаха. Великий князь Киевский , который основал многие города Северо-Восточной Руси: Юрьев, Кснятин, Переславль-Залесский, Кострому, Городец, Стародуб, Звенигород, Перемышль, Дубну, Дмитров  и Москву в 1147 году. При нём Москва впервые упомянута в летописях. Там  Юрий угощал князя новгород-северского Святослава Ольговича отца князя Игоря, героя Слова о полку Игореве.
Долгорукий возродил чахнувшую от набегов степняков и междуусобиц Русь, если бы не этот великий в прямом смысле правитель и не было бы ни какой Руси и России.  Боголюбский был под стать папе:  ".... настоящий северный князь, истый суздалец - залешанин по своим привычкам и понятиям, по своему.. . воспитанию. На севере прожил он большую половину своей жизни, совсем не видавши юга" - писал историк Василий Ключевский.
Земли в Залесье было много, городки и сёла росли как грибы. Боголюбский пробразовал своё войско, его основой стали не боярские дружины, в которых каждый боярин был владельцем собственной вотчины - маленьким князьком, а более управляемые и многочисленные полки «пешцев» - пехотинцев, которых набирали из жителей городов. Боголюбский  окружил себя "милостниками" -  людьми не знатными, но способными и верными, получавшими от князя за службу "милость" - оружие, коня или деревню на прокорм и своим благополучеем  были обязаны лично князю. Так Боголюбский установил порядок и обеспечил безопасность для крестьян и торговцев, которые толпами валили с беспокойного юга в тихое Залесье.
Край считавшийся дремучей украиной Руси в "одночасье" стал  могучей державой.
Тем временем состояние Южной Руси ухудшалось. Киевский князь Изяслав  Давыдович, пытаясь упрочить своё положение, раздал другим князьям все земли,  даже собственные черниговские вотчины и остался с одним Киевом. В результате авторитета он не приобрёл, наоборот - с ним  перестали считаться.
В 1159 году Мстислав Волынский и Ярослав Галицкий изгнали Изяслава из Киева.
Русь окончательно рассыпалась. Изяслав, навёл половцев на Смоленск, осаждил Белгород.
Андрей не лез в эти усобицы, он строил свою державу.  По уму и набожности он  напоминал своего деда – Владимира Мономаха. На молитве мог заплакать от умиления, щедро раздавал  нищим милостыню, чтил  духовенство, привозил из Европы мастеров строить каменные храмы. 
По иронии судьбы именно Андрей Боголюбский, этот матёрый сепар и москалюга захвативший Киев и лишивший его первенства ввёл на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечаемый 14 октября. Праздник, который нынче считается  главной датой Украинской повстанческой армии (УПА).
Сам Андрей войны не любил, но воевать умел, был жестким правителем.
С боярами не советовался, он первый из русских князей  задумал установить на Руси единодержавие и сломать лествичное право, по которому власть передавалась не сыну главного князя или его ставленнику, а  следующему по старшинству брату и только если родные братья кончались власть переходила сыну старшего брата. Это было по мнению Боголюбского причиной русских междусобиц.

 слушать https://www.youtube.com/watch?v=qGxsNG3DEgo


Рецензии