Украл бы или нет?

Захожу в супермаркет и ловлю себя на мысли: если бы здесь не было видеокамер и охраны, которая, вроде как, следит за происходящим в торговом павильоне, короче того, что «мешает» мне безнаказанно украсть, украл бы Я или нет? Вопрос в классике дуализма. Ведь не воруем мы не потому, что не хотим, а потому, что не можем. Причины разные, вот я не ворую в большей степени от того, что боюсь попасться. Дай мне возможность украсть и уверенность, что данная затея может быть реализована с самым минимальным риском, а в идеале и без него, то непременно украл бы. И украл бы не от нужды, не от острой необходимости, а лишь потому, что была такая возможность – возможность заполучить что-то представляющее материальную ценность совершенно бесплатно. Понимал бы, что поступаю нехорошо и скорее всего, было бы совестно от такого поступка, хоть и немного, но всё же. Уверен, что в какой-то степени жалел бы о содеянном и порицал бы себя, но дай мне возможность украсть второй и третий раз на таких же условиях, крал бы снова и снова. Каждый раз с самоосуждением и с некой брезгливостью, с презрением к самому себе, но крал бы, так как в этом есть какое-то безнравственное, грязное удовольствие. Удовольствие перешагнуть черту дозволенного, пусть и на самую малость, но сама суть в том, чтобы перешагнуть. А Вы порой не замечали в себе какой-то мимолётной страсти поддаться искушению? Сделать что-то гадкое, подлое, пошлое, просто так, дабы потешить своего неугомонного чертёнка, засевшего в глубинах сознания. Как тяжело сдерживать себя, когда окружающий мир, буквально, нашпигован запретными плодами. Как тут можно думать о всеобщей гармонии и самоограничении, если мысли замыкаются на собственном Эго и подпитке этого Эго. Так устроена человеческая натура и лишь единицы, с сильным внутренним духовным стержнем, могут преодолевать подобные соблазны, большинство же к таковым не относится ни сейчас, не относилось в прошлом, и думаю, что и в будущем человеку не удастся преодолеть свои маленькие, а порою, далеко не маленькие греховные «хотелки». Но я искренне убеждён, что стремится к этому необходимо.

Полёт мысли увлекает меня и ведёт дальше. Вот если Я решился перешагнуть черту и получаю от этого некое удовлетворение, не возникнет ли у меня желания двигаться далее? Насколько сильны мои принципы, чтобы противостоять соблазнам и есть ли эти принципы вообще? Одно дело красть в супермаркете зубные щетки, пасту, влажные салфетки, шоколад, носки, и прочую мелочь, а другое дело – решиться на что-то более объёмное. Например, украсть бумажник, мобильник, или выйти на другой уровень – воровать особо ценные вещи, заниматься мошенничеством. Вот тут то, что касается меня, нащупывается принципиальная грань – украсть у конкретного человека из моей социальной среды, зная, что причиню ему вред, не посмею. Но опять же, предоставьте мне возможность украсть у какого-то наглого, обеспеченного жлоба – украл бы, да еще и с чувством гордости. Только истина в том, что будь ты хоть мелким воришкой или крупным вором, решившимся на иные объёмы воровства – вор есть вор, черта пройдена, имеет ли значение насколько далеко ты зашёл? И Я имею в виду не ответственность перед законом, я о нравственной стороне, о духовном аспекте. Согласитесь,  удобно винить проворовавшихся чиновников, взяточников, коррупционеров, которые ворочают миллионами, нанося ущерб государству, мол, вон какие суммы в карман загребают, а мы тут, на «нижних этажах», таких денег за всю жизнь не увидим. А если меня, тебя или того другого поместить на место чиновника, где деньги лопатой гребут? Вопрос. Он прекрасно понимает, что плохое дело делает и возможно, осуждает себя и жалеет, ну скажем, автомобилистов, которые через пару лет будут проклинать дорогу, положенную не по технологии, ну и пусть, ведь на ней удалось своровать большую сумму для себя любимого, для жены красавицы, для детишек и даже для внучат. Ну как же не украсть, коль возможность есть? Коль система отлажена и риск попасться минимальный, а там, если что, связи помогут, да и судьи деньги тоже любят. Уверен, что многие из возмущающихся, при том, что возмущение беззаконием само по себе, безусловно, правильно, оказавшись на месте ворюги, продолжат его незаконную деятельность. В таком случае, чего стоят их возмущения и «праведный гнев»? Это не более чем банальная зависть. Ведь их уровень – это зубные щетки в супермаркете или мобильные телефоны, а там уровень другой и возможности гораздо больше – машины, дачи за городом, социальный статус. Пусть ответственность тоже больше, риск, азарт, аппетит.

В итоге, меня, как человека религиозного, не могла не посетить следующая мысль: имеет ли значение для Бога, в каких объёмах и пропорциях ты воровал и что было тому причиной? Нужда или интерес, необходимость или алчность. Сама суть - воровал. Одинаково ли осудят того, кто воровал по мелочи, без особого вреда для общества и того, кто это делал с необыкновенной жадностью, причиняя ущерб многим? Воровали оба, только с разными возможностями и масштабами. В масштабах вопрос ли или в сути дела?
(24.12.18)


Рецензии