Сила слова во благо и на гибель - часть 90я Законы
на Стихи ру 2019 01 14
Дополнение к № 24 2019 01 18
*Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим -
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".
(**2018 03 31
Прошу прощения за возможные «ляпы».
Бывают и по незнанию.
Чаще – по невниманию.
Например, в результате многократных правок:
меняя слово, забываю тут же изменить согласование. Вот сегодня опять (случайно) –
обнаружила такой обидный факт,
в этом вступлении заменила.
А почти во всех предшествующих ошибка эта висит – надо найти время и устранить.
Буду исправлять по мере обнаружения.
Если вы заметите ошибки
и сочтёте возможным о них сообщить –
заранее благодарю. )
*******ВАЖНО
Говорила об этом,
но есть необходимость повторить:
не всех авторов (и произведения),
упомянутые ниже,
могу назвать любимыми.
Не всегда разделяю мысли и чувства авторов и персонажей.
Иногда – лишь предлагаю «ознакомиться». Чтобы помнить: и так бывает.
Или – упомянуть «по случаю» произведение. Вдруг захочется найти и про(пере-)честь. *******
Лидия Кузьмина-Сапогова
СИЛА СЛОВА ВО БЛАГО И НА ГИБЕЛЬ –
часть 90я
(«ЗАКОНЫ»)
«Да здравствует право читать,
Да здравствует право писать.
Правдивой страницы
Лишь тот и боится,
Кто вынужден правду скрывать».
Роберт Бёрнс
"За тех, кто далеко"
))))))) Повторю
(немного изменив)
"предварение"
из предыдущих частей –
для тех, кто их не видел.
________ Начало:
вступление, объяснения –
в трёх публикациях:
*«Автор Галина Гостева - тема Тотальный диктант-2017
(1я публикация на Проза и Стихи ру 2017 03 17)
и
**«О тотальном диктанте 2018 – и не только – 1»
***… и «… - 2»
(1я публикация частей 1й и 2й на Проза и Стихи ру 2017 12 09)
___________ Название:
из моего рифмованного опуса (2017)
«Пейто – богиня убеждения».
Текст с комментариями есть на страницах.
На Стихи ру – отдельно,
на Проза ру – совместно с «Апостериори».
(Для меня там главное –
шедевр Ивана Андреевича Крылова
«СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК»)
____________________ Содержание:
произвольная подборка
«о языке»,
его возможностях -
в широком смысле.
Не только миницитат –
но фрагментов, отрывков,
а коротких произведений и целиком),
интересных и
являющих собой «великолепные образцы» (по мне).
Плюс факты, рассказы, мнения, комментарии, «умозлоключения» (не только мои).
От анекдотов и прочих забавностей – до…
Сейчас – тематические.
Планирую энное количество частей – как получится.
Иногда «общего плана», иногда сужая тему.
_______________Ничего разособенного:
многое вы знаете, конечно –
но кое-что, возможно, забыли,
а то и прочтёте впервые.
_________________ Подбирать стараюсь не из «самых известных».
Но делаю исключения.
И даже повторы: кое-что приводила в прежних публикациях по разным поводам –
но там вы можете не увидеть.
Если в этом цикле уместно – то (даже для читавших прежнее) повторение, думаю, оправдано.
___________________ Ключевые слова:
интерес,
знание,
раздумья.
______________ * NB ещё раз:
мнение «говорящего» (т.е. цитируемого)
с моим совпадает не всегда.
Иногда просто представляет интерес - разного рода.
______ На страницах помещу всё «наэтотемное» в отдельную папку.
_____ Сейчас публикую «на скорую руку», поддавшись порыву - увлекло, захватило.
Не претендую на «полное раскрытие темы» - лишь затрагиваю.
План:
вернуться и «улучшить» по возможности – добавлю, поменяю.
Так хотелось бы… время покажет.
__________________** NB так же:
вынуждена подчеркнуть
ввиду несладкого опыта. ___________ Материал в предлагаемой форме –
на любителя, да.
И по объёму тоже – велик, согласна.
_______________________ Но пишу для тех,
кому всё равно будет интересно,
не вижу смысла «усреднять для удобочитания» –
потому что сама такое читала бы.
Портал позволяет вольность изложения, без оглядки на формат –
для меня это бесценно.
))))))) Пожалуйста,
если такая «подача»
вам не по вкусу –
просто не читайте. )))))))
================================ Часть 90я «ЗАКОНЫ» ===============
___________ Безоценочно (как бы ни хотелось) – только примеры.
О законах… разного рода – не только людских.
Не проверяла - слышала, что Библии слово «закон» встречается 218 раз.
Эпиграф – из Гёте:
«В нас расцветает то, что мы питаем. Таков вечный закон природы».
_______________________________ № 1 Василий Жуковский
«Что такое закон»?
Закон — на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги.
Но что ж? Напрасный труд!
Никто назад нейдет!
Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал — тот вниз проскочит,
А кто велик — перешагнет!
Начало октября 1814
__________________________________ № 2 Владимир Гиляровский
«Воля покойного»
Когда обносили кисель, топот прекратился, резкое чоканье стаканов прорезало глухой шум трехсот голосов, изредка покрываемых раскатистым хохотом протодиакона, а отец Евсей под шумок старался овладеть вниманием наследника и сладко пел ему о пользе церковноприходских школ и святой обязанности неукоснительного исполнения воли покойного.
Прислушивался незаметно к этим речам церковный староста, и умный старик посматривал на наследника, которого еще ребенком на руках носил и с которым дружил и до последнего времени.
-- Так как же-с, что изволите сказать на мои слова, Иван Федотович: благожелательно вам будет исполнить валю вашего батюшки?.. Конечно, можно за это через владыку удостоиться и почетного звания, и даже ордена...
"Тут не пообедаешь!" -- улыбнулся про себя церковный староста.
-- А вы бы рябиновочки, отец Евсей... Давайте-ка по рюмочке... Помянем отца!..
-- Я бы хереску...
-- Нет, уж сделайте одолжение, рябиновочки со мной выпьем.
-- Ежели уж такова ваша воля,-- наливайте!
Выпили.
И опять ладони рупором, и опять разговор. Отец Евсей раскраснелся от выпитого, глаза его горели, голос звучал требовательно.
Наследник молчал и крутил ус.
-- Ну-с, так позвольте узнать решительный ответ: угодно вам исполнить волю...
Но он не договорил.
Задвигались стулья. Протодиакон провозглашал вечную память.
-- Ве-е-е-чная па-а-мять... Ве-е-еч-на-я па-а...
-- Еще раз и последний беспокою вас, благоволите ответить,-- нагнулся через стол отец Евсей.
-- Извольте... Мы с моим покойным отцом относительно церковноприходских школ совершенно разных воззрений, и полученное мною по закону наследство я употреблю по своему усмотрению.
-- Позвольте,-- а воля покойного? Ведь ваш батюшка имел уже в кармане черновик духовного завещания и скончался, как вам известно, скоропостижно, надевая уже калоши, от разрыва сердца...
-- Да... да... К сожалению, я знаю...
-- И конечно, исполните волю вашего батюшки для успокоения его души?
-- Я вам говорил уже, что на этот предмет я совершенно другого взгляда и на церковноприходские школы не дам ни копейки.
-- То есть, как же это?..
-- Да так, ни ко-пей-ки! Считаю наш разговор оконченным. А теперь помолимся.
__________________________________________ № 3 Аполлон Григорьев
«Дитя мое, любовь закон»
«Ты веришь в правду и в закон,
Скажи мне не шутя?»
— «Дитя мое, любовь — закон,
И правда — то, что я влюблен
В тебя, мое дитя».
— «Но в благородные мечты
Ты веришь или нет?» —
«Мой друг, ты лучше, чем мечты, —
Что благородней красоты?
В тебе самой ответ!»
— «Хотя в добро бы иль хотя б
В свободу верил ты?» —
«К чему, дитя мое? Тогда б
Я не был счастлив, не был раб
Любви и красоты».
— «Хотя бы в вечную любовь
Ты верить, милый, мог?» —
«Дитя мое! волна — любовь,
Волна с волной сойдется ль вновь —
То знает только бог!»
— «Ну, если так — то верь хоть в страсть,
Предайся ей вполне!» —
«Тебе ль не знать, что верю в страсть?
Но я, храня рассудка власть,
Блаженствую вдвойне!»
___________________________________________ № 4 Жорж Сименон
«И все-таки орешник зеленеет»
Этот неряшливый человек с насмешливыми глазами — адвокат крупнейших предприятий, и мало кто среди юристов так знает законы и так умеет ими пользоваться.
— Ну, что у тебя не в порядке?
— Ничего… Если не считать, что моя первая жена, Пэт, лежит в больнице в Нью-Йорке, откуда ей вряд ли удастся выбраться, а наш сын Доналд без видимой причины повесился в своем гараже… — Я тороплюсь добавить: — Но я не об этом пришел поговорить с тобой… Я так давно изучал право, что почти все забыл… Скажем, рождается ребенок.
— Законный?
— Просто ребенок… Обычно он должен быть признан отцом и матерью…
— Обычно так… Хотя отец, если он не женат на матери, вполне может и не признать ребенка… Существуют тысячи детей, рожденных от неизвестных отцов, согласно формуле, употребляемой в актах гражданского состояния…
— Вот это меня и интересует. А бывают дети от неизвестной матери?
Он с удивлением смотрит на меня.
— Но ведь ребенок должен выйти из материнской утробы, как же иначе?
— А если женщина отдаст его отцу, и отец признает его с условием, что мать неизвестна?..
Моя идея так его ошеломляет, что он придвигает к себе Гражданский кодекс и, как человек, который пользуется им каждый день, сразу находит нужную страницу.
— Слушай. Статья 334: «Признание внебрачного ребенка совершается путем подлинного свидетельства, если признание не было подтверждено в свидетельстве о рождении».
— Но это ведь не значит, что признание должно быть сделано отцом и матерью…
— Минутку. Вот статья 336: «Признание отца без указания матери и подтверждения с ее стороны правомочно только по отношению к отцу». А статья 339 уточняет: «Всякое признание со стороны отца или матери, так же как и всякие претензии со стороны ребенка, могут оспариваться всеми заинтересованными лицами…»
— Ты ведь сказал: отца или матери…
— Тут имеется в виду не свидетельство о рождении, а позднейшее признание… В акте гражданского состояния имя матери указывается обязательно, даже если оно должно остаться в тайне…
— Ты в этом уверен?
— Увы, да… К тому же врачам-акушерам и акушеркам строго предписано заявлять о всех родах, которые они принимают…
— А если я найду не очень щепетильного врача…
— Это ты впутался в такую историю?
— Моя внучка… Ей шестнадцать лет… Вчера она пришла и объявила мне, что беременна и ненавидит этого парня.
Поль почесывает свой лысый череп, только возле ушей у него осталось немного седых волос.
— Я начинаю понимать смысл твоих вопросов….
— Она непременно хочет оставить ребенка…
— Это говорит в ее пользу…
— Я поддерживаю ее, хотя прекрасно понимаю, что, если она представит этого ребенка как своего, впоследствии для нее вполне возможны различные осложнения… В Швеции подобная проблема просто не возникла бы. Там много девушек с детьми и их уважают, как замужних женщин…
— Но мы во Франции… Дай подумать… По-моему, есть только один случай, когда отец беспрепятственно может усыновить ребенка, мать которого неизвестна… Если он этого ребенка найдет…
Тут уж ни врач, ни акушерка не вмешаются…
— Ты говоришь о ребенке, которого кладут на порог, как в старых романах…
— А почему бы и нет? Заметь, статья 336, если ее внимательно прочесть, дает возможность полагать, что в акт гражданского состояния внесут только заявление отца, не упоминая о матери…
Думаю, такая регистрация возможна после проверки, не имело ли место похищение…
Пока мы таким образом обсуждаем юридическую сторону дела, моя бедная Натали, должно быть, считает минуты, собираясь к доктору Жориссану.
— Врач, вот где загвоздка… Ты говорил о не очень щепетильном враче… Наверное, найдутся такие, которые согласились бы, ведь иные даже достают наркотики своим клиентам… В каждой профессии есть паршивые овцы… Правда, я бы им не доверился…
— Большое тебе спасибо…
— Я еще посмотрю… Если что-нибудь надумаю, позвоню… Я встаю и протягиваю ему руку.
— Увидимся на днях…
— Или через полгода, как в прошлый раз… Я тебя не провожаю…
Он машет рукой с короткими и толстыми пальцами, а я благодарен ему за то, что он не задавал мне более конкретных вопросов… Не спросил, например, кто будет выступать в роли отца…
Я еще успеваю заехать в клуб. Сокращаю время занятий гимнастикой, но Рене массирует меня, как обычно, потом я плаваю.
С полудня я у себя и жду телефонного звонка. Он раздается лишь через сорок пять минут. Это Натали.
— Он потрясающий, твой доктор…
— Он считает, что ты справишься с этим делом?
— Я прекрасно могу родить ребенка, не подвергая ни себя, ни его никакому риску. Ты с ним знаком?
— Нет. Мне его рекомендовал Кандиль…
— Он бы тебе сразу понравился… Он носит очки с толстыми стеклами, а глаза у него добрые… Сейчас я расскажу обо всем бабушке, а после двенадцати попытаюсь застать Хильду одну…
Я не говорю ей о нашей беседе с Терраном. Она полагает, что родить ребенка дело совершенно естественное, и не подозревает об осложнениях, которые за этим могут последовать.
— Еще раз спасибо, Бай… Ты не представляешь себе, как я счастлива… Боюсь только, Жанну это не обрадует, как меня…
Жду телефонного звонка Кандиля, совсем недолго.
— Ваша внучка звонила?
— Кажется, Жориссан считает, что у нее все в полном порядке?
— Совершенно верно… Ей надо только немного успокоиться и впредь щадить свои нервы…
— Я был у Террана…
— Ну, что он говорит?
— Приблизительно то же, что и вы… С точки зрения законности это будет не очень трудно… Только вот врач все осложняет…
— Акушер и в самом деле не может утверждать, что не знает женщину, у которой принимал ребенка…
— Я хотел спросить, а что, если будет только акушерка?..
— Понял… Я думал об этом… Сегодня выясню… Вы будете дома после шести?..
— Буду вас ждать…
- По вашей милости мне приходится заниматься странными делами… Но знайте, мне ничего не известно и никакого отношения ко всей этой истории я не имею…
___________________________________________ № 5 Иван Бунин
«Закон»
Во имя Бога, вечно всеблагого!
Он, давший для писания тростник,
Сказал: блюди написанное слово
И делай то, что обещал язык.
Приняв закон, прими его вериги.
Иль оттолкни — иль всей душою чти:
Не будь ослом, который носит книги
Лишь потому, что их велят нести.
___________________________________________ № 6 Ганс Селье
«Стресс без дистресса»
С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций: активной, или борьбы, и пассивной, или бегства из трудности, или готовности терпеть ее. Если в организм введен яд, бегство не возможно, но реакция все равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие устанавливается путем выведения яда из тела, либо организм научается игнорировать яд.
Природа предусмотрела бесчисленное множество способов, с помощью которых приказы атаковать яд или терпеть его передаются нашим клеткам на химическом языке. Мне кажется, что правила, столь успешно действующие на уровне клеток и органов, могут стать источником той подлинной философии жизни, которая приведет к выработке кодекса поведения, построенного на научных принципах, а не на предрассудках, традициях или слепом подчинении "непререкаемым авторитетам".
На протяжении столетий высказывались различные соображения, как достичь мира и счастья на пути технического и политического прогресса, с помощью высокого уровня жизни, соблюдения законов или строгой приверженности заповедям и учениям того или иного вождя, мудреца, пророка. Но история доказывала снова и снова, что ни одно из этих средств нельзя считать надежным и эффективным.
Кто верил о непогрешимость своего бога или в свой кодекс, поведения, был относительно уравновешен и счастлив независимо от того, можно ли было доказать истинность верований. Вера давала человеку общее направление, опору долга, самодисциплины и труда, необходимых для предотвращения ненормального, хаотического поведения. Однако убеждения одной группы людей противоречили убеждениям другой, и столкновения становились неизбежными. "Непререкаемый авторитет" (бог, король или политический вождь) одних был далеко не бесспорен для других, которые подвергали его нападкам.
Как отметил Карл Поппер, законы природы не предписывают, а лишь описывают. Законы общества предписывают, что можно делать, а чего нельзя. Нарушение их является единственным оправданием для их формулирования. Законы природы просто констатируют, что именно произойдет в определенных условиях (например, при 100°С закипает вода). На каждом этапе развития нашего знания они могут быть неточно сформулированы, но не могут быть нарушены. Научные факты назвали "законами", ибо когда-то считали, что они продиктованы божественным провидением.
Человек нуждается в более естественных идеалах, чем те, которыми он ныне руководствуется. Поэтому я попытался наложить основы кодекса поведения, исходя прежде всего из законов природы. Мы сами -- часть природы и потому должны принять ее правила. Этот кодекс совместим с любой религией, политической системой или философией и в то же время независим от них. Мы все дети природы и не ошибемся, если будем следовать ее общим законам в сочетании со своими личными идеалами и убеждениями. Мой символ веры связан не с происхождением жизни, ее создателем или целью творения, а лишь с готовым продуктом -- человеческой машиной. Я исхожу из того, как работает тело, вернее, как оно должно работать, а не из того, кто и зачем создал его, и даже не из генетического кода, который химически шифрует все наши врожденные черты и особенности. Речь пойдет об оптимальной жизненной стратегии после рождения независимо от того, как мы появились на свет.
Предлагаемый кодекс основан на убеждении, что для достижения душевного мира и самовыражения люди должны трудиться во имя цели, которая кажется им высокой. Музыкант, художник, писатель, ученый, предприниматель или спортсмен сильно страдает, если лишен возможности заниматься любимым делом. Энергичному мужчине или женщине трудно перенести вынужденное бездействие в больнице или после ухода на покой. Но не все люди устроены таким образом. Некоторые обитатели тихоокеанских островов живут лишь тем, что волны выбрасывают на берег. Есть бродяги по призванию, прирожденные пенсионеры, которые чувствуют себя счастливыми, пассивно наслаждаясь дарами природы -- солнечными пляжами и безмолвием лесов -- или творениями человеческих рук: музыкой, литературой, спортивными зрелищами. Им достаточно простого созерцания, без активного участия. Почему бы и нет?
______________________________________ № 7 Владимир Соловьев
«Размышление о неизменности законов природы»
Депа пожарного служитель
Горе над прахом вознесен
И, как орел — эфира житель,
Всезрящим оком наделен.
Он одинок на сей вершине,
Он выше всех, он бог, он царь…
А там внизу, в зловонной тине,
Как червь, влачится золотарь,-
Для сердца нежного ужасен
Контраст клоаки и депа…
Смирись! Закон природы ясен,
Хоть наша мудрость и слепа.
Заходит солнце, солнце всходит,
Века бегут, а все, как встарь,
На вышке гордый витязь ходит
И яму чистит золотарь.
___________________________________ № 8 Джанни Родари
«Приключения Чиполлино»
— Ваша милость, — взмолился кум Тыква, — уверяю вас, что у меня было разрешение на постройку домика! Мне его дал когда-то сам синьор граф Вишня!
— Граф Вишня умер тридцать лет тому назад — мир его праху! — а теперь земля принадлежит двум благополучно здравствующим графиням. Поэтому убирайся отсюда вон без всяких разговоров! Остальное тебе разъяснит адвокат... Эй, Горошек, где вы тут? Живо! *
Синьор Зелёный Горошек, деревенский адвокат, очевидно, был наготове, потому что немедленно выскочил откуда-то, словно горошинка из стручка. Каждый раз, когда Помидор являлся в деревню, он звал этого расторопного малого, чтобы тот подтвердил его распоряжения подходящими статьями закона.
— Я здесь, ваша милость, к вашим услугам... — пролепетал синьор Горошек, низко кланяясь и зеленея от страха.
Но он был такой маленький и юркий, что его поклона никто и не заметил. Боясь показаться недостаточно вежливым, синьор Горошек подпрыгнул повыше и задрыгал ногами в воздухе.
— Эй, как вас там, скажите-ка этому бездельнику Тыкве, что, по законам королевства, он должен немедленно убираться отсюда прочь. И объявите всем здешним жителям, что графини Вишни намерены посадить в эту конуру самую злую собаку, для того чтобы стеречь графские владения от мальчишек, которые с некоторого времени стали вести себя крайне непочтительно.
— Да-да, действительно непочтительно... то есть... — бормотал Горошек, ещё пуще зеленея от страха. — То есть недействительно почтительно!
— Что там — «действительно» или «недействительно»! Адвокат вы или нет?
— О да, ваша милость, специалист по гражданскому, уголовному, а также и каноническому праву. Окончил университет в Саламанке. С дипломом и званием...
— Ну, ежели с дипломом и званием, так, стало быть, вы подтвердите, что я прав. А затем можете убираться восвояси.
— Да-да, синьор кавалер, как вам будет угодно!.. — И синьор адвокат, не заставляя себя просить дважды, ускользнул прочь быстро и незаметно, как мышиный хвост.
— Ну что, ты слышал, что сказал адвокат? — спросил Помидор кума Тыкву.
— Да ведь он ровно ничего не сказал! — послышался чей-то голос.
— Как? Ты осмеливаешься ещё спорить со мною, несчастный?
— Ваша милость, я и рта не открывал... — пролепетал кум Тыква.
— А кто же, если не ты? — И кавалер Помидор с угрожающим видом осмотрелся вокруг.
— Мошенник! Плут! — снова послышался тот же голос.
— Кто это говорит? Кто? Наверно, этот старый мятежник, мастер Виноградинка! — решил кавалер Помидор. Он подошёл к мастерской сапожника и, ударив дубинкой в дверь, прорычал: — Я прекрасно знаю, мастер Виноградинка, что в вашей мастерской зачастую произносятся дерзкие, мятежные речи против меня и благородных графинь Вишен! Вы не питаете никакого почтения к этим престарелым знатным синьорам — вдовам и круглым сиротам. Но погодите: придёт и ваш черёд. Посмотрим, кто будет смеяться последним!
— А ещё раньше придёт твой черёд, синьор Помидор! Ох, лопнешь ты скоро, непременно лопнешь!
Слова эти произнёс не кто иной, как Чиполлино. Засунув руки в карманы, он так спокойно и уверенно подошёл к грозному кавалеру Помидору, что тому и в голову не пришло, что правду в глаза осмелился ему высказать этот жалкий мальчуган, этот маленький бродяга.
— А ты откуда взялся? Почему не на работе?
— Я ещё не работаю, — ответил Чиполлино. — Я пока только учу
___________________________________ № 9 Евгений Баратынский
На все свой ход, на все свои законы.
Меж люлькою и гробом спит Москва;
Но и до ней, глухой, дошла молва,
Что скучен вист и веселей салоны
Отборные, где есть уму простор,
Где властвует не вист, а разговор.
И погналась за модой новосветской,
Но погналась старуха непутем:
Салоны есть,— но этот смотрит детской,
А тот, увы! глядит гошпиталем.
1840
____________________________________________ № 10 Редьярд Киплинг
«Маугли»
Закон Джунглей, никогда не приказывающий чего-либо беспричинно, позволяет зверям есть человека, только когда зверь убивает его, желая показать своим детям, как это надо делать, но тогда он должен охотиться вне мест охоты своей стаи или племени. Настоящая причина этого состоит в том, что вслед за убийством человека, рано или поздно, являются белые на слонах и с ружьями и сотни коричневых людей с гонгами, ракетами и факелами. И все в джунглях страдают. Однако между собой звери говорят, что Закон запрещает убивать человека, потому что он самое слабое и беззащитное изо всех живых созданий, и, следовательно, трогать его недостойно охотника. Кроме того, они уверяют – и справедливо, – что людоеды страшно худеют и теряют зубы.
______________________________________ № 11 Николай Языков
«Эпиграмма виновный пред судом парнасского закона»
Виновный пред судом парнасского закона
Он только: неуч, враль и вздорный журналист,
Но…. лижущий у сильного шпиона
Он подл, как человек, и подл, как……
1822-1829
___________________________________________ № 12 Герман Мелвилл
«Моби Дик или Белый кит»
Он поник и на мгновение как бы забылся; потом, снова подняв к ним лицо, озарённое теперь глубокой радостью, воскликнул в божественном вдохновении:
— О братья мои матросы! Справа по. борту рядом со всяким горем движется неизменная благодать, и вершина этой благодати уходит дальше ввысь, чем уходит вниз глубина горя. Подобно тому, как высота грот-мачты превосходит глубину кильсона. Благодать, устремленная высоко вверх и глубоко внутрь, благодать тому, кто против гордых богов и владык этой земли, непреклонный, ставит всегда самого себя. Благодать тому, чьи сильные руки еще поддерживают его, когда корабль этого предательского, подлого мира идет ко дну у него под ногами. Благодать тому, кто не поступится крупицей правды, но будет разить, жечь, сокрушать грех, даже сокрытый под мантиями сенаторов и судий.
Благодать, высокая как брамсель, благодать тому, кто не признает ни закона, ни господина, кроме Господа своего Бога, у кого одно отечество — небеса.
Благодать тому, кого все волны неистового океана толпы не могут смыть с этого надежного Корабля Столетий. Вечная благодать и радость — удел того, кто сможет сказать, испуская последнее дыхание: «Отец мой (знакомый мне более всего своими ударами), смертный или бессмертный, вот я умираю. Я стремился принадлежать Тебе, скорее нежели этому миру или себе самому. Но сие все — неважно. Я оставляю Тебе вечность, ибо что есть человек, чтобы
пережить ему своего Бога?»
Больше он ничего не сказал, но медленным жестом благословил сидевших, закрыл ладонями лицо и так стоял коленопреклоненный, покуда все не разошлись, оставив его в одиночестве.
__________________________________ № 13 Нестор Кукольник
«Закон»
Увы! в природе есть единственный закон,
Незнающий ни льгот, ни исключений:
Ему, ужасному, мир бедный поручен,
Как инквизитору власть пытки и мучений,
И не спасет от гибельных сетей
Несправедливого всеобщего закона
Ни Александров меч, ни мудрость Соломона,
Ни черный мрак темниц, ни глубина степей.
Не много слов на траурной скрижали:
«Люби» — «Страдай» — и только!
Но суров Всемирный смысл непреходящих слов.
Века прошли, любили и страдали.
Закон смешон, пока неизъясним.
Закон премудр, когда он прост и ясен,
Друзья мои, «закон любви» прекрасен.
Но я постиг его несчастием моим.
Молю вас, страшных слов умом не постигайте!
Без размышления идите в горький путь;
Не думайте природу обмануть.
Живёте!.. Так любите и страдайте!
1836
_________________ № 14 Примечания Марка Твена
(«Принц и нищий»)
Примечание 2
По-видимому, Христова обитель была первоначально основана вовсе не как школа; ее задача заключалась только в том, чтобы спасти детей от влияния улицы, дать им кров, пищу, одеть их и т. д. — «Достопримечательности Лондона» Тимбса.
Примечание 3
Приказ о приговоре герцогу Норфолькскому
Король уже быстро приближался к кончине; опасаясь, что Норфольк избежит своей участи, он направил послание палате общин, в котором потребовал, чтобы палата поторопилась с приговором, объясняя это требование тем, что Норфольк все еще носит звание гофмаршала и что необходимо облечь этим званием другого, достойного совершить церемонию провозглашения королевского сына наследником престола. — «История Англии» Юма, т. III, с. 307.
Примечание 5
Приговор Норфольку
Палата лордов, не допросив заключенного, без суда и следствия вынесла ему приговор, который переслала для утверждения в палату общин... Раболепная палата общин покорно выполнила приказ короля; и король, утвердив приговор, повелел казнить Норфолька утром двадцать девятого января (на следующий день). — «История Англии» Юма, т. III, с. 306.
Примечание 6
Чаша любви
Чаша любви и связанный с нею обряд древнее, чем история Англии. Полагают, что англичане и то и другое заимствовали из Дании. Как далеко ни смотри в глубь веков, ни одна английская пирушка не обходилась без чаши любви. Вот как объясняет предание связанный с нею обряд. В старое время, когда нравы были суровы и грубы, мудрая предосторожность требовала, чтобы у обоих участников пира, пьющих из чаши любви, были заняты обе руки, иначе могло случиться, что в то время, покуда один изъясняется другому в чувствах любви и преданности, тот пырнет его ножом!
Примечание 7
Спасение герцога Норфолькского
Если бы Генрих VIII прожил еще несколько часов, казнь герцога была бы приведена в исполнение. «Но когда в Тауэр принесли весть, что король сам скончался минувшей ночью, начальник тюрьмы замешкался с казнью; и совет решил, что неблагоразумно начинать новое царствование с казни важнейшего сановника королевства, осужденного к тому же столь несправедливо и тиранически». — «История Англии» Юма, т. III, с. 307.
Примечание 8
Паж для порки
У Иакова I и у Карла II были в детстве пажи для порки, которых наказывали всякий раз, когда эти принцы плохо готовили уроки. Поэтому я дерзнул для достижения собственных целей снабдить таким же пажом и моего принца.
Примечания к главе XV
Характер Гертфорда
Юный король проявлял горячую привязанность к своему дяде, который был в основном человек умеренный и честный. — «История Англии» Юма, т. III, с. 324.
Хотя он (правитель) достоин порицания за слишком большое вмешательство в дела государства, ему нельзя не воздать хвалы за принятые в ту сессию законы, которыми была смягчена строгость прежних установлений и подтверждена конституция. Были отменены все законы, распространявшие понятие измены за пределы статута Эдуарда III; все уголовные законы, введенные во время последнего царствования; все прежние законы против ереси вместе со статутом Шести параграфов. Отныне никто не мог быть привлечен к ответственности за слова, если эти слова были произнесены больше месяца назад. Тем самым оказались отмененными многие из самых жестоких законов Англии, и перед народом забрезжила заря гражданской и религиозной свободы. Отмененным оказался и тот закон, разрушавший все остальные законы, по которому указ короля приравнивался к законодательному акту парламента. — «История Англии» Юма, т. III, с. 339.
Сваренные в кипятке
В царствование Генриха VIII отравителей, согласно парламентскому акту, варили в кипятке. В следующем царствовании этот закон был отменен.
В Германии, даже в XVII веке, это чудовищное наказание распространялось на фальшивомонетчиков и подделывателей документов. Тэйлор, прозванный «поэтом-лодочником», описывает казнь, свидетелем которой он был в Гамбурге в 1616 году. Фальшивомонетчику был вынесен приговор: «Сварить в масле; причем не бросать сразу в котел, а подвязать его канатом под мышки и с помощью блока опускать в масло постепенно: сперва ступни, потом голени — и таким образом заживо сварить на нем его мясо». — «Синие законы, подлинные и поддельные» доктора Дж. Хэжжонда Тражбула, с. 13.
Знаменитое дело о чулках
Женщина и ее девятилетняя дочь были повешены в Хэнтингдоне за то, что продали души дьяволу и вызвали бурю, сняв с себя чулки. — «Синие законы, подлинные и поддельные» доктора Дж. Хэжжонда Тражбула, с. 20.
Примечание 10
Рабство
Столь юный король и столь невежественный крестьянин могли ошибаться, — и тут они ошиблись. Крестьянина мучил этот закон по предчувствию; король негодовал против закона, которого еще не было: ибо это отвратительное установление родилось как раз в царствование маленького короля. Однако мы, зная его доброту, уверены, что не он был его создателем.
Примечания к главе XXIII
Смертная казнь за мелкие кражи
Когда Коннектикут и Нью-Хейвен составляли свои первые кодексы, в Англии все еще, как и во времена Генриха I, кража вещи, стоившей дороже двенадцати пенсов, считалась крупным преступлением. — «Синие законы, подлинные и поддельные» доктора Дж. Хэжжонда Тражбула, с. 17.
В одной любопытной старинной книжке под названием «Английский бродяга» говорится, что смертная казнь полагалась за кражу вещей, которые стоили дороже тринадцати с половиной пенсов.
Примечания к главе XXVII
Перечисляя кражи, закон выразительно подчеркивает неподсудность духовенства светскому суду. За кражу лошади, или сокола, или сукна у ткача приговаривали к повешению. К виселице приговаривали и за убийство оленя в королевском лесу, и за вывоз овцы за пределы королевства. — «Синие законы, подлинные и поддельные» доктора Дж. Хэжжонда Тражбула, с. 13.
Уильям Принн, ученый адвокат, был приговорен (гораздо позже эпохи Эдуарда VI) к отрубанию обоих ушей, к лишению адвокатского звания, к уплате 3000 фунтов стерлингов и к пожизненному заключению. Три года спустя он совершил новое кощунство, выпустив памфлет против правительства. Его снова судили и приговорили к отрубанию остатков ушей, к уплате 5000 фунтов стерлингов, к выжиганию на обеих щеках клейма в виде букв М. К. (т. е. «Мятежный Клеветник») и опять же к пожизненному заключению. Этот свирепый приговор был приведен в исполнение с соответствующей ему дикой жестокостью. — «Синие законы, подлинные и поддельные» доктора Дж. Хэжжонда Тражбула, с. 12.
ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ
Многие слышали об «ужасающих Синих законах Коннектикута» и привыкли набожно содрогаться при любом упоминании о них. Есть люди в Америке — и даже в Англии! — которые воображают, что законы эти являлись выдающимся памятником злобы, безжалостности и бесчеловечности; а между тем в действительности именно в них, впервые в «цивилизованном» мире, проявилось значительное смягчение судебной свирепости. Этот человечный и добрый кодекс Синих законов, созданный двести сорок лет тому назад, стоит особняком между столетиями кровавого законодательства до него и ста семьюдесятью пятью годами английского кровавого законодательства после него.
В Коннектикуте — при Синих законах и при других — не было такого времени, когда бы смертью каралось больше четырнадцатиразличных преступлений. А в Англии еще на памяти ныне живущих людей сто двадцать три различных преступления карались смертью! Эти факты стоят того, чтобы о них знать, — а также того, чтобы о них поразмыслить.
_______________________________________________ № 15 Оскар Уайльд
«Баллада Рэдингской тюрьмы»
В ту ночь во тьме по всей тюрьме
Бродил и бредил страх,
Терялся зов и гул шагов
На каменных полах,
И в окнах пятна бледных лиц
Маячили впотьмах.
Но, словно путник у реки,
Уснул под утро Он,
И долго стражу удивлял
Его спокойный сон
В тот час, когда пришел палач
И жертвы ждет закон.
А к нам, мерзавцам и ворам,
Не приходил покой.
А нас, рыдавших в первый раз
И над чужой судьбой,
Сквозь ночь гнала чужая боль
Безжалостной рукой.
_________________________________________ № 16 Вирджиния Вулф
«Орландо»
Но тут-то Орландо пришлось понять, что самая неистовая буря чувств бессильна перед железной непреклонностью закона, настолько тверже он камней Лондонского моста и пушечных неумолимей жерл. Едва она вернулась к себе домой в Блэкфрайерз, один за другим чиновники с Боу-стрит и прочие блюстители порядка ее уведомили, что она ответчица по трем искам, вчиненным ей за время ее отсутствия, и еще по ряду дел, отчасти из них проистекающих, отчасти с ними смежных. Главные обвинения против нее были: 1) что она умерла и посему не может владеть какой бы то ни было собственностью; 2) что она женщина, что влечет за собой приблизительно таковые же последствия; 3) что она английский герцог, женившийся на некоей Розине Пепите, танцовщице, и имеет он нее троих сыновей, каковые по смерти отца предъявили свои права на наследование всего имущества усопшего. Чтобы избавиться от столь серьезных обвинений, требовались, разумеется, время и деньги. Все ее имение было заложено в казну, и все титулы объявлены оставшимися без владельца вплоть до решения суда. И таким образом, в весьма щекотливом положении, неизвестно, живая или мертвая, мужчина или женщина, герцог или ничтожество, она отправилась на почтовых в свое сельское прибежище, где получила разрешение жить до конца разбирательства в качестве инкогнито, мужского или женского пола, уж как покажет исход дела.
_______________________________________ № 17 Марина Цветаева
Помни закон:
Здесь не владей!
Чтобы потом —
В Граде Друзей:
В этом пустом,
В этом крутом
Небе мужском
— Сплошь золотом —
В мире, где реки вспять,
На берегу — реки,
В мнимую руку взять
Мнимость другой руки…
Легонькой искры хруст,
Взрыв — и ответный взрыв.
(Недостоверность рук
Рукопожатьем скрыв!)
О этот дружный всплеск
Плоских как меч одежд —
В небе мужских божеств,
В небе мужских торжеств!
Так, между отрочеств:
Между равенств,
В свежих широтах
Зорь, в загараньях
Игр — на сухом ветру
Здравствуй, бесстрастье душ!
В небе тарпейских круч,
В небе спартанских дружб!
____________________________________________ № 18 Николай Сладков
«Еловая каша»
У всех день рождения ; радость. А у клестят ; беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
А родители хоть бы что!
_____________________________________ № 19 Алексей Жемчужников
«Сословные речи»
Вослед за речью речь звучала:
«Народ, законность, власть, права...»
Что ж это? Громкие ль слова?
Или гражданские начала?.
Нет! Гражданин сословных прав
Ярмом на земство не наложит!
И возглашать никто не может,-
Народной думы не узнав
И от земли не полномочен,-
Что строй его правдив и прочен!
Тот строй законен и живуч,
Где равноправная свобода,
Как солнце над главой народа,
Льет всем живительный свой луч.
Во имя блага с мыслью зрелой,
И кроме блага — ничего!
Так вековое зиждут дело
Вожди народа своего.
А вас, сословные витии,
Вас дух недобрый подучил
Почетной стражей стать в России
Против подъема русских сил!
Январь 1865
__________________________________________ № 20 Дмитрий Минаев
«Житейская иерархия»
Строго различаем мы с давнишних пор:
Маленький воришка или крупный вор.
Маленький воришка — пища для сатир,
Крупный вор — наверно, где-нибудь кассир;
Маленького вора гонят со двора,
Крупного сажают и в директора;
Маленький воришка сцапал и пропал,
Крупный тоже сцапал — нажил капитал;
Маленький воришка угодил в острог,
Крупному же вору — впору всё и впрок;
Маленьким воришкам — мачеха зима,
Крупных не пугает и сама тюрьма,
И они спокойно ждут законных кар…
Там, где шмель прорвется, берегись комар!..
1878
____________________________________________ № 21 Майя Бессараб
«Владимир Даль»
Даль пишет не на отвлеченные темы, его волнуют язвы общества. Простому люду, например, житья не было от мошенников-судей. «Из суда, что из пруда, сух не выйдешь» — говорит народная пословица. Даль подробнейшим образом раскрывает, как наживаются судьи. Вот они ни в чем не повинного человека волокут в участок для снятия свидетельских показаний, приводят раз, другой, третий, а сами знай себе пишут, что тот говорит. На досуге сличат — противоречие! А потом бедолаге зачитают статью из кодекса о ложном показании свидетелей. Никто себе не враг, откупается, чем может, лишь бы прекратилось дело. Получив мзду, чиновник тут же на мелкие части рвет «дело» и отпускает свидетеля, который рад-радехонек, что избежал опасности. А того и не знает, что в канцелярии велось на него два «дела»: одно настоящее, а другое дутое, оно-то и рвется для успокоения клиента. Одним словом, целая наука. А вот еще пример. Едут на пароме трое, среди них офицер. Офицеру что-то не понравилось, и он избивает одного из своих попутчиков. Третий, купец, отходит от драчуна на край парома. Вдруг с берега раздается крик: «Ваше благородие, скорее дайте купцу в рыло, чтоб не годился в свидетели!» Это совет стряпчего: он хорошо знает законы, что и говорить. Один рассказ у Д аля имеет символическое название: «Дышло». В нем изображена царская юриспруденция как она есть: «Надо все эти тонкости знать; надо быть большим законником и держать наготове все приправы и уловки, чтоб не попасться. А ловкий законник, смышленый подьячий и стряпун, тертый приказный куда как пну пору вертит делами, беда, да и только; вся власть в 160 его руках. И черно — бело, и бело — черно, и красно — пестро; словом, ровно добрый плотник: что захотел, то и срубил; за всякое дело, как за дышло, берется: куда хочет, туда и воротит». Писатель не может не замечать зло, если оно на каждом шагу: «Опричь худа, какое добро ныне от кого ожидать? Пора такая... время скудное и тяжелое, только тем и живется, что авось да небось. Д а, а тем часом авоська веревку вьет, а небоська на тебя и петлю накидывает» («Отец с сыном»). Те же мотивы слышатся и в другом рассказе Д ал я — «Удавлюсь, а не скажу»: «Вот какие тяжелые года, всем тошно, всем душно». Дело даж е не в отдельных фразах, а в общем фоне, на котором развивается действие рассказов Казака Луганского в эти годы: «Город беден, нет там никому, что называется, ни наживы, ни покою» («Подземное село»); «В средней полосе у нас живут, коли хлеб жуют, а порою не брезгуют и мякиной, макухой, лебедой и мезгой» («Ворожейка»), Рассказ «Ворожейка» был напечатан в «Москвитянине» в 1848 году. Цензор Лешков, пропустивший его, получил выговор «за порицание действий начальства». Генерал-майор Бутурлин, председатель негласного колштета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений, ополчился на Д аля. Вот что писал Д. П. Бутурлин С. С. Уварову, министру народного просвещения, 25 ноября 1848 года: «При рассмотрении помещенной в десятом номере «Москвитянина» повести, Д аля под названием «Ворожейка», в которой рассказываются разные плутни и хитрости,
__________________ № 22 Из «юридической латыни»
Legem brevern esse oportet - нужно, чтобы закон был краток
Lex specialis derogat generali - специальный закон отстраняет основной закон
Lex prospicit nоn respicit - закон смотрит вперед, а не назад
Lex aequitate gaudet; appetit perfectum; est norma recti - право наслаждается справедливостью, стремится к совершенству, и есть господство правого
Lex est norma recti - право есть господство того, что является правильным
Lex est ratio summa quae jubet quae sunt utilia et necessaria, et contraria prohibet - право есть осуществление разума, которое требует тех вещей, что являются полезными и необходимыми, и запрещает обратное
Lex est tutissima cassis; sub clypeo legis nemo decipitur - право есть безопаснейший шлем; под защитой права никто не бывает обманут
Lex neminem cogit ad impossibilia - закон ни от кого не требует невозможного
Lex nemini operatur iniquum, nemini facit injuriam - закон никогда не учиняет несправедливости, никому не причиняет вреда
Lex respicit aequitatem - право с уважением относится к справедливости
Lex semper dabit remedium - закон всегда предусматривает способ защиты
Lex semper intendit quod convenit rationi - закон всегда имеет в виду то, что соответствует разуму
Lex uno ore omnes alloquitur - закон говорит со всеми одинаково ("одним ртом")
Lex vigilantibus, nоn dormientibus (subvenit) - закон для деятельных, а не для тех, кто дремлет
______________________________________________ № 23 Александр Пушкин –
из «Нравоучительных четверостиший!
«Закон природы»
Фиалка в воздухе свой аромат лила,
А волк злодействовал в пасущемся народе;
Он кровожаден был, фиалочка - мила...
Всяк следует своей природе.
_________________________________________ № 24
В новейшем времени законы, регулирующие всё, касаемое «умных машин», важны - непереоценимо.
(Причём важность растёт – словно князь Гвидон – и злободневствует.)
Но даже «подбирать» что-то на эту тему самостоятельно не рискую –
ввиду непросвещённости
и статуса «неуверенного пользователя» (пожизненного, видимо – ну не моё… на заре авиации про самолёты обыватели говорили: как это – железный и летает???!!!).
На Проза ру есть автор,
чьи произведения на эту тему (и не только)
рекомендую прочесть.
Валерий Черкасов-Минский
http://www.proza.ru/avtor/cherkvalerij
Например:
"Комп может быть субъектом?"
и
"Комп может быть субъектом? 2
и
"Идеальный закон о полиции"
Сначала (в черновике) перечислила и другие «в тему»,
а потом решила, что читатель сам разберётся:
там много интересного – за одно посещение не охватить.
+ 2019 01 18
Добавляю
мнение рекомендованного автора»:
«наиболее четко и коротко свое отношение к Закону как таковому, я высказал в миниатюре: Теология и право рассуждения дилетанта-технаря».
_________________________________________ № 25
Отдельно – просто вспомнившееся сразу, когда определилась тема.
*Почему-то первым – Леонид Филатов (из его «Федота»):
Ты у нас такой дурак
По субботам али как?
Нешто я должон министру
Объяснять такой пустяк?
Чтоб худого про царя
Не болтал народ зазря,
Действуй строго по закону,
То бишь действуй... втихаря.
*Из мультфильма про Врунгеля (Слова Е. Чеповецкого,музыка Г. Фиртича)
«Держим в банках миллионо
И плеванто на законо».
*Из Кэрролла:
-- Пусть присяжные решают, виновен он или нет, -- произнес Король в двадцатый раз за этот день.
-- Нет! -- сказала Королева. -- Пусть выносят приговор! А виновен он или нет--потом разберемся!
*Из старого фильма «Вам и не снилось» -
его уж подзабыли, а песня живёт – слова Рабиндраната Тагора, музыка Алексея Рыбникова.
Смерть побеждающий,
Вечный закон —
Это любовь моя.
_________________________ № 25 Из словарей
ЗАКОН
----------------------------------------- Толковый словарь Даля
м . (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон природы или естественный закон, которому неизбежно следует вся вещественная природа. Законы гражданские, установленные гражданскою, государственною властью, для обеспечения быта граждан, противопоставляются законам духовным, т.е., относящимся до дел веры, или же до духовного мира, духовной жизни; противопоставляются также законам военным, уголовным. Брак: Принять закон, южн. обвенчаться, жениться. Жить законом, костр. с женою. Воля царя - закон. У них ни царя, ни закона, т.е. неурядица. Не будь закона, не стало б и греха. Не знаяй закона, не знает и греха. Если бы не закон, не было бы и преступника. Где закон (или заповедь), там и преступление. Не всякий прут по закону (з(н)аказу) гнут. Держи суд по закону. Дураку закон не писан. Нужда закона не знает (а через шагает). Закон паутина: шмель проскочит, муха увязнет. То-то и закон, как судья знаком! Законы святы, да судьи крючковаты (супостаты). Не бойся закона, бойся законника (судьи). Закон дышло: куда хочешь, туда и воротишь (туда и вышло). Где закон (или законники), там и обида. На людей законы, а на себя рассуждение. Закон не кол: не обтешешь! о браке. Законный, к закону относящийся, особ. согласный с законом, с установлениями церкви и государства. Законный брак. Законное взыскание. Законная льгота. Законный ход дела. Законные тиски или клещи, прижимка, обида приказных. Нам добро и всем таково-то законное житье! Законною женою будь доволен одною. Законнический, к закону относящийся. Законность ж. состояние, принадлежность законного, согласного с законами, на них основанного. Суд признал законность моего иска. Законник м. законоведец, законописатель, законотолкователь и пр. Он большой законник, знает все законы; в этом знач. употреб. также законница ж. Законы святы, законники (или судьи) супостаты. Законы миротворцы, да законники крючкотворцы. Законить что, употреб. с предлогами у, об, в знач. установить;
- - кого, арх. приводить к исполнению закона, увещевать, журить, учить добру. Законорожденный, рожденный от законного брака. Составные слова этого образования понятны по себе: Законоблюститель, законоправитель, законодержец, наблюдающий за исполнением закона. Законоправитель также конституционный государь, законоправленье ср. конституция. Законоведец, законовед, законоискусник м. законник, сведущий в законах. Зконоведенье, законознанье, законословие, юриспруденция, наука о государственном праве, о законах. Законодавец, -датель, законоположитель, законоположник м. кто дает, установляет законы. Законодательный, к установлению законов относящийся. Законодательский, к законодателю вообще относящийся. Законодательство ср. общность и дух всех постановлений, законов страны. Римское законодательство. Закононенавистник м. своевольник по убеждению, ненавидящий всякий закон, или закокоборец. Законописатель м. законописец м. законодатель, кто пишет, составляет, сводит, объясняет закон или издает его для исполнения. Законополагать, установить, узаконивать, вводить в закон. Законоположенье ср. действие законополагателя; самый закон, установление, узаконение. Законоположный, законный, узаконенный. Законоправильник м. церк. собрание правил апостольских и св. отцов, книга Номоканон. Законопреступленье, закононарушение, неисполнение закона. Законопреступник, -ница, закононарушитель, неисполнитель закона. Законопреступный, противозаконный. Законослужитель м. повинующийся закону; служащий государству, особ. по ведомству правосудия;
- священник. Законотолковник, -толкователь, законоизъяснитель, объясняющий законы. Законоуставник, -вщик, законодатель;
- законоправильник, Номоканон. Законоучение ср. учение о законе Божьем, о вере. Законоучитель м. учитель закона Божьего, веры. -ный, к сему относящийся; -ский, к законоучителю относящийся. Законохранитель м. сохраняющий, исполняющий законы.
---------------------- Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
- в праве - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.
----------------------------- Толковый словарь Ожегова
-а, м. 1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. 3. общественного развития. Законы рынка. 2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция - основной з. государства. Соблюдать законы. 3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы). 4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. 3. Божий (род. п. Закона .Божия; православное вероучение; также такой предмет). - Слово (желание) чье закон для кого - о беспрекословном подчинении чьей-н. воле, желанию. Слово учителя - для тебя закон. Вне закона кто (офиц.) - о том, кто лишен защиты законов, охраны со стороны государства. Объявлен вне закона. Закон не писан кому (разг. неодобр.) - о том, кто действует как ему заблагорассудится. Дуракам закон не писан.
===================== 2019 01
Свидетельство о публикации №119011400176