Здание железнодорожного вокзала и депо, площадь Сл

Здание железнодорожного вокзала и депо представляют собой объект историко-культурной ценности. Буквально каждый гость нашего города первым делом пребывает на железнодорожный вокзал. Железнодорожный вокзал находится практически в центре города Кургана. Он как будто разделяет город на две части. Чтобы попасть из центра города в северный поселок нужно пройти по железнодорожному пешеходному мосту, расположенному рядом с вокзалом.

Обсуждение строительства Великого Сибирского пути велось с 1850-х гг. По данным А.М.Васильевой, рескрипт императора Александра о строительстве дороги был издан 17 марта 1891 года. Закладка состоялась 19 мая 1891 года при участии наследника цесаревича Николая. Помимо прочего, строительство должно было дать средства к существованию семьям, пережившим страшный голод 1891 года.

22 июня 1892 года были объявлены подготовительные работы по постройке дороги, ведущей от Челябинска через Введенское и примыкающей к Кургану. 4 июля 1892 г. в Кургане были торжественно заложены и к октябрю 1893 года окончены железнодорожные пути Транссибирской магистрали. Первый паровоз прошел через Курган в воскресенье, 4 октября 1893 года. Его встречали огромные толпы народа. На поезде ехал начальник Западно-Сибирской железной дороги, действительный статский советник К.Я.Михайловский (100).

«Станция Курган» должна была быть третьего класса, то есть иметь пассажирское здание (вокзал), иногда с буфетом, водоемное здание, гидравлический кран, товарную платформу, пакгауз, депо. К январю 1895 году было готово деревянное здание вокзала и частично паровозное депо. Окончательно первое здание депо на девять стойл для ремонта паровозов было сдано в июле 1896 года. Несколько позднее появились и две водонапорные башни, которые обеспечивали водой технические службы. В 1910 году на станции появился каменный одноэтажный вокзал, хорошо известный по фотографиям того времени и больше отвечавший потребностям городской экономики (100).

В августе 1919 года во время бомбардировки города отступающей армией Колчака здание вокзала было разрушено и сожжено несколькими прямыми попаданиями снарядов. В результате еще в январе 1931 года местные газеты писали, что курганский вокзал ютится в остатке бывшего здания, в котором было темно, сыро и грязно (100).

В марте 1937 года начальник Южно-Уральской железной дороги утвердил проект нового курганского вокзала, которое хотели завершить уже к ноябрю того же года. В нем должен был быть обширный зал ожидания, комната матери и ребенка и многое другое. В существующем каменном здании после ремонта должен был разместиться зал ожидания транзитных пассажиров. В феврале 1958 года началась новая реконструкция вокзала, завершенная в декабре 1959 года. Здесь были три зала ожидания, гостиница, комната матери и ребенка, ресторан и прочие службы, то есть сформировалась знакомая сейчас планировка (100).

На первом перроне перед входом в здание вокзала стоял памятник Сталину, а в 1964 году на привокзальной площади был установлен памятник основателю города Тимофею Невежину, созданный по проекту известного скульптора Анатолия Ивановича Козырева. Он приехал в Курган в 1953 году в период расцвета городского строительства. Именно ему принадлежит большая часть скульптур советского времени в Кургане. К сожалению, памятник Невежину был поставлен из временных материалов, и в результате к середине 1990-х гг. пришел в негодность, что и привело к его сносу. В 2013 году в рамках деятельности по программе «Любимый город» был утвержден новый проект памятника, который вскоре должен быть установлен на старом месте (100).

Современное здание вокзала уже слабо напоминает изначальные проекты конца XIX – начала XX в., особенно после капитальной реконструкции 2010 года. Сейчас сложно представить себе развитие Сибири без железнодорожного транспорта. Появление Великого Сибирского пути вызывало колоссальный подъем местной экономики, и к 1904 году дорога с трудом справлялась с объемом перевозок. Война с Японией привела к тому, что в 1907 году началось строительство вторых параллельных путей, однако мимо Кургана они не прошли, поскольку была проложена альтернативная дорога от Омска к Тюмени. Для местных купцов наиболее насущным было соединиться железной дорогой с Екатеринбургом через Шадринск. После более чем десятилетней борьбы за это в 1904 году начались изыскательские работы, а в 1911 начали строительство дороги на этом направлении, приостановленное в связи с началом Первой мировой войны. Долгожданный фрагмент путей от Шадринска к Кургану появился только в 1931 году (100).

Первым делом, выйдя из вокзала, гости и жители города попадают на площадь Слосмана.

Вениамин Слосман — начальник Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги в 1958-1993 гг., заслуженный работник транспорта РСФСР, лауреат премии Совета Министров СССР, Почётный гражданин Курганской области. Вениамин Менделеевич Слосман родился 2 сентября 1920 года в городе Мена Черниговской области УССР. Трудовую деятельность начал в 1942 году после окончания Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта инженером на станции Татарская. Затем работал на инженерно-технических должностях Омской и Южно-Уральской железных дорог. В 1957 году Слосман был назначен заместителем начальника Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги, а в 1958-1993 годах возглавлял работу этого отделения. С его именем связаны крупные производственные, экономические и социальные достижения, которые вывели курганских железнодорожников в число передовых на сети дорог. Вениамин Менделеевич внёс значительный вклад в реконструкцию предприятий транспорта, внедрение новой техники и технологии, научной организации труда. Он был инициатором строительства жилья хозяйственным способом, создания подсобных сельских хозяйств, строительства путейских городков. В Курганском отделении дороги были построены профилакторий, физиотерапевтическая больница, спортивный комплекс, более 800 тысяч квадратных метров жилой площади (30).

Железнодорожный вокзал находится по адресу: город Курган, ул. пл.Слосмана, 6. Координаты: 55.441136, 65.320732.


Рецензии