Новогодняя Казань 1913 и 2019

Сравнение на основе стихотворения Тукая "Мороз".

 "Уж свой отпраздновали русские мавлют". Есть и другое название Рождества в татарском  - Раштуа бэйрэме.
 Стихотворение было опубликовано 10 января 1913 года в газете "Ялт-юлт" за подписью "Шурале". Это любимый псевдоним Тукая. Дата, указанная автором,  1 января 1913 года. 26 февраля Тукай ляжет в больницу Клячкина и уже не выйдет: Габдулла Тукай умер 15 апреля 1913 года.
  Описание новогодней Казани 1913 года в 5 частях  стихотворения "Мороз", как в кино, даёт живописные картины жизни нашей столицы 106 лет тому назад и невольно подвигает к сравнению с нашим наступившим новым годом, нашей жизнью и даже погодой. 106 лет как раз тот срок, на котором можно отслеживать глобальное потепление климата. По свидетельству наших современников, последний, сравнимый  с тукаевским Новый год, когда по утрам от мороза не заводились машины, был в Казани в 2006 году. Личный автомобиль у людей в наше время можно сравнить с лошадью в крестьянском хозяйстве при Тукае. В столице "знать" "щеголяет на рысаках". На улицах современной Казани видим многообразное соответствие "рысакам" в марках заграничных автомобилей.   Казань у Тукая мы застаём городом студентов и школьников, с прославленным Императорским Казанским университетом, который, к слову, Тукай не упоминает: к Императорскому университету первый поэт татар никакого отношения не имел. Что говорить о простом татарине? При советской власти Казанский университет утратил статус "Императорского", зато обогатился на филологическом факультете Отделением татарской филологии. Однако на русском отделении, как и в Императорском университете, Тукая как в упор не видели, так и не видят. На знаменитом Чёрном озере, которое потом прославится застенками НКВД, в стихотворении у Тукая пары стремятся "обогнуть" друг друга на катке. Этим кратким свидетельством исчерпывается вся благостность описания новогодней Казани, никаких наряженных ёлок. Лирика Тукая с самого начала была вместе с тонким психологизмом чрезвычайно социально заострена. (Остановиться на этом поподробнее: "Осень", "Весна", "Признаки весны" и др.)
И это большое панорамное стихотворение Тукай и начинает, и заканчивает самой болезненной для него проблемой его родного народа: как чума, поражающим людей пьянством. Тукай прямо указывает и на причину этой заразы - это глубокая пропасть между богатством и нищетой, которую лютый мороз выявляет с беспощадной наглядностью. Мороз, как любая другая беда, выявляет  самое худшее и в человеке. Для Тукая  тщеславие это второй из главных национальных пороков. Забавный, почти анекдот, героем которого он изображает себя в 4-й части стихотворения, это мастерский приём, чтобы высмеять чопорность противника, поставив его в тупик. Так Тукай, не боясь выставить себя в униженном положении, обходился и с  литературными противниками. Как ещё человеку указать на его глупость! Но самое важное, что выражает этой юмористической сценой Тукай: он - один из этих брошенных на произвол судьбы нищих, раздетых и голодных безо всякой помощи власти и общества. Он с ними и в дороге, за городом, когда преодолеть на лошади расстояние до деревни и обратно без грабежа было проблемой. Русские, "бессмысленно и беспощадно"* празднующие свой "мавлют", в таком же положении, как и татары. Что важно: язвительный сатирик, Тукай обращает свою сатиру всегда не на русских, а на соотечественнков, как здесь на Ишми ишана и "магишатистов"- читателей журнала "Религия и магишат**". Именно их винит Тукай
в отсталости и жалком положении своего народа. Но что такое эти "казёнки", куда набивается от холода бездомный и прочий сброд и на раздобытые гроши беспробудно пьёт "казённую" водку? Что это, как не сознательное спаивание мусульманского населения, легко подверженного этой пагубе вследствие отсутствия многовекового  русского иммунитета!


*"Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный"      
   А. Пушкин. Капитанская дочка

**жизнь      


Рецензии