Нож - оружие
21 декабря 2018.
Метание ножей и топоров Древней Руси (часть 1).
Разберемся с ножами.
В базе все просто - древнерусские воины имели на вооружении мечи, копья, топоры, - это известно каждому здравомыслящему школьнику.
Были ли ножи? Да, были.
Были ли ножи элементом воинского снаряжения?
Да, были. По сведениям одного из письменных источников того времени арабского путешественника X века ибн Фадлана, видевшего воинов-русов на Волге:
"при каждом из них (воинов-русов - прим. ред) имеется топор, меч и нож, причем со всем этим они никогда не расстаются".
Насколько ножи были распространены?
Спросим археологов и историков. Кому, как не им, исследовавшим материальную культуру и наследие веков, точно знать, какие именно артефакты сохранились до наших времен.
Один из крупнейших исследователей темы - Анатолий Николаевич Кирпичников, - советский и российский археолог, доктор исторических наук, профессор, автор монографии "Древнерусское оружие".
Про ножи и скрамасаксы Кирпичников в своем исследовании делает отдельный раздел. И не потому, что многое есть сказать.
Сами ножи и скрамасаксы в монографии изображены так:
Археолог отмечает, что боевые ножи обнаружены в богатых воинских захоронениях X века вместе с мечами. Длина находок достигала 50 см, ширина - порядка 2-3 см. На Руси такие ножи носились в ножнах с характерными городчатыми обоймами с Т-образными прорезями.
А вот обычные ножи, меньшего размера, были непременными спутниками воинов, что подтверждается большинством захоронений XI-XII веков. Носились они так же в чехлах у пояса.
Другой историк того же периода, А.В. Арциховский отмечает:
"Ножи нельзя причислять к оружию, хотя бы и массовому. Летопись только в показание неслыханной ожесточенности боя при осаде татарами Козельска говорит: "Козляне же ножи резахуся с ними". В таком бою шла в ход вся домашняя утварь".
Не подтверждает активное использование ножей в бою и еще один письменный источник того времени ("Слово о полку Игореве"), несмотря на упоминание в нем "засапожников" как таковых.
Впрочем, былины и сказания изустного народного творчества про метание ножей упоминают. Как и почему - в нашем следующей материале. Подписывайтесь - чтобы не пропустить!
Комментарии 4
По рейтингу
Нехочу Небуду
16 д
о чем статья ?что у русских воинов был нож ?вы серьезно ???
Ответить
Метание ножей
автор16 д
Нехочу Небуду, каждый делает свои выводы).
Мои комментарии.
Тот, кто говорит про ножи, что они не являются оружием - не жил на свете, это говорит фантом, а фантому ножи не страшны, так же, кстати, как и любое оружие (ну, может быть, кроме ядерного).
Внесу в комментарии свой комментарий, дав более цветастости, документального, для уяснения, что такое нож в действии. Призываю русскую былину для комментария. Она обработана мной для общего ритма, с сохранением самобытности речи. Ритм, соблюдался певцом лишь речитатативом при исполнении. При просто чтении - единого ритма нет в былине. Я дал один ритм в каждую былину. Считаю, что с этой задачей я справился. Будьте уверены, древность звучания я не нарушил. Русские былины "Илья Муромец", обработанные мною, есть в Интернете.
Вот русская былина, в которой нож участвует буквально как оружие именно.
БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА С СОКОЛЬНИКОМ.
Встретил стар Илья, Илья Муромец,
Встретил стар Илья да Сокольника.
Ведь Сокольник-то стал разъезживать –
Над старым-то он потешается,
По-татарски всё забавляется:
“Старый ты Илья, да седатый пёс,
В келье те сидеть при дороженьке,
А не дело те – дело ратное.
Еду ведь я нонь в стольный Киев-град.
Князя там в котле я живым сварю,
А княгиню-то за себя возьму,
Церкви ваши я да на дым спущу,
Больши книги все да во грязь стопчу,
А иконы ведь – на поплав воды”.
Отвечал Илья, Илья Муромец:
”Знать бы надо мне от нахвальщика:
Где украл-хватил шубу соболя,
Сапожонки-то тот зелён сафьян,
Где угнал-хватил ты добра коня.
Ты, наездничек, похваляешься
Повладети ведь стольным Киевом,
А на то ведь мне свой упор держать,
Свой упор держать, ведь ответа дать”.
Потешается тут наездничек:
“Не богатырь ты, Илья Муромец, -
Ты ворона-то пустопёрая
Да сорока ты подзагубиста.
Мне таких, как ты, надо тридцать-то.
Ведь бузыга ты да седатый пёс”.
Во старом кипит кровь горячая,
Расходилися могуча плеча.
Тронул он коня, да добра коня.
Да бежит тот конь – мать-земля дрожит.
Не две тучи враз сокоталися -
Два богатыря тут съезжалися;
Остры копейки изломалися,
Тяжки палицы рассыпалися,
А мечи-то их – исщербалися.
Соскочили ведь два богатыря,
Соскочили-то со добрых коней
Да схватилися плотным боем тут,
Плотным боем тут – рукопашныим, -
А от крика их лесы ломятся.
По злосчастьицу Ильи Муромца
Нога правая приокользела;
А как падал стар на сыру землю –
Тут Сокольник сплыл на белы груди.
Он не спрашивал роду-племени,
Из нагалища вынимал он нож –
Да Илье пороть груди белые,
Груди белые, ретиво сердцо.
Стар казак-то тут да возмолился:
“Уж ты Спас, Спас, Спас многомилостив,
Пресвята ты мать Богородица,
Как стоял-то я всё за веру-то,
Всё за веру-то христианскую,
Я за церкви-то, церкви божии,
За честные ведь за монастыри”.
Илье Муромцу силы прибыло,
Силы прибыло вдвое прежнего –
На груди белы сплыл наезднику,
Сплыл он сам старой Илья Муромец.
Вынимал старой свой чинжальный нож,
Вынимал старой – призадумался:
“Уж ты гой еси, добрый молодец,
Ты коей земли да и города,
Коего ты есть отца-матери?”
Отвечал ему добрый молодец:
“У тебя как был на белых грудях,
Я не спрашивал роду-племени, -
Я б твои порол да белы груди,
Да смотрел бы я ретиво сердцо.
А от моря я да от синего,
Да от камешка того – латыря,
Я от бабы есть Златогорки ведь,
Что удалой той полянице же.
Уж как был я есть добрый молодец
Ещё сын я ей да Сокольничек.
Говорила ж мне родна матушка:
“Встретит стар казак – низко кланяйся”.
Тут сказал ему Илья Муромец:
”Ах ты чадо ведь, чадо малое,
Ты дитё моё неразумное, -
Ты ведь мной, дитя, понастроено;
Не силён ты сам – мной заведано.
Дай-ко мне теперь слово крепкое:
Не владеть вопредь стольным Киевом
Да не быть отцу поединщиком, -
А как нет – ссеку твою голову”.
Дал Сокольник тут слово крепкое:
Не владеть вопредь стольным Киевом
Да не быть отцу поединщиком.
Становил Илья на резвы ноги,
На резвы ноги сына милого
Да целует-то в уста сахарны,
Да ведёт его в тонкий бел шатёр,
В тонкий бел шатёр во полотняный.
Пировали ведь, веселилися,
Приумаялись, привалилися.
Ведь прилёг-то тут Илья Муромец,
А Сокольник-то думу думает:
“Спишь ты, стар, да спишь – ухмыляешься,
А тобой ведь я да унижен есть.
Погоди-тко ты, да седатый пёс, -
Я расправу дам тебе вечную”.
Он ножом черкнул во белы груди,
Ведь отцу черкнул он чинжалищем –
Да черкнул ведь он во святой-то крест.
Да Илья-то тут просыпается,
За белы руки он хватается:
“Ты скажи-ка мне, злой наездничек:
Ты зачем хотел убить старова?”
Отвечал ему злой наездничек:
”Ведь тобою я да унижен есть,
Потому я тут со чинжалищем.
Да и мать свою копейком сколол”.
Вышибал Илья вдруг Сокольника,
Что повыше-то, выше дерева,
Что пониже-то, ниже облака.
Пал же наземь он ведь Сокольничек –
Тут Сокольнику и кончинушка.
11.10.2002.
Свидетельство о публикации №119011006292