История поэтических ошибок 1

...

"Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю» - Величайший поэт А.С.Пушкин.




Из ошибок утончённых
Вышел славный человек,
Посвящая весь свой век
В мыслях одухотворённых

Небожителям Парнаса!
Подходя к святой горе,
Он легко седлал Пегаса
Даже в стужу,в январе -

Восемь лет поэмой жил
И закончил всё равно,
В ней юнцу перстом грозил
В чуть замёрзшее окно!





____________________________________________

Источник: РИА "Новости"


Допускал ли Пушкин орфографические ошибки?




Пушкина уже не первое десятилетие изучают в школе. А у самого поэта как обстояли дела с орфографическими ошибками? Он их допускал?

Отвечает главный научный сотрудник Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, доктор филологических наук Эльмира Афанасьева:

— Да, допускал. И часто — сознательно, акцентируя внимание на архаичном варианте употребления слова или же ориентируясь на живой разговорный язык.

    У каждой из таких «ошибок» своя биография.

Читайте также
Почему языки разные, а знаки препинания одни?

Например: «Нева металась, как больной/В своей постеле беспокойной» («Медный всадник»). На первый взгляд в поэме присутствует ошибочное употребление «постеле» вместо «постели». Однако языковые нормы XIX в. существенно отличались от тех же норм первой половины XXI в., и в пушкинскую эпоху помимо слова «постель» использовалось слово «постеля».

Или сонет 1830 г. «Мадона». Ошибка — и в заглавии? И да и нет. Дело в том, что Пушкин в написании слова «мадонна» ориентировался не на итальянский язык, а на французский. И всегда писал слово «мадона» с одной «н». В то же время поэт следил за правильностью написания слов и поучал брата Льва: «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Что он за нехристь? он русский, из перерусских русский».

    Ошибки — это особого рода игра с нормой (осознанная или неосознанная). А иногда и формирование новой нормы.

В романе «Евгений Онегин» есть мотив эстетического осмысления грамматической ошибки как неотъемлемой составляющей живой речи: «Не дай мне Бог сойтись на бале/ Иль при разъезде на крыльце/ С семинаристом в жёлтой шале/ Иль с академиком в чепце!/ Как уст румяных без улыбки,/ Без грамматической ошибки/ Я русской речи не люблю».


________________________________________

Кракий поэтический вывод:

"Ошибки - это особого рода формирование новой нормы."


Рецензии
Забавная и любопытная статья!

Оксана Задумина   11.01.2019 15:36     Заявить о нарушении
Это привычка собирания всего интересного,что касается поэзии,особенно классической.

А настоящие исследователи должны работать в государственных архивах!

Ленивый Критик   11.01.2019 19:09   Заявить о нарушении